Как говорят картины и тексты
В течение нескольких лет Санкт-Петербургским союзом ученых проводится просветительская работа: в библиотеках организуются бесплатные лекции ученых «Просто о сложном».
Хочу поделиться своими размышлениями о лекциях Н. Б. Покровского, в которых он не просто рассказывает о картинах, а дает возможность слушателям и зрителям самим «читать» картины при помощи пластического анализа.
Вот его аннотация к лекции «О ПОЛЬЗЕ КАРТИН»: «Искусство – так же, как наука, –познает окружающий мир, реальность своими средствами. То, что искусству приносят его поиски, оно передаёт человеку непосредственно, как-бы «из рук в руки». Очень важно то, что реальность сообщает искусству истину. Реальность никогда не обманывает и не ошибается. Она либо есть, либо её нет. Реальность может быть только сама собой. Поэтому в каждой картине мы видим то, что есть на самом деле. Осталось только воспринять это «то». Этому служит пластический анализ картин, который «сканирует» пластическое мышление художника. Ничто так не служит успеху и благополучию человека, как чувство реальности. Пластическому анализу не надо учиться. Достаточно его увидеть, а сознание само найдёт ему место в себе. Это мы и будем делать при встрече».
Интересно было наблюдать, как зрители-слушатели включались в обсуждение того, что они видят и высказывали свои точки зрения.
Что же приходилось делать лектору? - Останавливать тех, кто включал мыслительный процесс и начинал додумывать то, чего нет на картине. И это было самым важным, поскольку очень часто есть желание привносить свое, и вместо того, чтобы видеть и ощущать, начинаем рассуждать о том, что могло бы быть и предлагаем свои фантазии.
Этот процесс напомнил мне занятия с детьми во время обучения их чтению текстов. В этом процессе тоже у детей иногда возникает желание пофантазировать и написать то, чего не было в тексте.
Однажды на научной секции А. Н. Корнев задал мне вопрос о нашей технологии обучения [1]. «Так что же вы проверяете: умение запоминать фактические данные, высказывать свое мнение о прочитанном или понимать смысл автора?».
Мне пришлось пояснить, что именно все эти три навыка мы у детей развиваем в процессе обучения. Для этого дети должны регулярно читать тексты, применяя эту технологию. На одном тексте этому не научишь.
Вернемся к лекциям. Больше всего на меня произвела впечатление подборка картин к теме «Пластический анализ в мире картин – от теории к практике».
Расскажу только о трех картинах, которые были посвящены теме труда, причем были подобраны контрастные по своему содержанию картины.
1) Ээро Ярнефельт (1863 – 1937) Подневольный труд (Под ярмом) (1893)
2) Алексей Гаврилович Венецианов (1780- 1847) На пашне. Весна (1820-е)
3) Исаак Ильич Левитан (1860-1900) Вечер на пашне (1883)
На первой картине показан подневольный труд,
на второй – так и хочется сказать «на работу, как на праздник»
и на третий – возвеличивание труда пахаря.
Первая картина оставляет тягостное впечатление, особенно жаль девочку, у которой такое безрадостное существование.
Вторая картина показывает молодую женщину, которая босиком в нарядном сарафане и кокошнике ведет коней по пашне и одновременно любуется своим маленьким сыном, сидящем невдалеке. Настроение спокойное и радостное передается зрителю.
На третьей картине человек вечером пашет землю, но при этом мы видим светлое небо. Небольшие фигуры человека и коня на этом светлом небе и огромная пашня.
Так и хочется сказать «велик человек в труде».
Умение видеть отраженную реальность в картинах, в текстах и в жизни – это важное качество взрослого человека. А у детей его надо развивать наряду с развитием самооценки.
1. Плюснина Е.М. Осмысленное чтение и грамотное письмо: новая технология обучения начальной грамотности: Издательские решения, 2018. – 126 с.
Журнал «Личность и культура», №1 -2023. С.56-57