Дома Культуры ДК в СССР расцвет и их закат сейчас

Михаил Берсенев
Дома Культуры (ДК) в СССР расцвет и их закат сейчас. Уникальный опыт заботы о досуге простых граждан

  Который год недалеко от нашего дома стоит закрытый для широкого посещения Дом Культуры. Штукатурка с колонн осыпается, скульптурная группа над входом так обветшала, так исказилась, что не сразу поймешь, где колхозница, а где рабочий. Где мужчина, а где женщина.

Который год ДК используют как склад временный для торговцев по выходным. А также как пристройку к торговой площади перед ДК, что функционирует в теплое время как ярмарка выходного дня.

Только тогда широкие, и некогда гостеприимные двери Дома Культуры, распахиваются, и туда-сюда снуют торговцы с ящиками апельсинов, колбасы и молока наперевес. Несут на плечах большие мешки со сложенными тентами торговых палаток.

  Продавцы время от времени забегают внутрь ДК до уборной.
Вообщем, только иногда в теплое время года жизнь в ДК как-то оживает. Но горожанам туда хода  нет  - только торговцам.

  Сейчас часто Дома Культуры и вовсе не оживают, а просто гибнут. Этой зимой мне довелось побывать в Мурманской области, село Териберка. Там вообще, когда-то весьма активный ДК в советское время, сейчас стоит и просто ветшает. Выглядит реально ужасно, как из фильмов про постапокалипсис. Вырваны входные двери, растасканы даже оконные рамы. Фасад весь в чернеющих дырах, все осыпается, туда страшно зайти, крыша может обрушиться.

А ведь несколько десятилетий назад тут были регулярные танцы по выходным, в будни работали кружки, секции для детей. Блистали местные таланты из художественной самодеятельности, ставились театральные постановки, пусть и любительские.
 И таких вот брошенных, умирающих ДК тысячи и тысячи в малых и больших городах России и бывшего СССР.

 Причем, возвращаясь к ДК, что недалеко от нашего дома, сразу скажу, что он архитектурно был когда-то очень красив. Колонны, почти как уменьшенная копия Большого Театра, завитушки, барельефы, скульптурные группы. Реально Дворец какой-то. Культуры.

  Вот так когда-то государство под названием СССР заботилось о культурном досуге простых граждан. Идея такой красоты была такова: в дореволюционные годы (1917), рядовой человек, рабочий.или крестьянин, видел подобные красивые, шикарные в чем-то здания, только издалека. Ибо принадлежали они богачам, промышленникам, капиталистам. помещикам, графам. землевладельцам.

Возьмем те же зажиточные дома купцов, финансистов, банкиров и крупных политиков на  улице Остоженке. Простой люд даже на порог таких зданий не пускали ушлые дворецкие и управдомы.

Поэтому, советскими начальниками было решено в 30-е. 40-е, и 50-е годы (до 1955), что новые центры досуга для советских трудящихся должны быть не менее яркими, привлекающие внимание и красивыми, как дорогие усадьбы знати до революции 1917 года. Идея была в том, что советский человек - человек новой формации - достоин таких же хором, как ушедшие или уничтоженные капиталисты и эксплуататоры.

Советский человек имеет право и должен культурно развиваться в удобных, красивых зданиях, а не в пивных.

Он будет водить своих детей в ДК, чтобы Дома Культуры несли детям идеи социалистического строительства. Учили тому, что такое хорошо, а что такое плохо. Чтобы дети развивались, участвуя в кружках, секциях, слушая лекции.

И, конечно, смотрели кино. Центром, “зерном” любого ДК в советское время был кинозал. Это главная “мышца” тогда была любого ДК.

Дома Культуры строили в удобных местах, как правило, в центре города или посёлка. Они должны были быть легко доступны как пешим ходом, так и транспортом. Доступность плюс еще раз доступность. Имеется в виду, что для посетителей ДК культура должна быть доступной.

  Тут обязательно была своя библиотека, пусть и небольшая, но всё же. Кружки, секции, Здесь показывали спектакли. Шёл смотр художественной самодеятельности.

Пенсионеры могли тут проводить досуг вместе. Танцы, пение, вязание и прочие кружки. Всё лучше, чем на лавочке сидеть у подъезда и судачить, кто, что сказал, и кто с кем живет.

  ДК до Хрущева строились как мини дворцы. Но вот в 1955 году Никита Хрущев принимает знаменитое постановление “О борьбе с излишествами”, и в архитектуре начинается этап знаменитых “хрущевок”. Быстровозводимость, функциональность, относительная дешевизна, экономия, без всяких там завитков, скульптур и сложных барельефов. Упор не на отделку, а количество введенных объектов за год.


  Дома Культуры теперь возводятся быстрее, дешевле и больше. “Излишки” типа колонн, барельефов, сложных скульптур, капителей колонн - больше не финансируются. Типовые проекты штампуют в архитектурных бюро. И это уже типовые и тоже качественные здания, только проще и быстрее возводимые.

  Пик строительства Домов Культуры и их количества пришел на советское время застоя. 135 000 Домов Культуры было зафиксировано к 1985 году.

К сожалению, в 90-е годы страна, которая финансировала эти ДК, рухнула. Промышленность, колхозы -совхозы, культура. Каждый Дом Культуры стал “крутиться” как может, и как хочет. Так как были и есть в ДК большие проветриваемые помещения, а силу набирала альтернативная музыка, Директора ДК стали вовсю пускать на сцену рок-музыкантов.

В ДК организовывали дискотеки, танцевальные клубы, ночные клубы. Наиболее предприимчивые сдавали коммерсантам часть помещений в аренду, а на полученные деньги пробовали поддерживать культурно-просветительскую деятельность Домов Культуры.

  Дома Культуры “слетели” с баланса Министерства Культуры СССР, вместе с самим СССР, который тоже “скинули” с баланса мира. А платить аренду, налоги за землю и здание, свет, коммунальные услуги, охрану, персонал, нужно было в любом случае. Зданиям требовался постоянный ремонт.

Директорами ДК в основном люди были культурные, а вовсе не оборотистые, не коммерсанты. Поэтому, как одна из причин, тысячи ДК стояли полупустыми, вешали, фасад осыпался.

А время стремилось вперед. Появились гигантские ТЦ, которые стали настоящим центром притяжения миллионов граждан. Шопинг, фудкорты, кинотеатры и аттракционы, игровые залы, и все в одном месте.

ДК же стояли и стоят одиноко в этом ряду. Так и не найдя своего нового формата.

 Разъевшиеся от атмосферных осадков и отсутствия реставрации лица скульптурных групп смотрят на прохожих с укоризненным взглядом. Прохожие же бегут по своим делам, им нет дела до ДК сейчас. А надо бы сделать так, чтобы прохожие спешили в центры досуга, в Дома Культуры, так же, как и их родители, бабушки и дедушки когда-то.

***


Михаил Берсенев, 14.03.3023