А. В. Щукин Первый самостоятельный... 68г. 11

Галина Щукина
7.06.68г.

Ну вот. Сегодня 7.06.68.
Саня твой полетел сам!!!
Первый самостоятельный полёт!
Понимаешь?!
И, кажется, первый из всех ребяток, которые раньше не летали.
До меня вылетели 4. Двое с 3 и 4 курса (по здоровью не допущенных на МИГ-21) и два после аэроклуба.
 Столько радости! Если бы ты знала.
Все ребятки на старте глазами переживали весь мой полёт от взлёта до посадки. А я хоть бы что. Как будто не впервый раз.
 Кинуха! - захожу на посадку и, чёрт его знает сяду или нет, а в голове знаешь что?
 - Ну и пусть. Сами выпускали, сами и отвечать будете, а я то что?
Сел - что надо. Нормально. Инструктор доволен. Ну, а я..!!

Ещё вчера вечером лежу и думаю:
.
 - Ну, Галка, вот и приехали. Неужто не выпустят? Ну, а если и полечу сам - это ты, ты во всём "виновата" будешь, выложусь весь, вот увидишь...
Потом перед посадкой в самолёт:
 - Ну, Галичка, держись.
И всё... А потом уже работа.

Контрольные полёты летал с замом ком. полка. Боялся одного - как бы не подвести своего инструктора.
Ну, а потом ребятки и качали, и кричали, и Молнию для меня сочинили и т.д.

Потом генерал прилетел и дал нам грамоты (кто сам летал), а я стою и думаю
 - Ну, что, будешь ты меня ещё выгонять? Нет? То-то...

Дождь... Он шёл всего минуту. Даже не шёл - просто как будто выдал нам порцию свежести и тут же, как будто спохватившись, прекратил это баловство.
...Душно. Даже ночью трудно уснуть. Только под утро, пока не встало солнце, можно немного прийти в себя.
У вас, наверно ((в Краснодаре), и того хуже..?

Ждал с утра письмо. Чтобы время прошло быстрее до обеда (приносят почту) ушёл в лесопосадки.
Лесопосадки - это только стандартное название. Леса никакого нет и в помине. Есть кусты, высаженные каким-то агрегатом так, что получились очень прямые рядки с промежутком 2-3 метра.
Большинство из всей растительности в них смородина.
Если написать, что кроме этих островков зелени вокруг на 300 вёрст голая вызжженая степь, станет ясно, что ягоду там искать почти бесполезно. Почти. Потому что так думают те, кто попадает сюда случайно...
Мы же считаем это природой и дары воспринимаем очень осознано...
Дальше километрах в 4-х протекает река. Ну, ручей. Ну, и что, зато вода. Сегодня туда не пошёл, уж очень душно - пока вернёшься, захочется уйти снова.

В лесопосадках водятся - змеи, суслики и видел одного зайца.
Он перебегал как-то взлётную полосу. Шустрый и рыжий.
Глупый - чуть не раздавил его своими шасси.

На прошлой неделе летал один день. Из 3-х моих самостоятельных полётов нет ни одного сбитого буя. Буи, они белые и призваны ограничивать с двух сторон посадочную полосу.
Ну, очень красиво разлетаются при неаккуратной посадке.

Прибрёл в казарму - письма нет.
На обед не пошёл, душно. Валялся на кровати. Не знаю жалел  себя или нет, но кажется нет.

Почитал то, почитал это, повозмущался фразой заслуженного лётчика-испытателя Капрэляна... Потом отнёс  это на совесть редакторов "Крыльев Родины" и успокоился.
... А вокруг такие страсти !
Народы "хочут" мира, "хто-то" им мешает...

(("Пражская весна" 1968г.
 Об этих событиях мало что знали. Мой одноклассник (1947г.р.) позже мне что-то рассказал, но не особо верилось, думали случайность.))


У нас под окном отцвела ромашка. Одна одинёшенька была. А до отпуска 4 месяца.
И надо же! - меня такого "бестолкового" ждут! Да?

Галь, это был я. Ты поняла ?
...

((Сбоку написано)) "Как это всё случилось" - пластинка играет.

Сейчас отбой.

19.06.68г.

...Погода у нас препаршивая - душно и часто грозы. За неделю было всего 3 лётных дня...
У меня уже 19 самостоятельных полётов. Но чистоты полётов не видно.

А сегодня совсем расстроил своего инструктора. Он меня даже хотел высадить из самолёта (был контрольный полёт).

Сели, начал тормозить, а меня как поведёт влево, чуть не перевернулись - выскочили за пределы ВВП; он кричит:
 - Вылазь к чёртовой маме,-
а я ему:
 - Как же я вылезу, скорость-то ещё 60 км/час. -
Он так и обалдел. Начал сам пробовать тормоза - разгонит самолёт, притормозит, а самолёт ра-аз и разворачивает чуть ли не на 90°... Успокоился.
 (Тормоза отказали).

Мало-помалу начинают вылетать самостоятельно ребятки. Посмотришь-посмотришь - на посадке или взлёте и испугаться-то некогда - потом уже осмыслишь... э...э так ведь это не шутки, а в кабине думаешь что-то почувствуешь?
Самое большое - это успеешь подумать - "вот чёрт, не поломать бы самолёт..." или "ну, если заметили - отстранят от полётов".
А это самое-самое строгое наказание (после отчисления из училища).

Галь, я, конечно же понимаю, что трудно тебе + времени нет, но эгоист я, понимаешь?
Только о себе и забочусь, жду от тебя писем каждый день, да в два листа и "прям" кошмары снятся, если они не приходят, и всё тут.

Почему ты думаешь, что это для меня вовсе не интересно, как ты там живёшь. Ух, как интересно.
Я вот вчера побывал в городе всего  каких-то 2 часа, а жизнь-то там идёт, и совсем другая.
Совсем не так живут люди, совсем не о том говорят, совсем не тем заняты.

А ты говоришь, что живёшь скучно. Как это? Ну, конечно, один и тот же дом, одна и та же работа, институт...
Галь, а что ж тогда мне писать-то -  всё те же сапоги, х/б, столовая, казарма, да ежели ещё вспомнить, что круг людей, с которыми встречаешься изо-дня в день не превышает 100 человек...
А у тебя представляешь?
Только "тышша", наверно, на одной ТЭЦ, а в городе, а в институте...?

Ты вот как-то написала, что и в кино не ходишь. Это что, на полном "серьёзе" ?
Это ты мне брось. Как же так?
Я так надеюсь, что ты мне потом расскажешь, покажешь ( видишь, опять же эгоизм - всё "об себе"...), а то ведь тёмный приеду, представляешь? Ты меня-то и не узнаешь сразу, сама же писала... А без тебя я же таким тёмным бы остался, представляешь?

А ведь Родина ждёт цивилизованного защитника !!!
Это уже, похоже на эгоизм с твоей стороны - да ещё политикой пахнет...!
Ну вот, как видишь, делать тебе больше нечего, кроме как писать  мне письма, гулять, на работу ходить, в институт (уже можно не каждый день) и мороженое кушать (здесь его нет).

Сбоку приписано - "А человечество всё "в целом" я, наверно, не люблю. Я люблю тебя".

((В это время читала Ф.Достоевского...
Вопрос у классика: "Ты любишь человечество?" И тут же ответ: "Легко любить человечество, а вот ты человека полюби?" - имелось ввиду человека несовершенного.
Конечно, я "балдела" от Сашиного ироничного ответа на мой формальный вопрос, взятый из литературы)).


 25.06.68г.

 Здравствуй, милая Галка.
Что-то ты совсем замолчала? Сессия?
А меня совсем замучали наряды - как вылетел сам, так почти через день - в наряд. Сейчас тоже там же...
((Программу Саше "сократили", другой причины не называл?)).


Сегодня уже понедельник, а в субботу я таких дров - лучше не вспоминать. Но, как тут не думать, ежели через несколько часов предстану перед "комэской" и он определит меру наказания,- что он там придумает?
А получилось вот что - сделал 4 полёта по кругу, (с почти аварийной последней посадкой) надо было зарулить, а я обсчитался и запросил взлёт. Мне послышалось, что взлёт разрешили - по газам и вперёд.
Потом слышу: "032  притормаживайте и выруливайте с ВПП..."
032 - это я. Пока тормозил, выкатился чёрт знает куда.
 Сегодня прослушаем плёнку с записью радиообмена и, если действительно "взлёт" мне послышался - накажут.
И, наверно, строго. Надо же...
Сделал уже 25 самостоятельных полётов, а посадки пока очень не стабильные. Иногда здорово посажу - не почувствуешь как "притру к земле", а иногда...
Инструктор злится, кричит, а я думаешь сам не переживаю ?
Самое худшее, если отстранят от полётов. А могут дней на 10.

В субботу же Вовка вылетел самостоятельно. Теперь веселее будет - осталось ещё двоих и всё будет в порядке.

У нас открыли бассейн, я даже выиграл "полтинник" в/с ((вольным стилем)) и тут же воду спустили.
А вокруг степь и солнце над головой.
Под кран залезешь, пообмокнешь и довольно.
Что-то разгулялась погодка - весь день солнце - жарко и так, а в кабине...
Но это, конечно, пустяки. Зато мы летаем!!!

И теперь не мы, задрав головы, провожаем глазами что угодно - лишь бы оно держались в воздухе, а сами начинаем потихоньку подпрыгивать вверх.
Если бы это можно было видеть!
Особенно лицо человека впервые отрывающего самолёт от земли!
Улыбка во-о !
      (рис.)
И ничем её не сдержишь.

5.07.68г.

Тут такие дела!..
Вот уж действительно, "то взлёт - то паденье".
На прошлой неделе летал ночью!!! Представляешь?!
Ну, конечно, не сам.
Сидел в задней кабине - впереди инструктор; у них были ночные полёты. Вот это да!
Ну, о полёте, что скажешь - сказка да и только.
А посадка !!!
Представляешь - ночь, хоть "глаз выколи" и вдруг ба-бах - море огней: красные, жёлтые, зелёные, синие, белые - прожектора, ну "прям" целый карнавал. Ни с чем не сравнить.
Это такое зрелище..!
И потом в голову лезут разные вещи вроде: "в суету городов.., и в потоки машин..."

Галь, знаешь, иногда так паршиво становится, грустно - ведь всё самое лучшее всегда разделяла и ты, а тут...
"Прям" не честно как-то получается.
Вчера очень даже прилично отлетал, даже сам доволен "до чёртиков", и посадки отличные, а на заруливании как разогнался, от радости наверно, - разогнал всех техников на старте - вымыл два класса - это ещё хорошо.

Хочешь увидеть мою "фирменную" улыбочку?
- Это я в день первого самостоятельного вылета.
Как дурак, честное слово, ну правда, я уже ничего не мог с собой поделать, расползаюсь в улыбке и всё тут.
Закрыли меня, запросил "Вырулить", а мысли знаешь о чём?
- "Ой, как бы не засмеяться".
Серьёзным ведь надо быть, да куда там?

Во! Давай иизобретём свой "Семейный альбом", а? Давай!
Интересно, наверно, получится!
Особенно когда старичками станем, вот где вспомнить-то чего будет, да?

              Саня.

...Уже два дня не писал тебе писем !!!
   Я чего-то расписался, прям прорвало.

А вчера..., а вчера был у нас и говорил с нами (пока нас не забрали на занятия) лётчик-испытатель 1-го класса Леонид Денисович Рыбиков.

Ой, Галь, чего мне делать? Пропадаю.
Если до этого я как-то утихомирился - мол чего там дёргаться - рано ещё, ещё летать да и летать, и вообще маловероятно, и ещё неизвестно как ты отнесёшься и т.д., а тут...!

Нет, Галь, я иль законченный идиот, сам и тебе жить не дам спокойно, или всё же я буду добиваться. Только тогда я, наверно, успокоюсь.
И не думай, что он как-то обнадёжил нас или ещё чего-то.
На сколько я представлял трудности достижения своей сумасбродной "мечтухи" - ничто в сравнении с теми условиями, о которых он рассказал.

Ну, хотя бы - ежегодно в школу испытателей попадает 20 парней со всего Союза... в возрасте не более 28 лет... И из этих 20-ти ещё большинство по наследству или по "предложению сверху"...
Вот тебе и "Жисть".
Ну, как тут заснёшь!?
Рассказывал о работе - это же сказка! Ой чего они там делают!
Это же люди завтрашнего дня, а техника послезатрашнего!

Называл кучи имён, фамилий, от любой из которых "благоговейно дрожать можно";  и так это запросто, типа - "вот позавчера мы с Геркой столько раков наловили"!!! - это о Титове.
Только не подумай, что это простая бравада...

Может быть ты даже не заметила,



PS. Сбой в телефоне, (интервалы, границы...), трудно печатать.
    Продолжу потом