Письма литературным девственникам. Часть V

Виктор Всеволодович Богданов
ВИКТОР БОГДАНОВ

ПИСЬМА ЛИТЕРАТУРНЫМ ДЕВСТВЕННИКАМ,
или
ПЕЩЕРА XXI ВЕКА



     Текст книги, печатавшийся в журнале Владимира КОСТЫЛЕВА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ МЕРИДИАН» в 2013–2014 годах, публикуется здесь в новой, 2019–2020 гг., редакции. Части текста, общим числом – VIII, соответствуют частям журнальной публикации. Выделения, сделанные в первоначальном тексте курсивом (цитаты, названия произведений, фразеологические обороты и т. п.), вынужденно заменяются здесь р а з р я д к о й, а выделения, сделанные полужирным шрифтом, – ПРОПИСНЫМИ буквами. Книга состоит из отдельных – небольших по объёму – заметок, имеющих заголовки. В принципе, читать их можно в любой последовательности.

В. Б., 2020.





ЧАСТЬ V



ВСЁ СОСТОЯЛОСЬ!


     Всё состоялось! В нашем распоряжении – океан богатств мировой литературы. Читай и наслаждайся. А пытаться прибавить туда что-то новое, своё... Серьёзный, ответственный человек должен, как минимум, хорошенько подумать, прежде чем решиться на это безнадёжное и почти бессмысленное (а объективно говоря – попросту ВРЕДНОЕ) предприятие.

     Что делать с монбланами писаний, по большей части являющихся мусором, ничтожным  «с а м о в ы р а ж е н и е м»  масс? На кой, простите, они? Как расчистить от них пространство?.. А ведь они всё растут и растут. Теперь ещё и от этой пагубы необходимо  С П А С А Т Ь  П Л А Н Е Т У!



НАУКА НЕ ХОТЕТЬ


     Если ничего не пишу (месяцами, годами!), ни капли не жалею об этом. Если не пишу, я не пишу не потому, что не могу – НЕ ХОЧУ! Когда снимешь  ро з о в ы е  о ч к и,  так ЛЕГКО не хотеть!



ВИДЫ БОЛЬНЫХ


     И самодеятельный автор самодеятельному автору – рознь, ибо ВСЕ НАЧИНАЮТ КАК САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ. Хуже другое: слишком много сегодня  «в  п и с а т е л я х»  не только посредственностей, но и людей больных. Больной человек может оказаться И ГЕНИЕМ, однако страшно, когда больной – АГРЕССИВНАЯ БЕЗДАРЬ.



ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ ВОРОВСТВО


     Мы привыкли, что в России  «в о р у ю т  в с е  и  в с ё». Нет, НЕ ВСЕ. Но – с недавнего времени – ВСЁ. Раньше крали: деньги, продукты, вещи, иногда – невест… Ныне же, окромя прежнего,  П Р У Т  ПЛОДЫ ИНТЕЛЛЕКТА И ДУХА –  о т  и  д о,  не поменяв в них ни единого словечка! Дальше катиться и впрямь некуда.

     Грубое стремление к захвату материального вполне понятно. Идеи, неопубликованные тексты, каким-либо образом попавшие к тебе, и прочее тоже можно (если повезёт!) продать. Трудней уложить в голове, в чём тебе польза, например, от чужого (напечатанного автором!) рассказа, тишком размещённого тобой под твоим именем/псевдонимом в Сети? В том, что несколько твоих знакомых поверят, что опус – твой? В довольстве пакостью ради пакости?.. Какие жалкие извращения!



ЙОЗЕФ К. И АДАМЫ XXI ВЕКА


     Безликость любого произведения всегда определяется ОДНИМ-ЕДИНСТВЕННЫМ ФАКТОРОМ – БЕСТАЛАННОСТЬЮ ЕГО СОЗДАТЕЛЯ. Низкое качество литературного текста не может быть обусловлено невыразительностью имён и характеров персонажей, как, впрочем, и полным отсутствием их.

     Известно: писатель – это стиль. Посему ИМЕНА И ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ ЯВЛЯЮТСЯ ЛИШЬ ЧАСТНОСТЯМИ АВТОРСКОГО СТИЛЯ, если, конечно, он есть.

     Уже давным-давно похоронили, воскресили, вновь похоронили и опять воскресили и героя, и автора. Но легион пишущих почему-то продолжает жить и судить словно бы в реальности XIX века – или так, будто  н а с т о я щ а я  л и т е р а т у р а  закончилась на Толстом, Достоевском, Диккенсе или Гюго. К счастью, она на них не завершилась, а продолжилась. Как минимум – МОДЕРНИЗМОМ. Не знающие этого либо исключающие это – к профессиональному и объективному разговору об изящной словесности вряд ли пригодны. ЙОЗЕФ К. из  «П р о ц е с с а»  Кафки – в трудность девственному сознанию – НЕ ИМЯ СОБСТВЕННОЕ, и даже НЕ ИМЯ «ТИПАЖА». Другие – бесчисленные – примеры приводить не буду: и приведённого более чем достаточно для способных понять.

     Равно и ни о какой  «о п р е д е л ё н н о с т и  х а р а к т е р о в»,  с некоторых пор, не может идти речи, поскольку во многих произведениях мировой литературы, ТОЖЕ, да будет вам известно, СТАВШИХ КЛАССИКОЙ, сделана сознательная, принципиальная ставка на НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, на тотальную НЕОПРЕДЕЛИМОСТЬ всего и вся, на НЕВОЗМОЖНОСТЬ ИДЕНТИФИКАЦИИ. Именно ЭТО – главная ТЕМА таких сочинений. Однако есть ли смысл упоминать в «полемике» с адамами от искусства, скажем,  «О ж и д а н и е  з а б в е н и е»  Мориса Бланшо? Вопрос риторический.



ЦВЕТАЕВА И ТОТАЛИТАРИЗМ


     «М а р и н у  Ц в е т а е в у  у б и л  т о т а л и т а р и з м»?!  Помилуйте! Вы ничего не понимаете не только в Цветаевой, но и в поэзии вообще. Цветаева всю жизнь «ПИСАЛА К ПЕТЛЕ» – и, в конце концов, будучи великим поэтом, до неё (петли) дописалась. Это становится очевидным всякому, кто даст себе труд внимательно – построчно – изучить её наследие.

     «У б и л  т о т а л и т а р и з м»…  ЧтО может быть оскорбительней и глупее в отношении поэта? Но – копают, разнюхивают и высасывают. И книжки  с т р я п а ю т. Неутомимо и без сомнений.

     Всегда поражался умению НЕЧАЯННО принижать гениев и НЕВИННОЙ страсти сводить созданное ими, а также саму их жизнь и смерть, к набору примитивных «воздействий» окружающего, дольнего, повседневного.



ГЛАВНЫЙ ВОПРОС СОВРЕМЕННОСТИ


     Сегодня океану литературы (а точнее – барахтающемуся в нём читателю), прежде всего, необходимы лоции, лоцманы, опознавательные знаки, буи, бакены, маяки... Главный вопрос современности – не  «ч т о  д е л а т ь?»,  не  «к т о  в и н о в а т?»,  не  «к а к  п о н и м а т ь?»  (Гачев), а: «КАК НАЙТИ?». То, что интересно и нужно именно тебе.



КАКОЙ ТАМ КОЭЛЬО!


     С о б о р н о е  п о с л а н и е  с в я т о г о  а п о с т о л а  И а к о в а,  глава 3, стихи 6, 8–10:  «И  я з ы к  –  о г о н ь,  п р и к р а с а  н е п р а в д ы.  Я з ы к  в  т а к о м  п о л о ж е н и и  н а х о д и т с я  м е ж д у  ч л е н а м и  н а ш и м и,  ч т о  о с к в е р н я е т  в с ё  т е л о  и  в о с п а л я е т  к р у г  ж и з н и,  б у д у ч и  с а м  в о с п а л я е м  о т  г е е н н ы;  [...]  а  я з ы к  у к р о т и т ь  н и к т о  и з  л ю д е й  н е  м о ж е т:  Э Т О  –  н е у д е р ж и м о е  з л о;  о н  и с п о л н е н  с м е р т о н о с н о г о  я д а.  И м  б л а г о с л о в л я е м  Б о г а  и  О т ц а,  и  и м  п р о к л и н а е м  ч е л о в е к о в,  с о т в о р ё н н ы х  п о  п о д о б и ю  Б о ж и ю:  И з  т е х  ж е  у с т  и с х о д и т  б л а г о с л о в е н и е  и  п р о к л я т и е. [...]».  Вот откуда НАЧИНАЕТСЯ ТЕМА! А некоторые наивные читатели свято уверены, что её открыл… Пауло Коэльо!

     На деле книжки Коэльо – довольно грубые компиляции старых истин и классики мировой культуры, рассчитанные на восприятие невежд третьего тысячелетия и адаптированные к нынешнему позитивистскому бытию большинства. Неудивительно, что для малообразованных жителей ПЕЩЕРЫ XXI ВЕКА опусы П. Коэльо –  к л а д е з ь  м у д р о с т и  и оригинальных откровений. На этом он и взлетел. Возможно, его побуждения были самыми лучшими, но... всё же сомнительно. Как почти все – и во всех сферах – новоявленные  «в л а с т и т е л и  д у м»,  Коэльо, в сущности, – прямой наследник философов эпохи Просвещения, Маркса и Дарвина, потому, среди прочего, и утверждает («М а к т у б»), что слово – изобретение человека.



В ТЫСЯЧНЫЙ РАЗ


     Повторяю в тысячный раз: ИСКУССТВО – ЭТО не только «что?», не только «о чём?», а, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, – «КАК?». Сюжетов, идей и т. п. мало – слов и творческих индивидуальностей, воплощающихся в тот или иной стиль, слава Богу, побольше.



ИСКУССТВО ПРОТИВ ДЕМОКРАТИИ


     Задумайтесь:  З О Л О Т О Й  В Е К  Р У С С К О Й  Л И Т Е Р А Т У Р Ы  ПРИШЁЛСЯ ОТНЮДЬ НЕ НА ВРЕМЕНА ДЕМОКРАТИИ. ИСКУССТВУ демократия противопоказана. А ВОТ ДЛЯ «изливающих душу» настырных ТОЛП, городящих монбланы хлама и не удосужившихся овладеть родной речью даже в пределах школьной программы, ОНА КСТАТИ.



ДОБЫВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ


     Одна из основных трудностей жизни в XXI веке состоит в том, что сегодня и для добывания, т. с., насущной, практической информации нужно быть хорошим читателем, обладать сильным интеллектом, широким кругозором, опытом и критическим настроем, дабы отличить всё заполонившую ТУФТУ, продвигаемую в умы в коммерческих целях, от вещей, действительно приближающихся к истине.



ТОЛЬКО ОДИН РАССКАЗ


     Хочу особо заметить, что среди моих сочинений есть ТОЛЬКО ОДИН рассказ с  о б с ц е н н о й  л е к с и к о й.  Пусть «праведники», брызжущие на него ядовитой слюной, поразмыслят хотя бы над ЭТИМ фактом.



ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ


     Нет, я не противопоставляю классиков – современникам. Я противопоставляю искусство – излияниям, прекрасное – безобразному, самостоятельное – беспомощному, неповторимое – расхожему...



ЛОЖЬ О ВДОХНОВЕНИИ


     Вдохновение вовсе не является, как думают обыватели,  «г л а в н о й  с о с т а в л я ю щ е й  т в о р ч е с т в а».  Разве что у ВЕЧНО вдохновлённых бездарностей.



В КАЖДОМ ИЗ НАС


     В каждом из нас – и ангел, и зверь, и сумасшедший... А те, кто это отрицает, называются в худшем случае ХАНЖАМИ, в лучшем – НЕВЕЖДАМИ.



Н А Е Д И Н Е  С  С О Б О Й


     Художнику необходимо предельно сосредоточиваться на себе и любить своё одиночество. Потому что ЧЕЛОВЕК  Н А Е Д И Н Е  С  С О Б О Й  – как ни странно – БЛИЖЕ МИРУ, РОДНЕЙ. Тогда он точнее чувствует себя, а значит – и мир. И наоборот: у погружённого с головой в окружающий поток механического бытия чувства притуплены или искажены. Однако в современных условиях уединение любому даётся всё трудней и трудней, большинству же – не даётся вообще.



В  «Ж А Н Р Е  М О Л Ч А Н И Я»


     Длительные периоды работы В  «Ж А Н Р Е  М О Л Ч А Н И Я»  – характерная (а в XXI веке и ПОХВАЛЬНАЯ!) черта судеб многих талантливых людей. Хотя и  «н и  д н я  б е з  с т р о ч к и»  нельзя считать девизом одних лишь графоманов.



ГУМУС ДЛЯ ГЕНИЕВ


     ПОСРЕДСТВЕННОСТИ КАК ГУМУС ИЛИ ФОН ДЛЯ ГЕНИЕВ – это ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ, ГУМАННАЯ версия существующего сегодня в культуре положения.

     Возьмём, к примеру, Бродского. Тот факт, что, когда было нечем заняться, он случайно купил книжку чьих-то стихов, прочитал, решил, что может написать лучше, и начал сочинять, представляется мне малозначащим. А важно, что попались ему Библия, Джон Донн, Цветаева, Оден, Фрост etc.

     ГЕНИИ ПИТАЮТСЯ ГОСПОДОМ БОГОМ И ДРУГИМИ ГЕНИЯМИ. Не думаю, что им или ДЛЯ НИХ (иначе говоря, для того, чтобы НАМ понять: вот – гений), контраста ради, необходимы задник, серая подкладка. В конце концов, совершенный текст воспринимается читателем как таковой интуитивно, «животом», а не аналитически и не методом сравнения с прочими.



ВРЕМЯ ПОЭТОВ


     Осень – время поэтов (вспомните Пушкина!). Возможно, ЧУВСТВОВАТЬ ОСЕНЬ – уже и значит: БЫТЬ ПОЭТОМ. ОСЕНЬ МЕТАФИЗИЧНА. И жажда бытия осенью особенно остра. Ведь дальше – зима, а то и вообще  Б О Г  В Е С Т Ь  Ч Т О.



У Д А Р Н Ы М И  Т Е М П А М И


     Седовласым верхушкам писательских  с о ю з о в  на то, чтобы дойти до непрошибаемого, монументального довольства самими собой и своими изданиями, потребовались ДЕСЯТИЛЕТИЯ, а мокроусым «коммунарам» свежеиспечённых «альтернативных» журналов хватает на то же самое ПАРЫ ЛЕТ.



СОВЕТСКИЕ КОМБАЙНЕРЫ


     Некоторые советские комбайнеры были грамотнее многих нынешних литераторов.



НАПРАСНЫЙ АВАНС


     Когда-то – под весьма скромный «залог» – я публично выдал начинающему прозаику щедрый, великодушный аванс. Во-первых – из филантропии (уж очень, на диво, велика жажда этого молодого человека стать – или именоваться? – писателем!), во-вторых – чтобы на новый лад «размять» перо, в-третьих – из любопытства понаблюдать реакции местных мэтров словесности.

     Перо «размял». Реакции были бурными. Однако литератор аванс не отрабатывает и, насколько понимаю, не отработает никогда. Если не говорить о том, что он деградирует, можно с уверенностью сказать: годами топчется на одном и том же месте. И место это, мягко выражаясь, не слишком возвышенное. Лавинообразно прирастающее количество его текстов никакими – ни малейшими! – качественными изменениями не сопровождается.

     Ему 26 лет. Обычно  т в о р ч е с к и е  н а т у р ы  (исключения есть, но крайне редки и чаще всего представлены теми, кто по каким-то причинам и начинал ПОЗДНО) к этому возрасту являют в общих чертах свой потенциал, хотя отдельные – обнаруживают талант ВО ВСЕЙ МОЩИ уже и в 17–20. Повторюсь: человеку 26. Логические выводы на основании сказанного каждый волен сделать самостоятельно. Кого они не устроят – пусть верит в ЧУДО. Я же склонен думать, что ЧУДА НЕ ПРОИЗОЙДЁТ, увы.



«ГАЗЕТЧИК»


     Что такое Розанов? «ОБЫВАТЕЛЬ», написавший невероятное (чуть ли не 100 томов!) число заметок и статеек ДЛЯ ГАЗЕТ, чтобы прокормить свою огромную (по теперешним меркам) семью из 8-и, кажется, ртов. Но впоследствии, да ещё и при жизни автора, эти ежедневные «ПИСУЛЬКИ» СТАЛИ КЛАССИКОЙ философской, религиозной, литературо- и искусствоведческой мысли. В XXI веке подобные «обыватели» и «газетчики», ясное дело, НЕПРЕДСТАВИМЫ.



БЕССИЛИЕ КРИТИКИ


     Чёрт с ней, с критикой. С «плохой». Да и с «хорошей». Хуже всего, что ни у кого почти не осталось ни грана САМОКРИТИЧНОСТИ, что литераторы едва ли не поголовно гонят откровенную халтуру и что им ни капли не стыдно – ни перед собой, ни перед обществом. Либо они правда, в массе, так измельчали и одичали, что НЕ ПОНИМАЮТ, НЕ ЧУВСТВУЮТ собственной ничтожности. В последнем случае, конечно, ЛЮБАЯ, даже самая лучшая, критика им не поможет.



О КРИТЕРИЯХ


     «Н е т  о б ъ е к т и в н ы х  и  В С Е М И  П Р И З Н А В А Е М Ы Х  к р и т е р и е в.»

     КРИТЕРИЕВ НЕТ ДЛЯ расплодившихся БЕЗДАРЕЙ. Потому что им выгодно, чтобы НИКАКИХ критериев не было.



ЧЕЛОВЕК В ПРИДУМАННОМ МИРЕ


     «Ч е л о в е к а,  к о т о р ы й  ж и в ё т  в  п р и д у м а н н о м  и м  м и р е,  п е р е у б е ж д а т ь  б е с п о л е з н о.»

     Людей, живущих в мире, придуманном для них ДРУГИМИ, переубеждать ещё бесполезней.



НОВЫЕ КОЧЕТОВЫ


     Никогда  Н Е  Ч И Т А Л  Донцову.  Н О  НЕ  О С У Ж Д А Ю.  Просто любопытно: что за книжки у неё?.. По чужой статье сделал вывод: это такой новый  Р Е А Л И З Ь М,  наверно. Типа советских  п р о и з в о д с т в е н н ы х  р о м а н о в. Типа  «Ж у р б и н ы х» Кочетова. ПИР ЭМПИРИИ. В той концентрации, которая человеком иного устройства и устремления воспринимается КАК ФАНТАСТИКА (или воистину фантастична?). Если так, то и «снобам» от искусства, из тех, что не безмозглы, эти сочинения должны быть интересны. В качестве яркого примера одной из основных – неумирающих –  М А Т Р И Ц  КУЛЬТУРЫ.



СОИСКАТЕЛИ СТАТУСА I


     Пишущим не платят? Платят! Только теперь не за стишки или рассказики непосредственно. А: то – стипендишку, то – грантик, то – премийку, то – за судейство на турнирчике, то – за трёп на семинарчике, то – за «редактирование» и/или составление журнальчика/сборничка... Кое-кому. ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО СЕБЯ ВЕДЁШЬ. Не отъешься, пожалуй, но НА  П Р И К О Р М  ХВАТАЕТ. Вот они и лезут. В пииты, в члены, в заместители, в председатели, в жюри, в редколлегии...

     И следует из этого печальное: для большинства из них литература как таковая – на третьем, на пятом, на десятом месте. ПО СУТИ, ОНИ МЕЩАНЕ, МЕЛКИЕ ДЕЛЬЦЫ, А НЕ ПИСАТЕЛИ. Всякий дополнительный СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – так или иначе, раньше или позже – ПРИНОСИТ МАТЕРИАЛЬНЫЙ ДОХОД, пусть и не слишком крупный и не регулярный. Именно СТАТУСА они и добиваются. А как авторы и/или ПОДЛИННЫЕ  д е я т е л и  к у л ь т у р ы  многого не достигнут. Мы и видим это ежедневно.



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ


     Как  д в а ж д ы  д в а  ч е т ы р е  зная наше государство и его подразделения, скажу: действительно большими, важными, насущными проблемами оно толком не занимается никогда. Зато на всевозможную ЧУШЬ И МЕЛОЧЬ, равно и на ту  М О С Ь К У,  что публично пропищит против него (государства), оно нередко БРОСАЕТ ВСЕ СИЛЫ И ОБРУШИВАЕТ ВСЮ ГЛУПОСТЬ, коей в его распоряжении ВСЕГДА С ИЗБЫТКОМ.



ЭНСК КАК  М А Ш И Н А  В Р Е М Е Н И


     Хотите попасть во Францию, Германию или Австро-Венгрию XIX столетия? Ни  м а ш и н а  в р е м е н и,  ни кинематограф, ни погружение в исторические исследования, ни чтение изящной словесности для этого не нужны! Достаточно просто жить в Энске и чуть-чуть интересоваться его литературными буднями. Увлекательное (и абсолютно бесплатное!) ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОЗАПРОШЛЫЙ ВЕК вам обеспечено!

     И думаешь: какие деньги можно зарабатывать и сколько людей, очарованных историей, культурой и историей культуры, можно привлечь в сей городок, если с умом организовать тур под условным названием  «Э Н С К  К А К  М А Ш И Н А  В Р Е М Е Н И»,  программой которого СТАНУТ ВСТРЕЧИ С «официальными» и «неофициальными»  Э Н С К И М И  Л И Т Е Р А Т О Р А М И.

     Ау, барыги! Есть шанс  с р у б и т ь  на ЖАЛКИХ писателях кучу  б а б л а!  Ау, сочинители! Имеется способ в кои-то веки получить постоянный и приличный доход! Объединяйтесь!



Ч У Ж А Я  «Ш К У Р А»


     Историческому романисту или фантасту мешают  з а л е з т ь  в  ч у ж у ю  «ш к у р у»  не столько законы физики и/или индивидуальной неповторимости, сколько незнание им «пейзажа», эту самую  «ш к у р у»  окружающего, и временнАя дистанция. Однако в помощь ему здесь скорее пригодны не научные методы, а труднейший полёт фантазии. Хорошо: допустим, очертил некий малый круг. Тут же понимаешь, что надо переходить к следующему – большего диаметра. И так далее...

     Создать собственно  «ш к у р у»  с тем или иным наполнением – задача для писателя относительно плёвая. А вот формирование под литературного героя дурной бесконечности концентрических кругов «ландшафта», центром которого он, условно, является, – путь, требующий колоссальных усилий, мощного воображения, железной логики и энциклопедической образованности пишущего, и поэтому мало кому доступный. Если же идти от обратного, то есть от «окрестностей» – к  «ш к у р е»,  ничего не меняется по очевидным причинам.

     Всё это, естественно, начинает подавлять тебя, если ты ставишь себе высокую планку, если хочешь добиться результата значительно выше среднего. В противном случае – дело проще, но и труд твой – роман – будет в итоге более или менее расхожим.



СТЕПЕНИ ПОРАЖЕНИЯ


     ЛЮБАЯ, в том числе и выдающаяся, КНИГА – всего лишь СТЕПЕНЬ ПИСАТЕЛЬСКОГО (ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО) ПОРАЖЕНИЯ, а вовсе НЕ ПОБЕДА, НЕ УСПЕХ.



ПОХВАЛА  И Н Ы М  П А Л Е С Т И Н А М


     Почему я люблю публиковаться в других городах России, а не в том, где живу? Так меньше мороки. Ты посылаешь тексты. Их не печатают. Или печатают.

     Здесь же, с кем ни свяжись, спустя время каждый раз выясняется, что от тебя чего-то ждут, чего-то хотят и даже чего-то требуют – СВЕРХ НАПИСАННОГО тобой. Участия, присутствия, аплодисментов,  О П Р Е Д Е Л Ё Н Н О Г О  о б р а з а  м ы с л е й,  П Р А В И Л Ь Н Ы Х  высказываний и чтобы ты был «за» тех-то и/или «против» тех-то. Нет уж, увольте! Лучше печататься в  И Н Ы Х  П А Л Е С Т И Н А Х.



ПРИБЛИЖЕНИЕ К «РЕАЛЬНОСТИ»


     Те, у кого туговато с фантазией и/или знанием  м а т ч а с т и,  берут основой своих телесценариев для  с е р и а л о в  сюжеты  «и з  ж и з н и».  Обычная практика. И довольно полезная, на мой взгляд: благодаря ей все эти  м ы л ь н ы е  о п е р ы  всё же несколько ПРИБЛИЖАЮТСЯ к «реальности», на отражение/изображение которой их создатели горячо претендуют.

     Если, конечно, многочисленные посредники между сценаристом и, так сказать,  к о н е ч н ы м  п р о д у к т о м  – продюсеры, редакторы, шеф-редакторы, «эксперты» и режиссёры – в итоге не налепят в фильм разной бредятины, как, исполненные чувства собственной значимости и «профессионализма», они любят делать.



ПРЕМИЯ  «S I L E N T I U M»


     Предлагаю учредить литературную премию  «S I L E N T I U M»  имени Ф. И. Тютчева и Дж. Д. Сэлинджера – ЗА МОЛЧАНИЕ ПИСАТЕЛЯ. Пусть даже он что-то строчит –  «в  с т о л»,  в файл. Лишь бы ни в печать, ни в Интернет не выходил. Не только с «произведениями», но и с комментариями в блогах, на форумах и т. д.

     ПРОМОЛЧАЛ хотя бы ТРИ ГОДА, не обнародовал ни страницы – получи  П О О Щ Р И Т Е Л Ь Н У Ю.  ПРОМОЛЧАЛ ДЕСЯТЬ ЛЕТ – получи  Г Л А В Н У Ю.  ПРОМОЛЧАЛ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ – получи какой-нибудь аналог  «Н о б е л е в к и»,  «S I L E N T I U M-З О Л О Т О».  ЗА ИЗБАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОТ СВОИХ СОЧИНЕНИЙ.



ЗА МИР БЕЗ ЛИТЕРАТУРЫ


     От случая к случаю попадая в руководители так называемых  с е м и н а р о в  м о л о д ы х  и  н а ч и н а ю щ и х  л и т е р а т о р о в,  я всегда в первых словах старался убедить участников: БРОСАЙТЕ это НЕЛЕПОЕ И ВРЕДОНОСНОЕ для вас, ближних и универсума ЗАНЯТИЕ – ПИСАТЕЛЬСТВО, и чем скорее – тем лучше, пока не засосало. А если не можете, направьте свою энергию на работу В САМОМ ПРОДУКТИВНОМ И БЕЗОПАСНОМ «жанре» литературы –  «Ж А Н Р Е  М О Л Ч А Н И Я».

     Не знаю, последовал ли хоть кто-то моему полезному совету. Судя по тому, что СТРАНА ПИСАТЕЛЕЙ ПРОДОЛЖАЕТ, благодаря, прежде всего, «прогрессивным» средствам «коммуникации», НЕУКЛОННО РАСШИРЯТЬСЯ, и в недалёком будущем численность её подданных, видимо, почти сравняется с численностью человечества, никто здравых пожеланий не слушает.

     Однако, повторюсь, единственно, на мой взгляд, разумное ДЛЯ ВСЕХ в сегодняшней ситуации: с писанием надо  З А В Я З Ы В А Т Ь.  Раз и навсегда.

     Сколько выгод! Объективно: значительно расчистится эфир, а читателям любых категорий будет чуть легче ориентироваться в том, к чему направить рецепторы. Ведь графоманы, посредственности и  н а ч  и н а ю щ и е  заслоняют свет пуще прочих. И выбор  «ч т и в а  п о  и н т е л л е к т у  и  з а п р о с а м»  осложняется тем сильнее, чем больше разного люда являет плоды своей прихоти обществу. Субъективно: легион  «с а п и е н с о в»  избавит себя от бессмысленного времяпрепровождения, от смехотворных ожиданий и упований, от ненужных движений, от шутовских амбиций и  в ы с о с а н н ы х  и з  п а л ь ц а  трагедий. Мир станет лучше: чище, свежЕй, удобней, просторней! А в идеале – так: МИР БЕЗ ЛИТЕРАТУРЫ – КАКАЯ КРАСОТА!


(П р о д о л ж е н и е  с л е д у е т.)



ПУБЛИКАЦИИ:


     Богданов В. В. Письма литературным девственникам: Публицистические заметки // Литературный меридиан: культурно-просветительское художественное издание. – Арсеньев, 2014. – Март. – № 3 (77). – С. 3 – 7. Содерж.: Всё состоялось!; Наука не хотеть; Виды больных; Всеобъемлющее воровство; Йозеф К. и адамы XXI века; Цветаева и тоталитаризм; Главный вопрос современности; Какой там Коэльо!; В тысячный раз; Искусство против демократии; Добывание практической информации; Только один рассказ; Противопоставления; В каждом из нас; Наедине с собой; В  «ж а н р е  м о л ч а н и я»; Гумус для гениев; Время поэтов; Ударными темпами; Ложь о вдохновении; Советские комбайнеры; Напрасный аванс; «Газетчик»; Бессилие критики; О критериях; Человек в придуманном мире; Новые кочетовы; Соискатели статуса I; Государственные проблемы; Энск как машина времени; Чужая «шкура»; Степени поражения; Похвала  и н ы м  п а л е с т и н а м; Приближение к «реальности»; Премия «SILENTIUM»; За мир без литературы.

     П я т а я  ч а с т ь  п у б л и ц и с т и ч е с к и х  з а м е т о к.


     Богданов В. В. Письма литературным девственникам, или Пещера XXI века: Публицистические заметки: Часть V // Бюро Постышева: журнал писателей. – 1 марта 2020. – Содерж.: Всё состоялось!; Наука не хотеть; Виды больных; Всеобъемлющее воровство; Йозеф К. и адамы XXI века; Цветаева и тоталитаризм; Главный вопрос современности; Какой там Коэльо!; В тысячный раз; Искусство против демократии; Добывание практической информации; Только один рассказ; Противопоставления; Ложь о вдохновении; В каждом из нас;  Н а е д и н е  с  с о б о й; В  «ж а н р е  м о л ч а н и я»; Гумус для гениев; Время поэтов;  У д а р н ы м и  т е м п а м и; Советские комбайнеры; Напрасный аванс; «Газетчик»; Бессилие критики; О критериях; Человек в придуманном мире; Новые кочетовы; Соискатели статуса I; Государственные проблемы; Энск как  м а ш и н а  в р е м е н и;  Ч у ж а я  «ш к у р а»; Степени поражения; Похвала  и н ы м  п а л е с т и н а м; Приближение к «реальности»; Премия  «S I L E N T I U M»; За мир без литературы.

     П я т а я  ч а с т ь  п у б л и ц и с т и ч е с к и х  з а м е т о к  в  р е д а к ц и и  2019 – 2020  г г.