Золотая рыбка

Татьяна Кравцова 2
                МАРИНКА

    Синее небо, зелёная трава и жёлтые солнышки ромашек — как красиво! И как  хорошо сидеть в тени старого забора и держать в руке кусочек хлеба… Самое главное, есть его надо правильно, чтобы надолго хватило. Если закрыть глаза и отщипывать  по крошечке, то в животе сразу перестанет бурчать. А кусочек превратится в большой кусок.


    Утром приходила Бабуля и  принесла целую булку хлеба. Конечно, все  сильно обрадовались, а старшая сестра, Наташа, стала этот хлеб делить. Вовка с Петькой все время лезли ей под руку. Они боялись, что кому-то из них кусок меньше достанется.  А она, Маринка, не растерялась, Петькин хлеб схватила и убежала в конец улицы.

Теперь она ела этот хлеб медленно, поглядывая — сколько еще осталось? А  сама думала про тот хлебушек, который в кармашке у нее лежал, и который ей сестра Наташа выделила. Интересно, Бабуля на нее сильно рассердилась за то что Маринки нет нигде? Когда хлеб  закончился, а тень уползла под забор, Маринка, ощущая приятную сытость,  отряхнула от крошек платьишко и побрела домой.
 

Бабуля, как всегда,  металась по дому,  мелькая то на кухне, то в кладовке, то на веранде.  Она хотела навести в доме порядок, но  Маринка  Бабуле помогать не стала — слишком сытая была. А еще она знала, что в их доме порядок навести никак нельзя. Не получится. Порядок заключается в чем? В том, что каждая  вещь в доме лежит на своём  месте. «Сколько раз вам говорить? — ворчала на  них Бабуля, —  Убирайте  на место свою одежду! Неужели, трудно запомнить?  Чистое белье  — в шкаф, а грязное — в кладовку! Мамка потом все выстирает»!


Но Маринка-то, как и Бабуля, знает, что вся одежда  в доме — «с чужого плеча». Ведь их, детей, у мамки ДЕСЯТЬ. Где же  она столько денег возьмет, чтобы всех одеть? Поэтому вещи  им отдают «добрые люди». Мамка так и говорит: «Что добрые люди дадут, на том и спасибо». Зря Бабуля говорит, что Мамка выстирает.  Не будет она ничего стирать! Зачем стирать, если им  дадут еще целую кучу одежды?
Мамка так и говорит: « Поселок большой – обносков много»!  А что? Мамка у них не кто-нибудь, а Мать-Героиня. У нее даже медаль такая есть.  Председатель эту медаль Мамке в клубе при всем народе  вручал. Поэтому все люди в поселке им должны помогать. Вот!

А вещи пусть валяются. Они же никому не мешают.  Только в эту кучу, которая в кладовке, недавно маленькая Сонька заползла и уснула. Все бегали по дому, искали её. Хорошо, что она проголодалась и заплакала.  Все  обрадовались, стали  громко смеяться и бегать по дому.  Мамка этого шума не выдержала и всем, как следует, наподдала. Кроме Соньки, конечно.
 

Интересно,  почему человек все время хочет есть?  И утром, и в обед, и вечером… А еды у них в доме всегда мало. Мамка говорит, что в школе, где она работает  уборщицей, денег мало дают. Да мамка и не расстраивается.  Она до обеда  полы в школе моет, а потом приходит и ложится с книжкой на кровать. Нет, сначала, конечно, немного каши из школьного буфета даст поесть, а в каше, иногда, кусочки котлеты попадаются. Проглотишь, и не заметишь. Мамка говорит, что они готовы даже вареного слона за одну минуту съесть! Это она так шутит.  Разве слон поместиться в кастрюле?
 
               
                МИТЯ

Рыбка в аквариуме светилась красно-оранжевым  цветом. Невозможно было отвести взгляд от завораживающих движений её хвоста. «Это — вуалехвост, — сказала мама, но некоторые называют её Золотой рыбкой. «Тогда и я так  буду называть её, — сказал Митя.
Ведь как сказочно звучит: "Золотая рыбка». Как в сказке. А хвост у неё похож на нежный развевающийся шарф — совсем, как у мамы, только другого цвета. Жаль, что долго сидеть возле аквариума Мите не разрешает папа. Папа у них в семье главный.  Папу надо слушаться.  На работе его тоже все слушаются, потому, что Митин папа — начальник.

А еще папа всё-всё может достать.  Не каждая семья может позволить себе иметь такие вещи и такую вкусную  еду. Если бы его, Митю, на весь день оставили голодным, он бы тогда понял, почем фунт лиха. Так говорит мама.
Что такое «фунт лиха» Митя не знал, и спрашивать об этом никого не хотел. Папа  говорит, что женщин надо меньше слушать. На Митин вопрос «Почему»? папа махнул рукой и ответил: «Потому, что ничего умного они сказать не могут». Но Митя точно знал, что его мама  умная. Ведь она всегда понимает его без слов.               

                МАРИНКА

—Петрова! — Маринка вздрагивает от сердитого оклика Фаины Николаевны, — сколько можно смотреть в одну  точку?  Весь урок с первой парты взгляда не отводишь. Маринка молчит. Разве она  виновата, что не может оторвать взгляда от белого воротничка стойкой, темных кудрявых волос, от такого милого лица. А имя какое! Елена, Леночка… А у неё? Ма-ри-на — фу! Как грубо звучит! Эх, если бы её звали  Леночка! Не было бы, наверное, у неё никаких братьев и сестёр, а в школу бы ей давали то яблоко, то конфету. Её бы все любили, а она бы училась хорошо…  «Ой, — что это я? — спохватывается  Марина. — Ведь я и без всяких яблок  хорошо учусь».

                МИТЯ   
 
— Митя, ты о чём опять задумался? Решай, решай  примеры — скоро звонок!  Примеры! Он их давно уже решил! Папа говорит, что у него,  Мити, математический склад ума. Ему прямая дорога в инженеры.  — Окончишь институт, — говорит папа, — и  будешь всеми командовать, как я. Ни в чем не будешь нуждаться.
Ха! Митя и так ни в чём не нуждается. У него есть всё, что ему надо. И даже колбаса, которую он очень любит. Еще он любит золотую рыбку. Папу он тоже любит, но Мите не нравится, что папа обзывает его размазней. — Соображай быстро, отвечай чётко и не молчи, когда тебя спрашивают! — говорит папа. Но Митя с папой не согласен. Ведь надо же сначала подумать, прежде, чем говорить! А быстро думать у Мити не получается. Как объяснить папе, что в Митиной  голове время движется по-другому — медленно и плавно. Как хвост золотой рыбки.
               
                МАРИНА

Сегодня Марина злится, как никогда. Ее раздражает все: хихиканье одноклассниц, глупые выходки мальчишек, а больше всего — классная руководительница — Нохайнмалька. Так ее ребята меж собой называют. Она ведет уроки немецкого языка,  на которых  то и дело слышно: «Нох айн маль»! В переводе на русский язык это означает «Ещё раз»! То есть, еще раз повторить то или иное слово
  «Ребята, встаньте туда»!  «Ребята, равняйтесь»! «Ребята, руки с воображаемыми шариками подняли и песню запе-е-вай»!
Половина ребят из класса,  действительно, уходят в ПТУ.  Вот пусть и репетируют. А она, Марина, идет в девятый и дальше десятый классы, а там… Институт! Закончит его — будет у неё хорошая работа, хороший заработок.  И вот тогда не придется ей ходить в чужих  обносках и думать о еде
.      
                ДИМА

— Ди-им, у меня задачка не получается — поможешь? Он кивает головой, но знает, что дело не в задачке. Марина и сама в математике неплохо разбирается.  Просто — ну… как бы это сказать?   Он, Митя,  ей нравится. Он многим девочкам нравится. Даже Леночке. Очень симпатичная девочка, эта Леночка, аккуратная такая. У неё тоже, как и у него, отец не из «последних». Кем-то там работает, и  всё может достать.  Но Леночка — молчаливая. И Митя — молчаливый.  И какой тогда интерес вдвоём с нею молчать? Она же не золотая рыбка!

Последнее время он стал чувствовать какое-то волнение в груди, общаясь с одноклассницами.  Мальчишки в их классе все в Леночку влюблены, а крутятся возле Вальки. Мите Валька не нравится. Есть в ней что-то  развязное.  То бедром вильнет, то губы надует, а сама так и смотрит прямо в глаза.  Язык у неё  как бритва. Митя  насмешек не терпит, поэтому держится от этой Вальки подальше.

 Марина тоже на него поглядывает. То улыбнётся ему, то ручку попросит, будто бы свою потеряла. То,  как сегодня, помощи попросит.  Забавная она, не такая как все девчонки. А как доверительно она произносит  его  имя —  « Ди-им…». Он не избегает её. Приятно, когда кто-то  считает тебя умнее всех.  Приятно, когда девчонка тебе в рот заглядывает. Когда-то,  давно  ещё,  — когда  Митя  в начальной школе учился, —  они с мамой Марину на улице встретили. Мама сказала тогда: «Детей из таких больших семей жалеть надо — они детства не знают». Сейчас Митя уже в десятом классе  учится, а  эти мамины  слова до сих пор помнит. 
               
                МАРИНА

В девятом классе их объединили в один класс. Именно  тогда Марина увидела Его, Митю. Раньше ЕГО лицо, как  лица других  мальчишек, мелькало на перемене. Но ТЕПЕРЬ, когда она его УВИДЕЛА… Теперь  Марина  смотрела на него ВСЕГДА.  Она  открывала ЕГО для себя. ЕГО волосы,  слегка волнистые. ЕГО губы,  мягкие и улыбчивые. ЕГО лучистый добрый взгляд, ЕГО руки… А еще — Его привычку пощипывать угол верхней губы, когда он волнуется или задумывается.   Некоторые девчонки пытались кокетничать с ним.  А она, Марина, даже и подумать не могла о том, чтобы подойти к нему… Кто она такая — всегда в заношенной, с чужого плеча, форме, такая неинтересная и блёклая?

Так бы она и продолжала поглядывать на него издалека, если бы вдруг не поняла,  однажды: слишком часто крутится  возле НЕГО Валька. И как только Марина это осознала, она немедленно поняла: «Надо действовать». Марина на секунду почувствовала себя, как на пожаре, устроенном младшими братцами в доме. Ей тогда пришлось без остановки  таскать воду, чтобы потушить вспыхнувшую кучу каких-то тряпок, а в голове билась одна мысль: «Если остановлюсь, дом сгорит! Где мы все  будем жить?» То состояние обреченности,  беспомощности  и страха всегда лежало на дне её памяти притаившейся змейкой. Теперь оказалось, что змейка всегда готова распрямиться и ринутся в бой!

  В книгах  Марина много читала о девичьей гордости. Типа: «Умри, но не дай поцелуя без любви»  и другое, тому подобное. И это убеждение не давало возможности  даже просто подойти к нему. «Но ведь тогда  со своей гордостью простоишь в стороне! — размышляла Марина. — А Валька совсем ничего и никогда не читает, и — смотрите на неё! Уже в который раз она, не смущаясь, то тут, то там разговаривает с ним, и смеется, и «строит ему глазки»…  Тут  Марину осенило: Валька ведь сама «лезет» к мальчишкам! Она не стесняется с ними заговаривать, трогать за рукав рубашки, улыбаться, глядя прямо в глаза. И ей совершенно не важно, кто и что об этом подумает или скажет. Ну что ж, теперь и она, Марина, будет  теперь САМА  подходить к Мите. Надо только представлять  на его месте кого-нибудь хорошо знакомого пацана. Брата Петьку, например.


Марина попробовала подойти к Мите один раз, другой… У нее получилось! И ничего страшного при этом не произошло! Теперь Марина перестала стесняться Мити. В классе, конечно, заметили их «дружбу». Леночка ходила печальная, а Валька со всеми шушукалась и сплетничала про Марину.  Но ей ли привыкать к этому?  Про их  семью в поселке всегда «болтали, что попало».
               
                МИТЯ

        Вот  и  кончились  школьные  годы.  Позади  последний,  десятый  класс.  Сегодня  выпускной  вечер.   Отец  уже  провёл  с  ним  воспитательную  беседу.  Зачем,  спрашивается?  Митя  и  сам  давно  решил  стать  инженером.  Только,  сначала,  надо в армию сходить, поучиться уму-разуму. На вечер ему идти не хотелось — что там делать? Но мама посоветовала не отбиваться от школьного коллектива. — Не пойти на выпускной вечер, значит, не проявить уважение к ребятам, с которыми столько лет учился в одном классе. И вот он сидит в чёрном костюме и белой рубашке,  задумчиво наблюдает за плавающей в аквариуме золотой рыбкой,  которая  неизменно  ассоциируется  у  него  с  Мариной. Почему-то. Наверное,  потому, что обе они  — забавные…  На них все время хочется смотреть. — И на ту, и на другую. 
 

                МАРИНА

           Марина весело кружилась перед зеркалом в новом платье. Теперь ей, как и другим девчонкам  есть в чем идти на выпускной вечер.  А ведь еще неделю назад…

 ! За неделю до «выпускного»  к ним пришла соседка тётка Варька и спросила: «На вечер-то идёшь»? Марина подняла на соседку  заблестевшие  от закипающих слёз глаза: «В чем, теть Варь? В спортивных трико или в школьной форме, что ли»? Голос у неё дрожал от обиды. «Ну, ладно, не помирай раньше времени, — что-нибудь придумаем»! «Тёть Варь, да что тут придумаешь? — плакала  Марина, — Всю жизнь в обносках, а теперь ещё и на «выпускной» идти не в чем»!

А тетка Варька все – таки придумала, как выйти из положения. Принесла  своё почти новое светлое крепдешиновое платье и сказала: «Распори все швы очень аккуратно, чтобы дырок не наделать, а я тебе покажу, как дальше быть».  Ох, и намучилась Марина с этим платьем! И бросала, и снова начинала, и вертела и крутила скользящую материю, и плакала… Как бы там ни было, а к выпускному вечеру платье было готово! Тётка Варька сказала  даже,  что у неё, Марины,  есть талант на шитьё.

 Вдоволь налюбовавшись на себя нарядную, Марина аккуратно сняла  драгоценное платье и любовно расправила его на кровати. Она представляла, как на неё и Митю будут восхищенно смотреть, как лопнет от зависти Валька, как расстроится Леночка.
И тут из соседней комнаты раздалось жуткое завывание! Марина метнулась в соседнюю комнату и замерла на пороге. На кровати, держась за живот и раскачиваясь от боли,  сидела  их мамка. На столе стояла бутылочка уксусной эссенции.  Марина сразу все поняла и заплакала от злости.
 —Дура, ты, дура, — причитала она, — что тебе в голову взбрело? Ты про Маньку трёхмесячную подумала? Сдохнешь сейчас, — чем мы её кормить будем? Где мы ей титьку возьмём?
Старшая сестра в это время уже неслась по улицам за «скорой помощью». Врачи приехали быстро, и мамку забрали в больницу. Потом они поочередно качали грудную сестру,  почти уже посиневшую от крика. Как её накормить, сёстры  додумались только к утру. Разжевав кусочек печенья, чудом завалявшийся в буфете, они завернули его в марлю и кое-как затолкали в рот орущей сестрице.  Настала благодатная тишина. Сёстры улеглись на одну кровать, положив  между собой затихшую малышку,  и  уснули тревожным сном.

                ***

                Митя особой радости от вечера не испытал. Кто-то шутил — он смеялся. Приглашали на «белый»  танец — он танцевал. Ребята позвали покурить за углом школы — он пошёл и даже покурил немного. Губы его улыбались, а в  голове    крутился один и тот же вопрос: «Где Марина»?  Не то, чтобы он очень хотел её увидеть, но…  на душе было тревожно. Какая могла быть причина, чтобы девушка не пошла на «выпускной бал»? Наконец, около полуночи, Митя вышел во двор школы и ноги сами понесли его в сторону дома Марины.

                Продолжение следует