Воспоминание о маме

Сергей Целищев
Моя мама родилась в 1948 году в сибири, по свидетельству о рождении в городе Осинники, но жила в деревне в объятиях таёжного леса. Замуж вышла в семнадцать лет, и уехала с мужем на остров Сахалин, где спустя два с половиной года появился на свет я. Жили мы в посёлке Гастелло на берегу тихого океана, если говорить точнее, то это у залива Терпения. Мама работала в поселковой столовой поваром, отец трактористом в леспромхозе. Жили в японской фанзе, в так называемом досе. ДОС, дом офицерского состава. В нём во время войны проживали японские офицеры. С нами жила моя бабушка Женя, мама моего отца, и её муж, Японец Куро де массао. Бывший самурай попавший каким то образом в плен, капитан квантунской армии. Но его все называли по русски Миша. У них была сильная любовь, они и похоронены рядышком. "Дед" Миша по словам моей мамы меня сильно любил и без конца няньчил, называл как говорила мама Серёньчка му. Я помню те далёкие годы и мамины руки. Помню как она несла меня на руках мимо старого трансформатора, который я почему то отчётливо помню, начался дождь и она подкидывала на руках говорила мне чук, чук... Странно, но это мгновение я запомнил на всю жизнь, всё это было как будто вчера.

Потом она отвезла меня к своей мачехе в казахстан, в посёлок Каракемир. Мы жили в бараке большой семьёй, дед Дмитрий, бабушка Маня, четыре мамины сестры, дядя Петя, двоюродный брат Юрий, сёстры Лена и Оля. В три года я заболел летаргическим сном, и спал пятеро суток. Врачи не могли дать точного ответа когда я проснусь. Милиция допрашивала всех подряд, думала меня отравили, или я наелся каких то таблеток, допрашивали и воспитателей детского сада куда я ходил. Но после переливания крови я всё таки через пять суток проснулся. Тогда сообщили маме и она приехала из Сахалина ко мне навсегда. Я помню как она сидела на присядках на полу, а я стоял и смотрел на неё, и не мог понять кто это. Рядом со мной были две мамины сестры Рая и Таня. Когда они мне сказали, что это моя мама, я бросился к ней на шею, и мы больше не расставались. Мама сошлась с соседом Муратом, он был турок, и временно был моим отцом. У нас был отдельный барак через стенку, в нём была скудная мебель, стояли две кровати и стол со шкафом. На одной из кроватей спал я, и часто по ночам будил за чем то маму. Она всегда подходила ко мне. Наверно мне что то было среди ночи нужно. Этого я к сожалению не помню.

В 1971 году мы всей семьёй приехали в слободу Кашары, жили в большом доме Елекоевых по улице Андреевской. Потом в съёмном доме у Подкуйко. Мама работала в кафе "Минутка" поваром. Мне было четыре с половиной года, она всегда приносила в сумочке пропахшей какими то духами конфеты золотой ключик, я до сих пор помню этот запах, но я их почему то называл "гнилыми" конфетами. Мама, принеси мне гнилых конфет говорил я. Когда мне было пять лет мама вышла замуж, и я стал жить с отчимом Савченко Николаем Ильичом, и мама взяла его фамилию, а я навсегда остался со своей. Жили мы на горе у старого СХТ. Мама тогда работала на базе и я часто ходил с ней на работу, где играл в боксах в поломанных грузовиках, сидел в кабине и крутил тугой руль. Потом мама работала в колхозной столовой, и я ездил с ней на птицеферму за белыми петушками. Когда пошёл в школу, она работала в районной столовой поваром, бывало продавала на разлив пиво в ларьке возле старой общественной бани. Работала в кулинарии, и я на большой перемене прибегал к ней чтобы поесть пирожное по 22 копейки, и попить на разлив свой любимый берёзовый сок.

Летом она работала в Терновой, в пионерском лагере "Чайка" тоже поваром, где я проводил с ней целое лето. Играл с детворой, ел бесплатное мороженное, смотрел на улице кино по вечерам и купался в реке. Помню как я сильно испугался и плакал когда на день Нептуна нечистые схватили маму и понесли топить в реке. Помню как уезжали домой, был не крытый грузовик, мы сидели в кузове на самодельных лавках и ехали по ухабам, мама попросила меня для тёток спеть песню и почитать стих гибель Чапаева, и я читал:

В уральских степях не погода и мрак,
Лисицей во тьме пробирается враг,
Чапаев не слышит, чапаевцы спят,
Дозор боевой неприятелем снят...

Я знал его весь наизусть, так как мама мне его часто читала, а память у меня была феноменальная, вся родня думала, что я буду в школе круглым отличником, но они ошиблись. Я не любил школу. А песню пел часто, встану на стул и пою:

Не печалься о сыне,
Злую долю кляня,
По бурлящей России,
Он  торопит коня...

Мама долгое время работала пекарем на старом хлебозаводе, и я много времени проводил с ней, катался на хлебных вагонетках, ел вынутый из печи горячий хлеб, лепил из теста крабов и разных зверушек, и она выпекала их в печи вместе с хлебом. Работала на АБЗ на укладке асфальта, как тогда говорили на лопате. И там я бывал с ней в летний зной, сидел в душной будке и всё время ждал обеда. А ездил лишь ради того, чтобы покататься на машине. Помню забеременела она моим средним братом Юрием и легла в больницу на сохранение. А я остался с отчимом, дом был без неё неуютен и пуст. Была сильная тоска и я плакал о том, что нет дома мамы. Я от тоски надел на себя её вишнёвую вязанную кофточку и спал в ней. Куда бы мама не ездила, я везде был с ней, будь то Волгоград, Большая Мартыновка или город Миллерово. Чаще всего она ездила именно в Миллерово, чтобы сделать завивку. Я любил эти поездки, так как она всегда водила меня в мою любимую столовую с красивыми шторами, скатертями на столе на которых стояли стаканы с аккуратно сложенными белыми салфетками, она находилась тогда на ЖД вокзале. Там всегда был вкусный борщ, второе, компот и пирожки.

И вот вчера было пять дней как её не стало. Я ездил по делам в посёлок Чертково, проезжал через родной райцентр и несказанно тосковал. Ведь тут ещё совсем недавно ходила мама, теперь не встретить её никогда и нигде. Все улицы и магазины напоминали о ней. Мы остановились на АЗС, что возле кафе "Минутка". Я попросил водителя подождать меняя пару минут, и поднялся на холм, на кладбище, постоял у маминой могилы и не мог поверить, что это правда. Проезжали мимо кафе "Минутка", и снова стрела тоски, ведь здесь работала моя мама. В дороге за разными мыслями я забылся, но проезжая мимо "Ольхового рога", увидел поворот на "Терновую", и вспомнил детский лагерь "Чайка", где проводил с мамой летние месяцы, и вновь пика печали пробила сердце. Но дорога, и говор водителя отвлекли от мрачных мыслей, но ненадолго. В переди был город Миллерово, где я часто, часто бывал с мамой. И вот снова печальные и светлые воспоминания об ушедшем времени, о молодой маме и беззаботном детстве. Как же плохо быть без мамы, даже уже сам дед, а чувствую себя покинутой одинокой сиротой. Мамы не стало 11 марта в 9 часов 17 минут утра по МСК.

16. 03. 2023 год.