ОГЭ - 23. Сопоставление стихотворений. Литература

Лариса Батаева
  4. Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос.

В бланк ответов № 2 запишите номер задания 4.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов

Какие мотивы и образы сближают стихотворение Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» с приведённым ниже стихотворением А.Д. Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме»?

        Сопоставляя   стихотворение Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» со стихотворением А.Д. Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме», отмечаю близость тематики, проблематики, жанра,  композиции, позиций авторов, образов, а также применение средств выразительности.
        Скорбь матерей по погибшим сыновьям, их «Святые, искренние слезы», «Им не забыть своих детей», вера в чудо,  что сын жив – «Матери их мёртвыми не помнят», - основной нерв двух стихотворений, тема, неподвластная забвению. Почему авторы чувствуют проблему,  объединившую всех матерей Земли?  Почему  не уходит боль и льются слезы матерей? Потому что  «душа бессмертна», а  с фотографий «Смотрят парни матерям в глаза». По жанру оба стихотворения близки лирике, элегии – философскому размышлению,  беспафосному плачу женщин. Композицию авторы выбрали линейную, повествование-рассуждение о том,  что сыновья, погибшие «на кровавой ниве»,  живут в нашей памяти, молодые и сильные, их имена носят другие ребята, а бессмертные дущи матерей «до гроба помнить» будут своих детей. Позиция авторов – Н.А. Некрасова и А.Д. Дементьева – едина в понимании безвременной и глубокой утраты матерей. Николай Алексеевич сравнивает мать с поникшей ивой, которой никогда не поднять «своих поникнувших ветвей»: ее скорбь  - это и скорбь автора, и наша скорбь. А.Д. Дементьев подметил, что матери видят в молодых ребятах своих сыновей, смешливых и красивых: «Ждут их тёзок матери домой». Особый образ – образ матерей,  обладающих  «бессмертными душами» (Н.А. Некрасов), «Все они их видят молодыми», нестареющими (А.Д.Дементьев). Их «Святые, искренние слезы» понятны всем: «Матери их мёртвыми не помнят», нет горя страшнее материнского,  и нам близка их боль,  потому что у нас есть матери, есть кому оплакать наши беды.
         Стихотворения близки всем по отношению к войнам, бедам. Средства художественной выразительности помогают создать яркие, незабываемые образы,  подчеркнуть детали, достучаться до каждого сердца. Эпитеты «бедные», святые, искренние,  создают неповторимые образы матерей; кровавая нива, плакучая нива,  родное имя,  молодые, сильные – противопоставлены, в этом контрасте-боль и скорбь.   
         Стихотворение заканчивается риторическим вопросом, « Ну, а что свершили мы с тобой?» Вот путь к решению заявленной проблемы: нужно быть всегда готовыми защитить своих матерей, свою страну. Таким образом,  сопоставив произведения авторов разных эпох, делаю вывод, что вечные темы войны,  подвига,  жизни и смерти всегда и всех касаются. Будем делать выводы и помнить об этом.
 Около 340 слов
Стихотворения.
Н.А. Некрасов(1855 г. и 1856 г.)
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна –  она бессмертна
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Исследователи называют разные даты создания стихов: 1855 г. и 1856 г.
* * * Письма… Фотографии в альбоме.
 Смотрят парни матерям в глаза.
Матери их мёртвыми не помнят –
 Оттого и верят в чудеса.
Все они их видят молодыми,
Сильными, Как двадцать лет назад…
А в округе на родное имя
 Столько откликается ребят…
Разных –
 Незнакомых и знакомых,
Никогда не знавшихся с войной,
Ждут их тёзок матери домой
И глядят на карточки в альбомах.
Парни там –
Смешливы и красивы,
Где им было знать, что скоро в бой.
 В двадцать лет они спасли Россию!
Ну, а что свершили мы с тобой?
(А.Д. Дементьев, 1974)