Яблоко...

Валентина Петрова Кирьянова
Тимофей, радостный, восторженный, на одном дыхании, пролетел все лестничные проёмы своего подъезда, буквально, влетая в свою квартиру со словами:
-Слушай, Лиза! Иду я сейчас домой, а ко мне навстречу выскакивает из детской песочницы пацанёнок, лет пяти, а глаза у него голубые-голубые! Он подбежал ко мне и смотрит на меня, свой ротик приоткрыв. У меня аж сердце замерло! Ты, случайно, не знаешь чей это пацан?

-Нет, я не знаю о каком мальчике ты говоришь. Ты в форме, возможно, это ребёнку стало интересно. Но у нас с тобой скоро будет свой мальчик!
Тимофей выпучил на жену глаза, еле опомнившись, сказал:
-Ну, не надо так шутить!?
-Я не шучу, – отвечала Лиза – я беременна!
-Как это? – Тимофей вопросительно смотрел на жену.
         
Они прожили в браке, на тот момент, десять лет, но детей у них не было. Тимофей, можно сказать, уже смирился, что не суждено им было иметь детей, да и у Лизы был диагноз – порок сердца, и обо всём этом она предупреждала его перед регистрацией брака. Тогда Тимофею, в его 23 года, казалось, что кроме Лизы ему и не нужен больше никто, что и без детей они проживут хорошо и счастливо, а сегодня, вдруг, такая новость. Чуть придя в сознание, он уже серьёзно стал расспрашивать жену:
-А с чего ты вдруг взяла, что ты беременна? Как ты это узнала? Ты к врачу ходила?

-Нет, никуда я не ходила, просто почувствовала, что я беременна, и чувствую, что это будет мальчик. К врачам пойду месяцев через пять, а то начнут опять мне петь, что рожать нельзя и прочее, а я рожу тебе сына! Хватит тебе ходить и на чужих детей заглядывать!

Тимофей смотрел на жену, как на блаженную, а про себя подумал: может фантазирует…? И зачем я ей только про этого пацана сказал, ведь она переживает, наверное, тоже... Теперь будет воображать свою беременность... Но Лиза, действительно, была беременна, и по весне у них родился сын.
            
В этот период времени у них вообще в жизни произошли большие перемены. Тимофея, по службе, переводили из города в район. В районе открывали отдел милиции – районный, и он получил своё новое назначение. Лиза не хотела уезжать из города, пробовала протестовать, даже была на приёме у начальника по следствию. Разговаривал начальник с ней вежливо, можно сказать, - по душам. Сказал, что в районе для них уже подобрана большая, хорошая квартира, в самом центре, что муж её получит новую должность, и будет старшим следователем по району, что и зарплата его будет выше. Однако, он также сказал ей, что в случае отказа с их стороны, у её мужа будут по службе большие неприятности, чего Лиза, конечно, не хотела.

Так они переехали из небольшого городка на Волге в районный центр, который находился в двадцати километрах от города. Квартира, которую они получили, была действительно большая и в самом центре. Было рядом всё: и Райотдел, и больница, всё, для того, чтобы Тимофей был в районе бессменным дежурным следователем на долгие времена, что и произошло в действительности.

Когда, Тимофей, по настоянию Лизы, уйдёт на пенсию, совсем ещё молодой, но уже с больным сердцем, Лиза по делам зайдёт в Райотдел, поднимется на второй этаж, где работал её муж и замрёт. Она увидит перед собой четыре кабинета, вернее сказать, - четыре двери, на каждой из которых будет висеть табличка - следователь...  К ней подойдёт прежняя секретарша Марина, и скажет ей: "Вот, как ушёл Ваш муж, сразу прислали четырёх следователей, - и добавит тихо - так, как работал Ваш муж, сейчас никто работать не будет."
   
Но тогда, когда Тимофей получил новое назначение по службе, Лиза лишь сокрушалась, как теперь, после работы, они будут успевать вовремя доехать до редакции, в которой они оба были членами литературного кружка. Тимофей писал стихи, а Лиза – рассказы. Нет, стихи Лиза писала тоже, тихонько, себе в тетрадь, но в печать не отдавала, считая их несовершенными. Она, вообще, считала, что лучше мужа их(стихи) никто не пишет. Хотя был в городе местный, признанный всеми поэт – Саша Белый. Он и писал хорошо, и печатался много. Так всё реже и реже они стали ездить в редакцию, а когда родился ребёнок, Лиза, вовсе, про всё забыла.

Долгожданный, поздний ребёнок – это был центр их вселенной! Они оба наслаждались этим великим счастьем, которое, по словам Лизы, им послали небеса. В редакцию теперь Тимофей ездил один и не так часто, но привозил кучу новостей, газет с публикациями местных литераторов. Часто вручал жене газету со словами:
-На, читай, там Белый опять свои стихи опубликовал!
Лиза, как-то, в шутку сказала мужу:
-Почему ты не любишь стихи Саши Белого?
-Он не любит моего Высоцкого! – Отвечал ей Тимофей, улыбаясь.
-Ну, почему не любит? Может просто пока не понимает, придёт время и поймёт! Вот я – не люблю стихи Маяковского, даже говорить об этом страшно, но если не люблю!- Говорила Лиза мужу.

-А что, Саша Белый пишет лучше Маяковского и лучше меня? – Опять, смеясь, спрашивал Тимофей.
-Нет, лучше тебя никто не может писать, а вот Маяковский и Белый – это совсем разные вещи.
-Я тоже так думаю! – И Тимофей, вовсе, разразился громким смехом.
Потом глянул на обиженное лицо жены и уже примирительным тоном сказал:
-Да, шучу я! Но ведь хочется надеяться, что я у тебя самый лучший!

Лиза часто вспоминала те хорошие вечера и встречи, как Саша Белый, с другими литераторами, приходил к ним в гости, как пили вино, читали стихи… Но с переездом и рождением ребёнка многое изменилось в их укладе жизни, хотя время это было у них самое счастливое, а отношения их были, в эти годы, на пике любви.
            
Утром, уходя на работу, Тимофей подходил к сыну, наклонялся над ним и целовал ему пяточку его крошечной, розовой ножки, так как целовать лицо Лиза не разрешала - боялась инфекции. Тогда Тимофей сказал ей: "Ну, что ж буду целовать ему ножки, хотя бы пяточку его я могу целовать?" Так он целовал сына, потом подходил к жене и тоже целовал её, и каждый раз говорил одни и те же слова: «Я вернусь! Ждите!» Смеялся и уходил.

Так было и в то утро. Тимофей вышел, сын спал, Лиза собрала в кучу ночные пелёнки, и собиралась отнести их в ванную, в стирку, но в дверь тихонько постучали. «Опять забыл что-то!» - Подумала она про мужа, подбежала и быстро открыла дверь. У раскрытых, настежь, дверей стоял Саша Белый. От неожиданности Лиза растерялась, а Саша, улыбаясь, сказал:
-Можно? Впустишь?
-Ну, конечно, проходи! – Опомнилась Лиза.

-Зашёл поздравить тебя с рождением сына! Где твоё сокровище, показывай! – Сказал Саша и прошёл в комнату. Он присел на диван возле кроватки сына, посмотрел на него, достал из кармана большое, красное яблоко и положил его на тумбочку, но тут же поднялся и пошёл к выходу со словами: «Ну, растите!» Сказал и вышел, также неожиданно, как и вошёл. Лиза, как обычно, принялась за хлопоты по дому, и к вечеру уже совсем забыла про визит Саши Белого к ним в дом.

Тимофей пришёл с работы поздно, усталый, мрачный. Он сразу прошёл в комнату, к сыну, и, увидев на тумбочке большое, красивое яблоко,спросил жену:
-А это, что за яблоко? Откуда?
-Где? -  не поняла сразу Лиза.
-Ну, на тумбочке, что за яблоко? Ты, что ходила с сыном в магазин?
-А, это, представляешь, Саша Белый заходил утром. Ты только вышел, а он постучал тихо, как ты стучишь, дверь открываю – стоит Саша!

-Как интересно… - Протянул Тимофей - Почему без меня?
-Что без тебя? - Насторожилась Лиза.
-Почему пришёл, когда меня нет дома? - Спрашивал Тимофей жену.
Лиза растерялась, слова ей показались обидными, но она пояснила:
-Человек зашёл с сыном поздравить, когда смог, тогда и зашёл. Что в этом плохого?
-Да, нет ничего плохого, но ведь мне хочется, чтоб и меня поздравили! - Тимофей говорил уже мягким голосом, понимая, что заставил жену оправдываться, а когда глянул на неё, то вовсе смутился и быстро переменился в лице.

-Прости! – Сказал он – Ерунду несу какую-то!  Устал я просто, день такой дурацкий вышел у меня. Поехал в Горотдел, потом  в СИЗО, допросить надо было, срочно, там одного. Сидел целый день в камере и без остановки печатал. Печатал и печатал, с десяти утра и до шести вечера. А этот кадр, вдруг, рассмеялся мне в лицо и говорит: «Я слышал Вы стихи, рассказы пишите, так считайте, что это Ваш новый рассказ! Ну, как вам мой детективчик?  А как было всё на самом деле, я Вам расскажу завтра. Все фамилии, имена, всё назову, конкретно, обещаю!» - Сказал и весело так хохочет.

Лизе стало невыносимо жаль, уставшего и расстроенного мужа, и она тихо сказала:
-Иди, прими душ. Я ужин приготовлю, там в холодильнике вино есть.
Это был день последнего визита Саши Белого к ним в гости.
Шли 90-ые, многим было не до стихов, менялось в жизни многое, как-то всем нужно было выживать. Менялись ежедневно цены в магазинах, менялись деньги, пустели прилавки, выдавали сахар по талонам. Так незаметно, в хлопотах бытия, вырос у Лизы с Тимофеем сын.  У Тимофея стало шалить, как он выражался, сердце. Лиза настаивала, чтобы он ушёл на пенсию, и он ушёл.

Была у них мечта, как уйдут на пенсию, уехать жить к морю. Тепло, море любили оба, и планы их осуществились. Они купили квартиру в Сочи, правда, маленькую, но у самого синего моря.  И вот оно счастье - не надо уже бежать и спешить на работу, а вышел утром к морю и наслаждайся! Бывает ли счастье бесконечным? Лиза об этом не задумывалась, как и не понимала насколько она была счастлива в этой жизни, не понимала, пока рядом был Тимофей.

У него случился тяжёлый инфаркт, и он оставил свою любимую Лизу одну в этом чудесном уголке на Земле. Она долго не могла понять, что же произошло в её жизни, а главное совсем не знала, как жить без Тимофея. Умереть она тоже не могла, ведь у них был единственный с Тимофеем сын, и даже не было ещё внуков, поэтому она решила жить, но как?
               
Все ночи она лежала с открытыми глазами и перебирала в памяти счастливые дни их жизни. Ей так хотелось, чтобы хотя бы во сне, пришёл к ней Тимофей. Только ради этого она старалась уснуть, и их встреча во сне состоялась. Во сне Лиза бегала по каким-то коридорам за мужем, а он всё время удалялся от неё, словно, убегал. Коридоры двигались, перемещались, и Лиза, вдруг, ясно увидела, что они бегут с Тимофеем по параллельным коридорам, и что они, эти коридоры, всё дальше и дальше, уносят от неё мужа. Она бежала, и снизу вверх кричала ему: «Как жить? Как жить мне теперь?» Тимофей, вдруг, обернулся и исчез, но она ясно услышала чей-то глухой голос, похожий больше на эхо: "Пиши! Пиши всё подряд, потом разберёшься!" Она опять бежала, опять искала его, кричала ему что-то, но последнее, что она услышала было: "Не приходи сюда!"

После этого сна Лиза долго не могла прийти в себя. Не такую она ожидала встречу, но над его словами стала думать: что писать, кому писать всё подряд, о чём? Как-то вечером она взяла общую тетрадь Тимофея с его последними стихами, и, вдруг, она вспомнила, что где-то есть и её тетрадь, с её стихами… Так вот о чём он ей кричал во сне!? – Осенило вдруг Лизу. Лиза нашла свою старую, забытую тетрадь со стихами и начала писать.

Она открыла страницу себе в интернете на сайте стихи. ру, решив, что будет, как в архив, размещать свои стихи, а потом издаст книгу, в которой будут её стихи и стихи Тимофея. Ведь он об этом так мечтал! Так у неё появилась цель в жизни, к которой она должна была идти. Появились планы, которые она должна будет осуществить. Так она начала свою новую жизнь – ЖИЗНЬ БЕЗ НЕГО, НО С НИМ! 

Однажды ей написали рецензию к стихам. Она решила ответить. Стала писать ответ, и увидела у автора (в разделе избранные авторы) фамилию – Александр Белый. Лиза была рада увидеть эту фамилию на сайте, вышла на Сашину страничку, ещё больше обрадовалась, когда увидела Сашу на фото. Она вспомнила сразу всё: и маленький городок на Волге, редакция, и их лучшие молодые годы жизни с Тимофеем. Она так вся ушла в эти воспоминания, что не услышала, как пришёл сын с работы.

-Мам, ты где? – Окликнул он её.
-Да, здесь я, за компьютером! – Отозвалась она.
-Представляешь, иду, а на углу, у Магнита, сидит бабушка и продаёт яблоки, местные, кубанские, такие, как папка любил! Посмотри какие красивые!
С этими словами сын подошёл к матери и положил ей на компьютерный стол яблоко. Лиза смотрела на яблоко, и долго ничего не отвечала сыну.

-Мам, ты в порядке? Что с тобой? Это я, наверное, зря про отца напомнил?
-Нет, что ты, – опомнилась Лиза – про папу мы можем говорить каждый день, и с утра до вечера, потому, что он с нами всегда, и мы его любим, и не грустим, просто любим.
-Ну, вот и я так думаю! Помнишь, как за вечер, он мог съесть все яблоки с вазы?
-Конечно, помню... – Улыбнулась Лиза. И она, вдруг, вспомнила, как родился у них с Тимофеем сын, как однажды утром, заскочил к ним в дом Саша Белый, и оставил возле детской кроватки большое яблоко, такое же, как только что принёс ей сын. Но тут же ей почудился голос мужа. Нет, она отчётливо услышала: "Почему без меня?"
-Пойдём, ужинать! – Сказала Лиза сыну, резко встав из-за стола.
      
Но Саша вышел на её страницу, написал ей, попросил номер её телефона и позвонил.  Саша читал ей свои стихи по телефону. Это были изумительные, прекрасные стихи. Стихи по телефону... Только Тимофей, в далёкой юности, мог читать ей стихи по телефону. Лиза всё больше и больше погружалась в атмосферу того прекрасного времени их творчества. Она всё больше и больше стала ощущать какую-то, зарождающуюся радость к жизни, ей всё больше и больше хотелось жить, писать и говорить.

"Пиши всё подряд! Потом разберёшься!"- Слышала каждый день она голос Тимофея. Ещё, очень часто, она читала и перечитывала его стихи, которые он написал ей после 30-ти лет их семейной жизни:

Незаметно прихлынут года,
Никогда мы не станем чужими,
Я хочу, чтобы ты навсегда
В своём сердце несла моё имя.

Я хочу, с каждым часом сильней,
Чтобы ты, как и я, повторяла:
"Мало мне тобой отданных дней,
Мне и века с тобой будет мало!"
          
В сборнике его стихов, она от руки, допишет свои четыре строчки:

Стихи читает мне сегодня дождь,
Над морем чаек та же вереница...
День каждый жду, когда придёшь-
Всё кажется, что должен возвратиться.

 

    Август 2022 года.(фото автора).