Аэрокобры против немецких асов - 2

Андрей Грачев 2
Глава первая. Боевое крещение. Продолжение.

8 июля 42 года 153-й иап собрал богатый урожай: сбили два бф-109 и ещё один подбили, на вынужденной посадке самолёт был разбит. Причём оба сбитых были асами.

Утром в район Чертовицы отправилась небольшая группа "Бостонов" под прикрытием звена "Кобр". В районе цели "Бостоны" были атакованы бф-109. Атака была стремительной, однако ещё оперативнее среагировало сопровождение. Лётчик Савин Валентин Харитонович, спикировав, обстрелял ведущий бф-109, сбив его с одной атаки, после чего остальные вышли из боя. В этом коротком бою свою гибель нашёл успешный ас из 8 отряда "удетовцев" - Рудольф Заборовски, имевший на счету 41 победу. Пилотам "Кобр" удалось, как видим, свалить одного из лучших асов элитной эскадры.

Пострадали и "пиковые". В районе чуть севернее Воронежа состоялся бой третьего отряда "пиковых" с "Бостонами". Им, правда, удалось сбить две американские машины. Обе сбил ас Вильгельм Криниус. Однако он несколько увлёкся и сам попал под атаку. Пилот был сбит и вынужден был прибегнуть к помощи парашюта. Ещё один самолёт из его группы был сильно поврежден и разбился на посадке, пилот не пострадал. Это был единственный раз, когда Криниус прибегнул к помощи парашюта на восточном фронте, а вот на брюхо ему однажды садиться пришлось. Сбил аса пилот Кирсанов Пётр Семёнович. Любопытно, что официально этот пилот летал рядовым, поскольку по его вине в 41 году произошла тяжёлая авария целой группы самолетов. А неофициально он был ведущим звена. Вторую победу одержал сам комполка Миронов Сергей Иванович.

В этой связи стоит сделать небольшое отступление. Все, кто имел счастье читать роман "Воздушный штрафбат", наверное думают, что лётчиков только и делали, что за малейшую провинность ставили к стенке или отправляли в штрафбат. На самом деле, опытных асов наказывали весьма редко. Даже за серьёзные преступления. Например, был такой пилот Королев Виталий Иванович, летал он в 115-м гиап и летал успешно. Например, в одном из боев этот ас сбил известного немецкого аса Йенневайна. Однажды он, напившись, застрелил своего товарища. И, хотя за такое преступление он, по идее, должен был быть расстрелян, но ему дали 7 лет, причём отсрочили приговор до окончания войны, а потом и вовсе амнистировали. Очень похожая история была с Фотием Яковлевичем Морозовым. Также за убийство девушки никакого реального наказания не получил ас Воронюк Василий Маркович. Примеров таких достаточно много.

За трусость в бою, поломки самолетов судили, кстати, гораздо строже. Некоторым лётчикам даже пришлось побывать в штрафбате. Однако и тут, как мы видим на примере Кирсанова, всё было не так уж страшно, как нам представляют адепты "кровавого сталинизма".

Вернёмся к нашему повествование. 10 августа пилоты полка преподали урок ещё одному известному асу - Вольфу-Удо Эттелю. Немцы постоянно наступали на одни и те же грабли: замечали "Бостоны", идущие вроде как без прикрытия, атаковали и попадали под удар Кобр, которые караулили сверху свою добычу. Кстати, именно такой манеры сопровождения придерживались сами немцы. Вдобавок советские пилоты постоянно атаковали самых опасных в стае - ведущих немецких групп. Кстати, Эттеля сбил всё тот же Кирсанов. Эттель сбит был в тылу советских войск и несколько дней добирался до своих.

14 июля пилоты полка переключились на нового неприятеля - сюда прибыла эскадра JG77, знаменитые "алые сердца". Эскадра эта применяла тактику "двух звеньев", которая в то время ещё не была широко распространена в люфтваффе, а позже стала типовой. Одно звено выполняло функции отвлекающего, второе - страхующего. Смысл был в том, чтобы заставить советских пилотов проявить себя, атаковав звено отвлекающее, после чего страхующее звено, куда входили наиболее опытные асы, атаковало со всем комфортом советских истребителей. И, если в JG3 и JG53 ставка делалась на индивидуальное мастерство, то в JG77 ключевое значение придавалось групповому бою.

14 июля полк выдержал тяжёлый бой. Был предпринят налет на немецкий аэродром, причём шли несколькими волнами. Одна из групп "Бостонов" была атакована бф-109. Группа "Кобр", ведущим был снова Кирсанов, привычно атаковали бф-109, но внезапно сами попали под удар страхующей группы. Одна из "Кобр" тут же загорелась, но пилот смог совершить посадку на брюхо. В продолжающемся бою была подбита другая "Кобра". Наконец, лётчик Крюков Михаил Михайлович поймал в прицел самого активного бф-109 и обстрелял его. Бф-109 задымил и из боя вышел, остальные также атаки прекратили. В прицел Крюкова попал Эрнест-Вильгельм Райнерт, один из лучших асов JG77. На поврежденном самолёте он совершал посадку в самый неподходящий момент: по тревоге взлетало звено Эрвина Клаузена, ещё одного знаменитого аса. Райнерт на плохо управляемом самолёте налетел в аккурат на самолёт Клаузена, и обоим асам очень повезло, что они не пострадали, хотя самолёты, конечно, были разбиты. Кстати, Крюков всё ещё формально числился в 185-м иап.

В дальнейшем, однако, лётчики полка уже почти не добивались побед над видными асами JG77. Надо сказать, что эскадра JG3 отличалась некоторой бесшабашностью, поэтому и потери асов в этой эскадре были достаточно велики. JG77 с её научным подходом к боевому искусству была не столь уязвимой. Изучив тактику "Кобр", пилоты JG77 выработали методы противодействия. Настал черёд тяжёлого испытания для полка.

Так, 23 июля в районе Большой Верейки был сбит Алексей Семёнович Смирнов, в будущем - очень известный ас. Он атаковал бф-109 и ю-88 в составе группы, заявил сбитыми два самолёта, однако сам был атакован сзади, ранен и с трудом покинул отчаянно штопорящую машину. Несмотря на ранение, ас вскоре вернулся в строй. Сбил его опытный ас Хайнрих Зетц, один из лучших асов JG77. Правда, немцы существенно завысили успех, заявив три победы: реально был сбит один самолёт и ещё один получил существенные повреждения, однако благополучно добрался до аэродрома и совершил посадку на колеса. В свою очередь, не подверждается и заявка Смирнова на бф-109.

6 августа полк понёс первую безвозвратную потерю: был сбит и погиб лётчик Хохлов Виктор Никифорович. Это произошло в большом групповом бою во время сопровождения "Бостонов". Немцы атаковали несколькими звеньями. Сначала бой вёл 5 отряд JG77, одна из его групп пробилась к "Бостонам" и сбила три из них, а вторая атаковала "Кобры" сопровождения. В этом бою лётчики полка избежали потерь и, напротив, сбили один из бф-109, пилот Франц Хрдлика был легко ранен и воспользовался парашютом. Он был ведущим немецкой группы, имел 25 побед на счету. Отличился пилот Камерилов Юрий Николаевич. Однако, когда, как казалось, худшее было позади, бф-109 пятого отряда отогнаны, внезапно группу атаковали бф-109 шестого отряда, причём ведущим был всё тот же Хайнрих Зетц. В бою было сбито две Кобры, пилот одной из них погиб. Это и был Хохлов. Немцы "скромно" оценили успех в четыре сбитых, причём две победы записал на свой счёт Зетц.

11 августа в катастрофе, не связанной с воздушным боем, разбился Камерилов Юрий Николаевич, на счету его было пять побед. А 12 августа полк лишился в бою сразу двух асов.

В районе Новая Усмань группа "Бостонов" была атакована бф-109. "Кобры" сработали оперативно, однако в ходе воздушного боя был подбит ведуший советской группы - Авдеев Александр Фёдорович, имевший уже 5 побед на счету. Повторной атакой ас был сбит и погиб. Сбили его вовсе не асы - немцы заявили в бою две победы, отличились лётчики четвёртого отряда Густав Хорн и Альфред Кайнат. Причём оба имели на счету менее 6 побед. Ответить им, к сожалению, лётчики полка не смогли. Иногда встречается версия, что Авдеев таранил знаменитого аса JG77 Франца Шульте, имевшего 46 побед на счету. На самом деле, Авдеев никого не таранил, а Шульте был сбит в бою с "Яками" не тараном, а меткой очередью по мотору. Честь победы над столь сильным врагом принадлежит пилоту 176-го иап Ачкасову Сергею Васильевичу.

Ещё более тяжелую потерю полк понёс в бою в районе Грязи. Был сбит и погиб Карпухин Виктор Григорьевич, лучший ас полка, одержавший 13 побед. На сей раз группа "Кобр" полка атаковала группу "разрушителей" бф-110. Во время атаки немецкие бф-109, в свою очередь, атаковали "Кобры", завязался бой, в ходе которого Карпухин "сел на хвост" одному из бф-109. Ему уже почти удалось сбить немца, но он был обстрелян сбоку другим бф-109. Очередь эта оказалась роковой... По немецким данным, отличились пилоты пятого отряда Хайнц Кляйн и Людвиг Рёсснер. Тоже, кстати, далеко не самые известные. Но, стоит отметить, что в JG77 был в целом высок уровень личного состава.

Итоги деятельности полка в небе Воронежа были признаны успешными. Ни разу 153-й иап в ходе этих боев не пережил разгрома. Потери были, разгромов не было. В свою очередь, полк нанёс немцам много поражений, в том числе и видным асам. А ведь, прояви бы этот полк себя плохо, вероятно не было бы "Кобр" на вооружении лучших полков Советского Союза. Именно по итогам этих боев принято было решение о массовых заказах этого самолёта. 22 ноября 42 года полк был преобразован в 28-й гвардейский.