Новые данные. Образовании союзов славянских племен

Томилин Михаил Леонидович
Образование союзов восточнославянских племен в свете новой парадигмы

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          В Большой Российской энциклопедии сказано: «Ми­гра­ции с сер. 7 – 8 вв. уси­ли­ли слав. при­сут­ст­вие на вос­то­ке и се­ве­ре слав. ареа­ла и рас­ши­ри­ли его (см. Мартыновский, Сахновка, Роменская культура,Сопок культура); … В ис­точ­ни­ках кон. 1-го – 1-й пол. 2-го тыс., от­ра­жаю­щих и бо­лее ран­ние реа­лии, есть дан­ные о мно­го­численных «пле­ме­нах» восточных славян (сло­ве­не, кривичи, полочане, радимичи, вятичи, дулебы, хорваты восточнославянские, волыняне, дреговичи, древляне, поляне, северяне, уличи, тиверцы)»

          Есть мнение, что союзов славян было 14 «племя или народец (голядь)» является, по счету Ходаковского, 14-м среди прочих названий славянских различных ветвей народа, а не племенем пресловутых балтов, о чем он написал в своем труде «Сравнительный словарь географических названий»

          Исследователь старины Зориан Доленга - или Долуга - Ходаковский, как называл себя польский шляхтич Адам Чарноцкий, скрывавший своё участие в походе Наполеона в 1812 году на Москву. Для изучения славянских древностей отправился в путешествие из Петербурга 17 августа 1820 года. В своем путешествии по России он интересовался остатками язычества, сохранившимися в современном ему народном быте в виде различных преданий, поверий, обычаев, обращал внимание на провинциальные наречия. Еще он обследовал городища и отмечал их местоположение, что дало представление о территории распространения славянских племён.

          Расселение славян в Европе достигло своего максимума в V-VII веках новой эры. Их расселение в Восточной Европе происходило без особых проблем – почему?

          По - мнению кандидата исторических наук Светланы Жарниковой: «Не выявлено исторических причин, которые, могли бы вызвать обязательный, всеобщий уход ариев из своей прародины. Скорее всего большая часть арийских племён осталась дома на Русской равнине в северной и средней её части, став предками народов этой земли, в том числе и древними предками русского народа.» («Наследие С.В. Жарниковой Исторические ремарки» Максименко Юрий http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/ 1207-mk.pdf)

          Указанные в летописях и других источниках переселения славянских племен из центральной и южной Европы во второй половине первого тысячелетия нашей эры было вторичным, так как изначально эти племена ушли со своей прародины - Русской равнины.

          Об этом переселении славянских племен на свою прародину говорит сформулированная на основе последних данных новая парадигма: «Согласно современным данным палеоклиматологии, антропологии, лингвистики, этнографии и других сопредельных наук на территориях европейского Севера России к моменту прихода славян проживали в основном потомки древнего индоевропейского населения, сохранившего архаичнейшие общеиндоевропейские культурные традиции, архаический тип лексики и архаический приледниковый антропологический европеоидный тип.( Их можно назвать «Изначальными ариями» - общность арийских племен до начала ухода части из них с севера Русской равнины.(автор))

          Их контакт и взаимовлияние со славянскими группами, продвигавшимися на данные территории, были облегчены наличием близости языка, антропологического типа и многих культурных традиций, доставшихся и тем и другим от их общих индоевропейских предков.»(сборник научных статей кандидата исторических наук Светланы Жарниковой «АРХАИЧЕСКИЕ КОРНИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО СЕВЕРА» https://www.booksite.ru/fulltext/zharnik/text.pdf)

          Все встает на свои места если племена, призывавшие Рюрика такие как чудь, меря, весь отнести к племенам изначальных ариев, к ним же нужно отнести и племена муромы, берендеев и других.

          Откуда было знать летописцам, что языки близкие, но архаичнее санскрита нужно было относить к родственным славянским языкам (например, санскритские названия рек севера, названия им давали племена и народы, жившие на этих землях), ученые разобрались только к концу 19 века, что санскрит очень близок к русскому. Составители древних летописей тем более не могли этого знать, поэтому относили многие из перечисленных в ПВЛ племен, как племена с отдельными или иными языками.

          Докажем, что племена весь, меря, мурома, чудь – племена изначальных арийских племен, оставшихся на Русской равнине.

          Племя Весь.

          В толковом словаре Ожегова: «Весь ж. новг. сельцо, селение, деревня, Весняк м. веснянка ж. стар. крестьяне, поселяне, селянин, уроженец или житель веси.» И топонимы Весь можно найти по всей Русской равнине. Например, село Весь в Суздальском районе Владимирской области. Весь деревня в Иссадском сельском поселении Волховского района Ленинградской области. Веськово – село на территории Переславского района, река Весьегонск. Есть и город Весьегонск - самый северный город Тверской области. Племя весь было таким многочисленным, что оно жило на такой огромной части Русской равнины?

          Приведем интересное мнение из статьи Владимира Фролова «Русские племена.»: «Крупное русско-славянское племя «Весь», следы пребывания которого можно отыскать на географической карте от Прибалтики до восточных склонов Алтая: реки, название которых имеют индоевропейское окончание «-ман» и населённые пункты, которые начинаются или оканчиваются на «вес» или «вас» …..

          Само название «весь» происходит от слова «весть», «вещать», то есть – говорить. С незапамятных времён жила Весь и на территории Удмуртии. От них остались развалины города – крепости Весьякар на реке Чепце и предания Удмуртского народа о богатыре Весья.» (
          Племя Меря.

          Приведем мнение о племени меря из эссе «К вопросу о русско-славянском происхождении летописного народа меря»( https://zdrager.livejournal.com/73411.html):«Возвращаясь к древнерусским аналогиям, кого напоминают меря? Какие народы на Русской равнине исчезли с исторической арены в десятом, одиннадцатом веках?

          Несложный вопрос. Ни один народ в России не исчез. Зато исчезли, в одну эпоху с мерей, кривичи. И поляне. И дреговичи. Вообще все славянские племена. Славянские. Нет, они не прекратили свое существование. Они просто преобразовались в соответствии с изменением социально-политической структуры общества. Словене превратились в новгородцев. Поляне - в киевлян. Кривичи - в псковичей и смолян. А меряне? А как вы думаете? Да, во владимирцев и суздальцев, в кого же еще. Поскольку они были славянами.

          Революционный прорыв в мерянской теме совершил академик В. В. Седов, определивший мерян как славянский народ, хотя и он не смог окончательно преодолеть непробиваемый псевдо финно - мерянский шаблон, и остался в убеждении, что славяне-меря поселились на территории некого все равно финно - угорского народа.

          Сопоставление судьбы народа меря с судьбами других народов Руси вполне очевидно показывает, что меря разделили судьбы именно славянских народов, поскольку только славянские летописные народы (кривичи, поляне и т.д.) исчезли со страниц истории в одну эпоху с мерянами. Именно и только славянские народы, объединившись в единый русских этнос, потеряли необходимость в своей более ранней племенной сепаратистской идентификации и утратил ее.

          Все же финно - угорские народы в Руси, абсолютно все, сохранили свою неславянскую этническую идентификацию и сохранили свои языки до настоящего времени. Сама историческая судьба мерян убедительно свидетельствует, что это был славянский народ.»

          Племя мурома. Зададим вопрос- какое племя проживало на южной реке Муром? Ее исток расположен южнее села Муром в Белгородской области, она впадает в реку Харьков недалеко от города Харькова на Украине. Расстояние Муром - Белгород по прямой — 650 километров, то есть, племя Мурома там явно не проживало, а о союзе муромских племен нет никаких данных.

          Кроме того, на Русской равнине существует множество названий с корнем мур: «Имеется река Мурещин Яр, впадающая в один из притоков реки Подгорная и река под названием Верхняя Муравлянка в Воронежской губернии (ВРГ III: 342, 345). На основе существования сходной топо-основы Мур(о)м(V)-в отдельных регионах — например, топонимы Муром, Муромка, Муромля, Муромское на Украине и в Беларуси с близлежащими территориями, ее более широкое распространение не может быть исключено, связь последних с названием города Муром, и этнонимом мурома остается неясной.» ( монография Нерознак В.П «Названия древнерусских городов».)

          Есть другая версия названия Муром. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля найдем: «Мурава, мурава, мур, или пск. твер. муром м. муромь ж. (откуда и названье города) полива, глазурь, стекловатая оболочка на гончарной посуде, на изразцах, из глета и оловяного пепла.» То есть название города связано с производством глиняной посуды, покрытой «муравской» поливой.

          Племя Чудь.

          Добавим, что и с племенем чудь произошло тоже самое: «Представляется, что два отмеченных момента, содержащихся в Сказании о Словене и Русе: включение чуди в состав известных славянских племен без каких-либо оговорок и управление чуди словенскими князьями – могут быть приняты как начальные вешки на пути реконструкции истории народа чудь как носителя ИЕ. Полагаю, что со временем должна быть заново переосмыслена и историческая идентификация других летописных народов, например, таких как меря и мурома, которые якобы были «ассимилированы» славянами и в силу этого «исчезли» из истории. Современные исследования помогут уточнить, какие из летописных этносов были «иностранницы», а какие «от роду же» словенорусских князей. Но об этом позднее, в следующих публикациях.

          Сейчас же я хочу обратиться к результатам исследований по исторической идентификации летописной чуди как носителя ИЕ, полученным российскими учеными еще в конце XIX – начале XX веков. Чудь как носителя ИЕ определял крупнейший российский лингвист, палеограф, историк литературы, славист А.И. Соболевский (1856-1929), причем к такому выводу он пришел в конце своего творческого пути, рассматривая проблему с вершины колоссального научного опыта. Приведу отрывок из его работы «Название рек и озер русского Севера» – одной из его последних работ, где А.И. Соболевский писал и о чуди. В этой работе представлены работы и других российских ученых, также оспаривавших утвердившийся к середине XIX века в российской науке постулат о чуди как финно-угорском народе.

          Поэтому я сочла правомерным просто привести фрагмент из статьи Соболевского: «Сделанные нами сопоставления названий рек и озер Поволжья, Прикамья и русского севера, в целом и в частях этих названий, приводят нас к заключению, что мы имеем дело со словами одного и того же индо-европейского языка, того языка, который принадлежал автохтону восточной и центральной Европы и значительной части центральной Азии – доликокефальному скифскому народу.»(кандидат исторических наук Лидия Грот «Русь и чудь в древнерусской истории»
          Берендеи.

          Существовало и до сих пор сохранилось большое количество названий урочищ, болот, селений с производным от названия берендей. По - нашему мнению распространение огромного количества топонимов в северо -восточной Руси в лесном крае не вяжется с берендеями – кочевниками. Происхождение названия «берендей», может быть сложно составным, от бер - медведь (берлога – логово бера), а медведь тотемное животное восточных славян и русов, и дий - див может происходить от древне славянского слова «divъ», что дословно означает нечто чудесное, способное сильно удивить (в славянской языческой мифологии – колдун-оборотень, оборачивающийся бурым медведем.)

          Считаем исчерпывающие доводы привел Александр Смирнов в статье «Берендеи»: «Берендеи – это утраченное прозвище русо - славян на территориях от Семивежья (Москвы), Владимира, Ярославля, Вологды и Костромы до Городца, а вернее, реки Ветлуги нынешней Нижегородской области, самого Нижнего Новгорода, и всего Нижегородского края.

           Народ этот славянского происхождения, и не просто даже славянского: это наши основные предки, ставшие родоначальниками русского народа. Их авторитет как воинов, был непререкаем в течение многих столетий. Киевские князья, имеющие на службе берендеев, смело вступали в битву даже с меньшими силами, побеждая практически всегда. Именно данный факт и вызвал раздражение и желание уничтожить память о берендеях, что противоречит он выстроенной теории происхождения немытых русов от европейских цивилизованных норманнов. В то же время следует признать, что берендеи – это не какой-то особый народ, или отдельная нация. Это именно русские, любящие присваивать различные прозвища: берендеи, берендичи, или даже просто беренды – в честь царя Берендея..».(«Берендеи» Александр Смирнов http://proza.ru/2016/09/11/715)

          Все союзы славянских племен образованы совместно с близкородственными им древними арийскими племенами, оставшимися на Русской равнине. На той территории которую заняли вернувшиеся на свою прародину славяне автохтонами были племена изначальных ариев, совместно с ними они и создавали союзы племен уже с одним названием.

          Итак, чудь с племенами словен и веси – образовали союз племен словен Новгородских, меря и кривичи – союз племен кривичей, мурома и вятичи – союз племен вятичей и т.д. Об этом в отдельной статье.

          Необходимо учесть, что многие названия племен изначальных ариев нам неизвестны. Возможно и русы одно из племен изначальных ариев. Можно предположить, что имя арий или арья было общеизвестным, а их имя рус тайным.