Старорусская примета

Владимир Журбин 2
                Татьяна верила преданьям
                Простонародной старины,
                И снам, и карточным гаданьям,
                И предсказаниям луны.
                Ее тревожили приметы;
                Таинственно ей все предметы
                Провозглашали что-нибудь...(А.С.Пушкин)

       Дальнобой это довольно серьёзная работа. Быть дальнобойщиком - это прежде всего быть романтиком, быть тем кому дома не сидится, открыть что-то новое в своём мировозрении. Да заодно и денег хороших заработать, ведь дома семья, тоже серьёзный аргумент!
       А тех кто едет только за деньгами надолго не хватает, так на один-два рейса.
 
       Давным-давно, при Советском Союзе, когда ещё не было перестройки или она только-только начиналась, в 1985 году, нас-водителей направили в командировку на своих КамАЗах оказать помощь в строительстве дороги между г.Актюбинском и г.Аральском. Всякий водитель-дальнобойщик знает, что между этими городами разлеглись общеизвестные Каракумы, или Чёрная пустыня. В простонародье называли эти пески долиной Смерти.
    400 км насыпного грейдера с бездорожьем, и ни одного посёлка. Значит, вроде как через пески этой пустыни и планировали дорогу проложить. Нас, около двадцати машин, туда и направили.

       Ну, конечно, тогда был жив Советский Союз! Только при нём Коммунистическая Партия могла позволить вот такой бешеный перегон КаМАЗов с прицепами зимой за 2500 км, да ещё когда вовсю затрещали морозы, градусов этак под двадцать.
       Естественно, не все сразу поехали. Частями ехали – там три машины, там пять машин, где и пара машин поехала. Кусочками поехали потому, что колонной ехать это несерьёзно, невозможно там большой колонной ехать. В общем, каждый добирался туда сам, как  и с кем сорганизуется.

       Я, Толик Бабенцов и Серёга Блинов решили ехать вместе, втроём. Загрузили нас под завязку щебёнкой – не пустыми же ехать нам через весь Казахстан… Хотя на той стороне и своего щебня хватало, но нам было сказано:
- Из Алма-Аты до самого Актюбинска повезёте щебёнку. По двадцать тонн на свои КаМАЗы погрузите. Её привоз и ваш пробег соответствующие службы оплачивают.
      
       Снабдил нас комбинат талонами на солярку, дал командировочные удостоверения и мы поехали.

       Таким вот образом мы, три друга, загрузились и поехали из более-менее тёплой Алма-Аты на север Казахстана. Да не просто поехали, а рванули! Мы же молодые пацаны! Нам по 25-27 лет! Воодушевлены романтикой дальнобойных переездов…

       А зима стояла серьёзная, суровой зима в тот год оказалась. Снегу выпало во всём Казахстане как говорится: - выше крыши! Тяжело ехалось по бескрайним степям. Куда ни глянь – везде степи, везде снега, небо со снежной пеленой соединено, что горизонта не разглядеть. Вот так мы при полном снеге первую свою почти тысячу километров проехали.

       В дороге всякое случается, особенно если один едешь. Мы в пути втроём, нам полегче было. Поэтому мы где-то что-то кому-то помогали, кого-то из кювета вытаскивали. Толик даже умудрился от деревни Аксу-Аюлы(перевод с казахского: Медведи у речки) - она у маленькой речушки расположилась, междугородний большой автобус вместе с пассажирами до г.Караганды дотащить. За свой прицеп зацепил и потащил. Вот так до самой Караганды и ехали: Толиков КаМАЗ с прицепом и огромным автобусом, а сзади я на своём КаМАЗе, Серёга на своём, все щебёнкой гружённые едем.

       Очень была снежная зима, заносы поперек дороги встречались громадные. Приходилось КаМАЗами пробивать эти перемёты. А за нами почти постоянно кавалькада легковушек и маленьких грузовиков двигалась. Потому что где пройдут КаМАЗы, там и остальные машины проедут.

       В Караганде мы быстренько заправились, наспех перекусили, слегка переночевали в машинах и дальше поехали.
 
       Вскоре Серёга начал жаловаться, что в его КаМАЗе печка отказывает – холодом дует. А путь наш к северАм идёт, морозы уже нешуточные, всё-таки за минус двадцать!

       Ну, мы дотянули до Казахстанской Магнитки – г.Темиртау - города сталеваров, где в своё время наш Президент Назарбаев комсоргом был. Встали мы прям напротив поста ГАИ. Тут Серёга загнал свою машину на эстакаду и начали мы разбираться, что с нею приключилось. Оказалось, что прокладку у головки блока с водяной рубашкой поменять надо.

       Гаишники к нам прибежали, спрашивают:
- Ребята, что вы тут на морозе делаете?
- Двигатель ремонтируем, - отвечаем мы. А у нас поддон уже снят, шатуны с поршнями снизу торчат.
- Как так? При таком морозе двигатель разбираете? – Гаишники просто в осадке были от увиденного.
- А что поделать? – Отвечаем мы. - Дорога дальняя, делать надо, иначе не доедем.

       А мы сами молодые, силы у нас молодые, поэтому и не боялись делать, невзирая на мороз. Времена советские, и у нас с собой запчасти мало-мало были.
      
       В общем, заменили мы треснувшую гильзу, которая воздух кидала в водяную рубашку двигателя, закрутили всё обратно. Вот так и закончили ремонт, тут же на посту ГАИ переночевали, а утречком двинулись дальше.

       Между Карагандой и Целиноградом есть серьёзный железнодорожный узел с прилегающим городком Осакаровкой. Въехали мы в Осакаровку вечером, как раз 13 января, под Старый Новый год. Решили мы здесь - в Осакаровке, отметить праздник и заночевать, тем более прошлая ночь, проведённая на посту ГАИ, давала себя знать – толком никто не выспался, ещё и вымотались мы ремонтом и дорогой. Ехали-то по пятнадцать часов в сутки, ещё и гружённые, ещё и снежные перемёты на дорогах нас совсем лишили сил. Поэтому пошли по лёгкому пути:
- Да, сил совсем нет! Не будем сами ничего готовить! Сходим вон в ту придорожную кафешку, покушаем нормально. По-праздничному!

       Моторы глушить не стали - зима суровая! Мы на морозах КаМАЗы совсем не глушили, они у нас постоянно тарахтели на зимней солярке. Знаем, что если машину заглушишь, то при серьёзной температуре после и не заведёшь.

       Поставили свои три КаМАЗа с щебнем у кафешки. В своих кабинах дорожную одежду скинули, приличные брючки со свитерами надели и пошли. Кафе оказалось вполне приличным, но совсем пустым. Посетителей в нём было лишь трое – мы! Оно и понятно – праздник. В Старый Новый год люди нормальные у телевизоров сидят, Голубой огонёк смотрят. Лишь, такие как мы – дальнобойщики в придорожные кафе приходят праздничной едой насладиться.

      Заказали мы себе пельмешек с котлетками, бутылку вина, чтобы праздничное настроение создать. Пожилая официантка принесла нам заказ. Сидеть нам в кафе было тепло и уютно, всей душой мы предались отдыху, наслаждались им. Начали праздник отмечать, а официантка постояла в сторонке и к нам снова подошла.
- Ребятишки, можно я с вами посижу? У меня вот тоже время идёт, а Новый год справить как-то надо бы.

       Мы подвинулись, она присела и говорит:
- Я вам расскажу одну старорусскую новогоднюю примету про Старый Новый год. Поверьте мне, вы её на всю жизнь запомните. Может когда-нибудь и пригодится.
Мы воодушевились таким началом, уши свои развесили, слушаем её рассказ. Вот он.
- На Старый новый год есть такая примета. Что после Старого Нового года каждый день его определяет месяц Нового года. Например:
- Первый день 14 января хороший, значит, весь январь будет хорошим.
- Если 15 января день будет, например, с пургой, значит, февраль будет вьюжным.
- Если третий день, то есть 16 января будет, к примеру, привлекательным, значит и третий месяц март будет красивым. И т.д.
- В общем, после Старого Нового года вам следует отсчитать 12 дней и их надо записать. Они, эти двенадцать дней определяют все следующие месяцы, т.е. весь следующий год.

       Мы помолчали, стали интересоваться у официантки отслеживала ли она сама эту примету. Она засмеялась и сказала:
- Ребятишки, что вы! Жизнь берёт своё, не до примет нам. Так наработаешься иногда, что ног не чую к вечеру. Одна мысль у меня: до кровати бы добраться и спать лечь. А вы ребята молодые, может у кого и получится примету эту записать и сверить.

       Поздно ночью мы разошлись по своим кабинам, переночевали в них. А едва забрезжил рассвет, мы выехали из Осакаровки. Продолжили свой дальний путь.