Шофёрские байки

Анатолий Сэт
                Необходимое  предисловие

     Так  уж  сложилось,  что  после  окончания  института,  работая  в  Восточной  Сибири,  я  окончил  автошколу  Минтранса  СССР  и  получил  профессиональные  водительские  права.  В  ту  пору  мне  было  33  года.
     В  силу  разных  обстоятельств   я  не  раз  и  не  два  был  вынужден  изменять  выбранной  профессии  гидролога  и  работать  шофёром.  Постепенно  повышая  водительскую  квалификацию,  я  получил  допуск  к  управлению  всех  категорий  транспортных  средств,  включая  автопоезда  и  пассажирские  автобусы.
     Надо  сказать,  что  к  автомобилям,  мотоциклам  и  другим  самодвижущимся  транспортным  средствам  меня  тянуло  с  детства.  До  12  лет  детство  моё  прошло   в  военном  городке,  где  я  охотно  помогал  солдатам-шоферам  в  ремонте  и  обслуживании  машин,  а  они  меня  охотно  посвящали  в  разные  хитрости  профессии,  обучая  попутно  вождению.  Так  что  азы  шофёрской  профессии  мне  были  знакомы  с  детства.
     Навыки,  полученные  в  детстве,  не  забылись  и  очень  пригодились  потом,  когда  я  учился  в    автошколе.   
     В  работе  шофёра  непременно  присутствуют  самые  разные  моменты.  Такие  моменты  были  и  у  меня.  Конечно,  моменты  бывали  разные – и  комичные,  и  драматичные  и  порой трагичные…
     Немало  приключений  случалось  и  на  дороге.  Меня  выручали  не  раз  самые  разные  люди.  Я  вспоминаю  их  с теплотой  и  благодарностью,  хоть  память  сохранила  не  все  имена  (а  зачастую  помощь  оказывали  даже  не  называя  своих  имён).  Выручали  и  добрым  советом,  и  прямой  помощью,  делясь  запчастями,  помогая  в  ремонте  прямо  на  обочине  дороги…
     И  сам  я тоже  не  раз  помогал,  чем  мог,  попавшим  в  беду.
     Шофёрскому  братству  я  и  посвящаю  свои  воспоминания.
     А  насколько  мне  это  удалось…  Судить,  конечно,  не  мне.
     По  мере  написания  байки  будут  пополняться.

                Шофёры  и  водители         
    
     Казалось  бы,  какая  разница  как  называть  человека  за  рулём  автомобиля:  «шофёр»,  или  «водитель».  Однако,  суть  в  том,  какие  понятия  вкладываются   в  эти  слова.
    Я  заметил,  что  люди  старшего  возраста  именовали  себя  именно  шоферами,  а  некоторых  своих  более  молодых  коллег  называли  пренебрежительно  «водилами».
     При   случае  я  у  одного  такого  пожилого   работника,  которого  уважительно  называли  дядей  Федей,  поинтересовался,  чем  же  шофёр  отличается  от  водителя  и  дядя  Федя,  усмехнувшись,  объяснил,  что  да,  и  тот  и  другой  водит  машину.  Но  шофёр,  в  отличие  от  водителя,  в  случае  чего,  сам  починит  машину  и  устранит  неисправность,  а  водила  так  и  будет  торчать  на  дороге  в  ожидании  помощи  из  гаража,  поскольку  машину  не  знает  и  не  любит,  а   умеет  только  крутить  баранку  и  жать  на  педали,  да  и  то  постоянно  попадает  в  какие-то  непонятные  ситуации,  поскольку  у  него  башка  не  соображает  и  вообще  он  думает  чёрт  знает  о  чём.  Таких,  по  мнению  дяди  Феди,  вообще  нельзя  допускать  до  руля.
Подкрепляя  свои  слова,  дядя  Федя  одного  молодого  парня  нашего  отряда  наградил  презрительным  эпитетом  «паркетный  шОфер».
     Мне  этот  разговор  запомнился  и  вскоре  я  убедился  в  правоте  слов  дяди  Феди.  Приглядевшись  к  работавшим  рядом  со  мной,  я  очень  скоро  тоже  научился  отличать  шофёра  от  водителя. 
     Некоторые,  заехав  в  автопарк  и  поставив  машину  на  стоянку,  наскоро  умывшись,  шли  домой.  Но  большинство,  заехав  на  стоянку,  продолжали  возиться  у  машин,  ковыряясь  в  моторе,  или  что-то  подкручивая  лёжа  под  машиной.  Причём  некоторые,  закончив  со  своим  ремонтом,  подходили  к  товарищу,  помогая  словом  и  делом.  А  потом  возникали  своеобразные  технические  конференции,  на  которых  обменивались  информацией  о  разных  неполадках  и  способах  их  преодоления.  При  этом  в  этих  обменах  опытом  принимали  участие  как  молодые,  так  и  умудрённые  многолетним  опытом  гораздо  более  старшие.
     Мой  собственный  опыт  был  тогда  ещё  невелик,  и  я  с  интересом  слушал   эти  грубоватые  разговоры.
     Ещё  меня  поражала  и  восхищала  способность  старых  шоферов  сделать  грязную  работу,  совершенно  не  испачкавшись.  Молодые,  устранив  неисправность,  выглядели  как  трубочисты.  У  старых  же  даже  пальцы  рук  почти  не  пачкались  после  возни  с  мотором – сказывался  многолетний  опыт,  которым  они  щедро  делились  с  молодыми,  не  упуская  при  этом  возможности  самим  узнать  от  молодёжи  об  интересных  случаях.
    Обидного  прозвища  «паркетный  шОфер»  в  свой  адрес  я  не  получал.



                Гайка

     С  этой  проклятой  гайкой  я  уже  возился  минут  сорок – никак  не  мог  открутить:  ключ  на  17  был  велик  и  свободно  прокручивался  на  гранях  гайки,  а  ключ  на  14  был  мал  и  грани  захватить  не  мог.
     Тут  заехал  на  стоянку,  закончив  рабочий  день,  Игорёк  и  поинтересовался  в  чём  дело.  Я  показал  ему  проклятую  гайку.  Игорёк  ненадолго  задумался,  а  потом  сказал,  что  на  «москвичёвских»  моторах  применяются  гайки  на  15  и,  скорее  всего,  какой-то  мудродей  закрутил  такую  гайку  сюда,  на  Зил-130.
     Сходил  я  в  инструменталку,  принёс  для  верности  и  ключ  и  головку  на  15 – сейчас  открутим!  Но,  какое  там  -  тоже  малы,  не  налазят  на  гайку.  Игорёк  сбегал  к  своему  «зилку».  Принёс  разводной  ключ, но новая  беда – не  подлезть  к  гайке.
     Сидим  с  Игорьком  обалдевшие  от  такого  поворота,  и  ничего  другого  в  голову  не  приходит,  как  применить  классический  русский  инструмент  и  срубить  проклятую  гайку  заодно  с  болтом  при  помощи  молотка,  зубила  и  какой-то  матери.  Хотя  тут  тоже  возникли  сложности – в  тесном  пространстве  не  сильно  размахнёшься.
     На  наше  счастье  подъехал  дядя  Федя  Мединцев.  Дядя  Федя  был  шофёром  с  огромным  опытом  работы.  Начинал  шоферить  ещё  в  конце  30-х,  прошёл  всю войну,  поначалу  был  фронтовым  шофёром,  а  во  второй  половине  войны  перегонял  лендлизовскую  технику  из  Ирана  в  СССР.
     Дядя  Федя  поинтересовался  чем  мы  так  озабочены  и  выслушав  наш  рассказ,  буркнул  «Щас»  и  пошёл  к  своему  ЗиЛу.
     Через  пару  минут  он  вернулся  и  вручил  нам  гаечный  ключ  непривычной  формы.  На  рожках  ключа  были  выбиты  числа  16  и  18. Мы  с  удивлением  вертели  в  руках  диковинный  ключ,  пока  дядя  Федя  не  напомнил  нам  для  чего  он  этот  ключ  принёс.
     Ключ  на  16  пришёлся  точно  по  гайке,  и  та  через  полминуты  была,  наконец,  откручена.
     Дядя  Федя  взял  гайку  и  с  минуту  её  вертел  в  руках,  временами  чему-то  улыбаясь.
     «Американская  гайка, - сказал  дядя  Федя. – Со  «студера»  скорее  всего».
     Кто  эту  гайку  со  «Студебекера»  закрутил  на  моего  «зилка»,  и  как  она  вообще  сюда  попала…


                Крестовина

     В  то  летнее  утро  всё  поначалу  было,  как  обычно.  Безотказный  ЗиЛ-130  завёлся  легко.  Правда,  при  выезде  со  стоянки,  когда  я  положил  руль  круто  вправо,  послышался  звук,  какой  издаёт  раскалываемый  орех.  Решил,  что  наехал  на  что-то.  На  всякий  случай  остановился,  вышел  из  кабины  и  обошёл  вокруг  машины – ничего  подозрительного  не  было.  Ну,  думаю.  мало  ли  что  хрустнуло  под  колесом,  главное,  колёсо  не  проколол.  С  тем  и  поехал  дальше.     На  грузовой  площадке  принял  груз  и  повёз  получателю.      
     Остановился  на  светофоре  для  поворота  направо,  жду…
     Загорелся  зелёный  глаз  светофора,  включаю  передачу,  трогаюсь  и  кручу  руль  вправо,  но  машина  так  и  едет  прямо,  въехав   уже  на  перекрёсток.  Это  были  премерзостные  мгновения  моей  жизни.  Я  по  тормозам,  кручу  руль  вправо-влево,  но  передние   колёса  неподвижны – так  и  стоят  прямо.  Что  за  дела  такие?!
     Сзади  сигналят  машины,  а  я  сижу  и  ничего  не  могу  сообразить.
     Тут  открылась  водительская  дверь , и  я  увидел  дядю  Федю  Мединцева.   Оказывается,  на  моё  счастье,  он  ехал  позади  меня.   Я  покрутил  руль,  а  он  только  и  сказал:  «Крестовина».  Тут  и  до  меня  дошло,  что  полетела  крестовина  рулевого  кардана.
     «Молоток  есть?» – спросил  дядя  Федя.  Я  кивнул.   «Я  за  руль  сяду,  а  ты  молотком   будешь  колесо  толкать – перекрёсток  надо  освобождать.»
     Схватив  молоток,  я  уступил  место  дяде  Феде.  Он  тем  временем  включил  первую  передачу   и  машина  начала  медленное  движение,  а  я  по  указанию  дяди  Феди  принялся  толкать  колесо  вправо.  Так  мы  и  завершили  поворот,  после  чего  я  стал   выравнивать  колёса,  упираясь  в  край  колеса  молотком.  Проехав  таким  кандибобером  ещё  метров  двадцать,  мы  зарулили  в  «карман».  Дядя  Федя  выключил  мотор. 
     «Поехали  в  гараж,  за  крестовиной - скомандовал  дядя  Федя, -  тут  делов  на  полчаса».
          В  гараже  я  выписал  требование  и  пошёл  на  склад  за  новой  крестовиной,  где  меня  ждал  дядя  Федя.  Я  отдал  требование  кладовщице  и  получил  заветную  запчасть.  Счастливый,  собрался  уже  уходить,  но  дядя  Федя  забрал  у  меня  крестовину,  положил  её на  металлическую  плиту  и  с  размаху  ударил  по  ней  молотком.  Крестовина  разлетелась  на  мелкие  кусочки – металл  оказался  перекаленным.
     «Неси  ещё» - велел  он  кладовщице.  Та  оторопела,  но  принесла  ещё  одну  крестовину.
Эту  крестовину  постигла  такая  же  участь – металл  тоже  оказался  перекаленным.
«Ещё  неси»- скомандовал  дядя  Федя.  Но кладовщица  стала  возмущаться – этак  он  весь  запас  уничтожит.  Но  дядя  Федя  был  непреклонен:  «А  ты  хочешь,  чтобы  он  из-за  этого  барахла  в  аварию  попал,  или  того  хуже,  насмерть  убился?  Рекламацию  составите  с  главным  инженером  и  спишите  брак.»
     Только  пятая  по  счёту  крестовина  выдержала  суровое  испытание.  «Вот  эту  и  поставишь.»- подвёл  итог  дядя  Федя.
     Дядя  Федя  довёз  меня  до  моей  машины и  помог  заменить  злополучную  крестовину.  Уехал,  убедившись,  что  всё  в  порядке.   
     В тот  день  приключений  больше  не  случилось.   


                Сон

     Этому  моему  рейсу  на  Москву  предшествовали  некоторые  события  из-за  которых  я  и  согласился  на  этот  рейс,  хотя  от  него  многие  отказались.
     В  отряде,  в  котором  я  работал,  было  негласное  разделение  на  «магнатов»  и  «промотанцев».  «Магнаты»  были  на  хорошем  счету  у  начальства,  машины  у  них  были  поновее,  чем  у  остальных,  и  при  распределении  работ  им  доставались  самые  выгодные  объекты.  К  тому  же  водители-магнаты  имели  права  с  открытыми  категориями  транспортных  средств  В, С, Е.  Для  непосвящённых  скажу,  что  с  такими правами  можно  было  управлять  и  легковыми  (В),  и  грузовыми  (С) автомобилями  и  автопоездами  (Е).
     «Промотанцы»,  в  основном,  были  молодыми  ребятами  с  правами  В, С,  машины  у  них  были  далеко  не  новые  и  они  выполняли  самую  рутинную  работу,  развозя  оборудование  с  грузовой  станции  по  предприятиям.  Соответственно,  зарплата  на  такой  работе  была  на  порядок  ниже,  да  и  частые  поломки  их  железных  коней  никак  не  способствовали  росту  зарплаты.  К  тому  же,  лучшие  запчасти  доставались  «магнатам»,  а  «промотанцы»  довольствовались  тем,  что  оставалось  после  них.
     Была  ещё  одна  малочисленная  группа  шоферов,  к  которой,  видимо,  принадлежал  и  я.  Имея  права  таких  же  категорий,  что  и  «магнаты»,  они  уже  не  были  «промотанцами»,  но  и  в  «магнаты»  не  выбились,  поскольку  начальство   тщательно  охраняло  чистоту  рядов,  если  так  можно  сказать.
     Перед  этим  рейсом  у  меня  с  начальником  отряда  случился  серьёзный  конфликт.  Простояв  почти  три  недели  на  ремонте  (моей  машиной  занимались  в  самую  последнюю  очередь,  обслуживая  в  первую  «магнатов»,  которые  расплачивались  со  слесарями  кто  деньгами,  а  кто  выпивкой)  я  получил   аж  35  рублей.  Напомню,  что  дело  было  в  начале  80-х,  и  сумма  эта  была  даже  в  два  раза  меньше,  чем  у  «промотанца».
     На  мой  вопрос  о  зарплате  начальник  отряда  сказал,  что,  мол  «работать  надо  уметь».  Меня  это  просто  взорвало:  я  ездил,  куда  посылали,  возил  то,  что  грузили…  В  голове  у  меня  крутилась  народная  мудрость  «Трудом  праведным  не наживёшь  хором  каменных».   В  бешенстве  я  схватил  тщедушного  начальника  за  грудки,  встряхнул  пару  раз  и  пообещал  переехать машиной  и  прицепом дважды  -  для  верности,  если  он,  гад  ползучий,  не  даст  мне  нормально  жить.
     Начальник,  надо  полагать,  перепугался  не  на  шутку,  был  бледен  и  тяжело  дышал,  как  будто  мешки  только  что  кончил  таскать  на  себе.  На  моё  счастье,  свидетелей  этой  безобразной  сцены  не  было.
     Пару  недель  мы  ни  разу  с  ним  не  встретились.  Я  приходил  пораньше  и,  получив  в  диспетчерской  задание,  уезжал,  возвращаясь,  когда  рабочий  день  официально  заканчивался.
     А  потом  в  одну  ночь  резко  похолодало  и  выпал  снег.  Вот  тут  ко  мне и  подошёл  начальник  отряда  и  состоялся  такой  диалог:
     - Вот  что,  есть  рейс  на  Москву  с  грузом  и  туда  и  обратно.  Пойдёшь?
     - Пойду!
     - Надо  будет  с  прицепом…
     - Пойду  с  прицепом!
     - А  не  боишься?  Дорога-то  скользкая…
     - А  чего  мне  бояться?!  Я  в  Сибири  на  шофёра  учился.
     - Вот  и  славно.  Выехать  надо  завтра – груз  срочный.
     Я  побежал  в  диспетчерскую  за  нарядом. 
     В  диспетчерской  я  получил  наряд.  С  нашей  «Сельхоздетали»  надо  было  отвезти  оборотную  тару  на  завод  сельхозмашин  в  Люберцах,  а  обратно  привезти  запчасти.
     Наскоро  осмотрев  и  подготовив  свой  ЗиЛ-130,  я  решил  не  ждать  до  завтра,  а  выехать  прямо  сейчас  и  пока   светло  проехать  как  можно  больше.  Из-за  особенностей  зрения  ночную  езду  я  не  любил. 
     На  «Сельхоздетали»  меня  ждали  и  очень  расторопно  загрузили  машину  и  прицеп.  Заехав  по  пути  домой,  я  выехал  в  рейс.
     Описывать  зимнюю  дорогу  не  имеет  смысла:  шофёру  и  так  всё  понятно,  а  прочим  только  скажу,  что  не  раз  с  благодарностью  вспоминал  своего  инструктора  автошколы – он  приучил  предугадывать  опасные  ситуации  и  научил  справляться  с  заносами  машины.
     В  Люберцах  меня  тоже  очень  быстро  разгрузили  и  загрузили,  и  я  двинулся  в  обратный  путь.
     Было  около  трёх  часов  ночи,  я  катил  уже  по  Крыму,  до  города  оставалось  около  пятидесяти  километров.  Шли  уже  четвёртые  сутки,  как  я  за  рулём.   За  всё  время  я  отвалился  от  руля  часа  на  три.  Днём, почувствовав,  что  засыпаю,  заехал  на  первую  же  удобную  площадку,  лёг  и  почти  мгновенно  уснул,  проснувшись  от  холода.  Завёл  двигатель  и  поехал  дальше. 
    ЗиЛ  не  подвёл  и  вот  я  уже  почти  дома.  В  кабине  тепло,  печка  греет.  Ровно  гудит  мотор  и  с  каждым  оборотом  колёс  я  всё  ближе  к  дому…
     …на  «Сельхоздетали»  меня  разгрузили,  удивившись  быстроте,  с  которой  я  обернулся.  Машину  я  поставил  на  стоянку.  Я  дома,  жена  разогревает  еду.  Что  ж,  можно  и  фронтовые  100  грамм  позволить  себе,  коль  заслужил.  На  душе  спокойно  и  радостно.  Моя  маленькая  дочка  подходит,  садится  ко  мне  на  колени  и  вдруг  говорит:
     - Папа,  ты  спишь,  а  мотор  работает.  Спишь,  а  мотор…
     …Меня  как  подкинуло.  В  свете  фар  я  увидел,  что  машину  стало  стаскивать  с  дороги  в  кювет.  Ещё  бы  пара  секунд  и…  Я  понял,  что  на  какие-то  мгновенья  уснул  за  рулём  и  успел  увидеть  этот  сон.  А  маленькая  дочь  стала  моим  ангелом-хранителем.
     Я  остановился,  вышел  из  кабины  и  принялся  растирать  лицо  снегом.Потом  снова  сел  в  кабину,  опустил  стёкла  и  осторожно  тронулся  с  места. 
     Весь  оставшийся  путь  я  проехал  без  происшествий,  распевая  во  всё  горло  самые  разные  песни.  Диапазон  моего  пения  простирался от  «блатной»  лирики  до  оперных  арий,  которые  я  помнил  с  детства.  Если  кто-то  это  слышал,  то,  верно  подумал,  что  за  рулём  какой-то  или  пьяный,  или  ненормальный,  угнавший  машину.
     Утром  следующего  дня,  когда  я  возился  у  своего  «зилка»,  ко  мне  подошёл  начальник  отряда и  ехидно  спросил:
     - Ну,  что,  как  съездил?
     - Нормально  съездил – все довольны.
     - Как  дорога?
     - Дорого,  как  дорога,  только  скользкая.
     - А  ещё  в  рейс  пойдёшь?
     - Пойду…
     Сказать  ему  было  больше  нечего.
     Так  я  и  выбился  из  «промотанцев».  Правда,  и  «магнатом»  не  стал.