Прогульщик

Геннадий Галифанов
               Вспоминаются некоторые эпизоды из студенческой жизни. В период учебы в институте на лекции я ходил изредка, любил отоспаться. Практические занятия тоже иногда прогуливал. Несмотря на это был отличником учебы. Хватало 3-4-х дней, которые предоставлялись для подготовки к экзамену по тому или иному предмету. Более того за мной тянулся хвост студентов, которым я объяснял изложенное в учебнике. Делалось это просто. Одним глазом быстро охватывал часть текста из учебника, перерабатывал его в доступную для восприятия форму и объяснял это студентам,. Далее процесс повторялся снова. Естественно, что прочтенное и высказанное хорошо запоминалось, к тому же хорошей памятью меня природа явно не обидела.
                Сокурсник Гурджиев Эдик пошутил однажды.
- Мишки на лекциях нет, на практических занятиях то бывает, то не бывает, а приходит экзаменационная сессия он всем объясняет изложенное в учебнике.
            Так продолжалась моя студенческая жизнь из курса в курс, из одного учебного года в другой. Деньги меня водились, повышенная стипендия и подработка резчиком металла, рабочим автомобильного цеха, слесарем добавляла к стипендии весомую денежную прибавку. Иногда заочникам выполнял контрольные и курсовые  работы. Не бесплатно естественно. Но деньги как приходили, так и уходили. Я их не держал под матрацем.  Любил приятно проводить время с девицами, с друзьями в кафе, ресторанах, кинотеатрах, концертах и т.п. Так, что не верьте друзья демократической брехне про плохую жизнь в Советском Союзе. Хорошая и привольная жизнь была, и все было в магазинах и красная рыба, и икра, и сервелаты и прекрасные югославские и болгарские коньяки, вьетнамские апельсиновые и лимонные наливки, кубинский ром, превосходная одежда, обувь, долговечная техника и главное недорого. Я студент мог многое себе позволить за те 130-150 рублей, которые зарабатывал с легкостью в месяц.
               Ну однажды с моими прогулами случилась незадача. Был у нас такой странноватый лет пятидесяти, усатый таракан, Колачев Михаил Павлович. Он читал энтомологию, и прежде чем, начинать читать лекцию минут 10-15 традиционно отчитывал студентов.
               «Вы такие сякие, бездельники, лентяи, лежебоки. Вам лишь бы хорошо поесть, поспать, выпить. Вам бы воздержаться от дурных поступков. Так нет, сами их ищете. Где у Вас совесть. Смотрите, вляпаетесь в какую-нибудь историю. Ведете себя, как дети, неразумные. Стиляги несчастные. Противно смотреть на Вас. Пора за ум браться», сколько так может продолжаться. Вас бы хорошо кнутом отстегать, чтобы поняли, что к чему, лодыри, козявки, букашки беспросветные т.д. и т.п.
               Были у Михаила Павловича некоторые печатные работы, которые отсутствовали в учебнике, но значились в экзаменационных билетах. Вот именно такой билет мне и выпал во время сдачи экзамена по энтомологии. В билете было три вопроса. Средний был из печатных работ и, естественно, был мне незнаком. Минут семь я сидел и думал, как выбраться из затруднительного положения. Тройка никак не устраивала, поскольку все шло к тому, чтобы получить красный диплом. Наконец поднял руку и попросил разрешения взять новый билет.
             - А чего столько времени сидел, не брал новый билет - зловеще пробормотал Михаил Павлович, - бери новый билет, такой сякой бездельник.
                В этот раз мне повезло. Все три вопроса были из книги. Особенно повезло с первым вопросом, Он касался образа жизни, поведения, строения насекомых. Здесь можно было дать волю фантазии. Провентилировал в голове остальные вопросы и поднял руку.
           - Готов отвечать - Михаил Павлович.
           -  Ну отвечай, посмотрим, как ты предмет знаешь.
               На первый вопрос я отвечал не менее часа. Михаил Павлович слушал, не перебивая. Лишь иногда вставал из-за стола, ходил взад вперед по аудитории и напевал. – Любо братцы, любо, любо братцы жить. С нашим атаманом не приходится тужить.
              В мою задачу входило довести Михаила Павловича до такой кондиции, чтобы он сам предложил мне перейти к следующему вопросу. Этого в конце концов я добился.         
             - Переходи к следующему вопросу.
              Увидев, что я бойко стал отвечать на второй вопрос, остановил
               – Переходи к третьему вопросу.
              Поняв, что я и здесь на высоте, достал тот самый билет, который я решил поменять на другой
             - Отвечай на первый вопрос,
               Через 1-2 минуты остановил, поняв что  владею материалом.
              - Переходи ко второму вопросу
               Тут я начал естественно мычать, что-то невразумительное.
              - На лекциях был.
              - Не был Михаил Павлович, виноват, теперь обязательно буду, ни одной лекции не пропущу. Честное слово.
               Михаил Павлович встал из-за стола, прошелся по аудитории с моей зачеткой, снова пропел – «Любо братцы любо….». Затем подошел к окну и выбросил мою зачетку со второго этажа в баскет. Скомандовал.
              - Бегом принеси зачетку.
               Я выскочил из аудитории, растолкал сгрудивших у двери ожидающих своей очереди на экзамен студентов, достал зачетку из баскета и также бегом ворвался в аудиторию.
                - Вот, Михаил Павлович, зачетка.
                - Вот так бы ты на лекции бегал, как за зачеткой, ухмыльнулся Михаил Павлович, и поставил в зачетке «отл» со своей подписью.
                - Буду, буду Михали Павлович, обязательно буду все лекции посещать, больше такого никогда не допущу.
                Курс лекций по фитопатологии, который также читал Михаил Павлович, я действительно аккуратно посещал. Но что касается других дисциплин, здесь все осталось по-прежнему.
                Так получилось, что в конце декабря месяца четыре девицы предложили мне отметить окончание ими техникума в ресторане. Естественно, я согласился, однако из-за подработки слесарем во вторую смену в ресторан пришел примерно на полтора часа позже. За это время моих девиц облюбовали трое молодых, уверенных  в себе красавцев  Мой приход пришелся им, понятное дело, не по нраву. В рассказе «Мишкины передряги» я уже описывал чем завершился мой конфликт с красавцами. Трое раненых - двое из них тяжело. Я легко раненый, но с оставшимся на всю жизнь глубоким шрамом на левой стороне лица от удара острым ножом или бритвой. В первое время этот багровый шрам, сползавший от левого глаза к верхней губе рта, сильно безобразил и возмущал лицо. Вышедшие из тюрьмы сидельцы полагали, что я из той же серии, что и они. С течением времени багровый цвет шрама сменился на обычный цвет кожи и уже не так сильно привлекал внимание окружающих.
                В связи с полученными при драке ранениями закрутилось уголовное дело. Для меня оно сложилось удачно. Несмотря на то, что красавцы пострадали сильнее, я был признан, благодаря заступничеству девиц, потерпевшим. Что касается студенчества и администрации института, оно меня зауважало.
                Спустя какое-то время, в институте началась компания против прогульщиков занятий. На нашем курсе таких прогульщиков оказалось трое. Естественно, я с астрономическим количеством прогулов. Если память не изменяет, что то-вроде 130-150  прогулов, Затем Тен Родион с восемью прогулами и Восточный Александр с шестью прогулами. Всех троих вызвали для разбирательства на собрание. Первым мне предоставили слово дать пояснения о причинах прогулов. Сослался на уголовное дело, на допросы, показания, вызовы, перевязки раны. Пояснил, что если бы не помог девицам, то им пришлось бы плохо от хулиганов.
               Собрание внимательно и одобрительно выслушало, студентки восторженно смотрели на багровый шрам, Председатель собрания кратко прокомментировал:
              -  Михаил повел себя правильно, защитил девушек, и ввиду обстоятельств, связанных с уголовным делом, заслуживает не наказания, а благодарности за мужественное и достойное поведение.
               В общем по отношению ко мне никаких мер наказания принято не было. Иное дело - Тен Родион и Восточный Александр. Их обеих, несмотря на мизерное количество прогулов на месяц лишили стипендии и объявили по выговору. 
                Знаете, почему с Вами так круто обошлись, -пошутил я, обращаясь после собрания к наказанным. Вам надо было иметь столько же  прогулов, сколько у меня. Тогда бы Вам ничего не было. Сами знаете, любить- так королеву, воровать - так миллион. А так, ваши нищенские прогулы, кому понравятся. Вот Вам и дали по башке.
               - Да ты там такое наплел, хмуро ответил Александр – что им деваться было некуда.   
               - А что я наплел, драка в самом деле была, и уголовное дело, и все такое тоже было. Ну немного пофантазировал, с количеством вызовов, допросов, очных ставок, перевязок. Зато никакого наказания не понес. Так что перенимайте братцы- кролики мой опыт по части прогулов, и все у Вас будет в порядке. Ваше наказание считаю нужным обмыть в ресторане, приглашаю.
…………………………………………………………………………………………………..
               Давно все это было. Но вспоминать эти ситуации сейчас интересно. А ведь тогда, когда меч правосудия вполне мог отправить меня на тюремную баланду, было достаточно некомфортно. Да и вообще, когда складывались критические ситуации и нужно было как-то с достоинством выйти из них, всегда было некомфортно. Но вот прошло время, и лишь некомфортные опасные события жизни продолжают гореть ярким пламенем в моих воспоминаниях. А все остальное так себе – шелуха обыденной жизни.