Письмо Лигачеву Е. К. в1985г

Павел Каравдин
                Секретарю  ЦК КПСС т. Лигачеву Е.К.
        член КПСС с 1955 г. инженер
Каравдин Павел Александрович

Уважаемый тов. Лигачев Е.К.!

Ваша речь. произнесенная в Челябинске, послужила поводом для моего письма. Все что Вы сказали правильно и актуально. Правильно Вы отметили, что если не удастся реализовать программу по вопросам научно-технического прогресса, мы существенно отстанем от ряда  других стран.

В существующих условиях реализация этой программы практически невозможна. Главной причиной такой невозможности является отсутствие   обратной связи, это отсутствие признал и М.С.Горбачев в сво¬ем выступлении в Тюмени. Особенно страдает этим фундаментальная наука.  та самая, которая стоит в самом начале прогресса. Чтобы не быть голословным приведу несколько nримеpoв.

В журнале "Новый мири №4-1984 г. опубликован очеpк В.Полищука "На общих основаниях», в котором рассказана трагическая судьба  московского химика Б .П,Белоусова, открывшего новый тип химических реакций в 1950 г. Сообщить о своем открытии, опубликовать статью  ему не удалось. .Рецензенты разных журналов дружно заявили, что такие реакции невозможны, хотя имели элементарную возможность проверить даже практически эту возможность. Белоусов yмеp в 1970 г. Еrо статья была опубликована только в 1983 г. Ну это можно назвать еще удачей для человечества, открытие не погибло вместе с его ав¬тором.
               
Но разве есть гарантия того, что какие-то открытия, может быть и очень крупные уже погибли. Никто же этого не знает. Академия наук никаких выводов  не сделала. Все осталось по-прежнему,

20 лет  назад, я, заинтересовавшись проблемой "физического»" идеализма, о  котором писал В .И Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» заподозрил, что причиной идеализма является какая-то ошибка. Стал изучать историю физики, нашел ошибку и вот уже без малого десять лет пытаюсь сообщить физикам и философам об этой ошиб¬ке. Но всё напрасно Редакции философских журналов просто не отвечают на мои статьи и письма. Физики отклоняли, таи как по их мнению мои статьи не находятся на современном научном уровне /выше или . ниже уровня, они не сообщали/. Наконец, последнюю мою статью отклонили, так как она не соответствует профилю их журнала.

За эти годы никто, ни раэу  не питался опровергнуть мои доводы, доказать, что я не прав. Популярные журналы бывало заинтересовывались, но в последнюю минуту пугались и писали мне такое, например,

«Mы не можем вступать в открытый бой с физиками, ибо  ничего хорошего  это редакции не принесет».

В журнале «Техника и наука» №1-1985 г. напечатана была подборка писем читателей по этой проблеме. После этого «по  решению вышестоящих организаций» в  журнале сокращена дискуссионная  тематика и  историческая.

Как я уже отметил журнал "Вопросы философии" не  отвечал на мои статьи. .Однажды я обратился в КНК СССР с просьбой помочь получить от них ответ. Получил - формальную отписку: «Мы не можем опубликовать Вашу статью, так как Вы неправильно понимаете своих оппонентoв, если же их понимать правильно. то никакого идеализма нет». В следующий раз, .когда я снова обратился в КПК с аналогичной просьбой .оттуда через Челябинский городской  КНК просили не беспокоить их.

Дискуссии на научные темы должны вестись только на страницах печати, а не   на уровне автор - редакция. Только в этом случае наука может развиваться  Кстати, в сегодняшнем номере   «Комосомолки»   (13.10) ecть замвтка на эту ж тему «Зубная боль»,

Сейчас же усиленно пропагандируется мысль, что мол в наш время открытия делают крупные коллективы учёных. Действительно, работают коллективы. а открытия делали и делают только одиночки, в редких случаях - двое, трое. Мысль о коллективах выгодна руководителям институтов, так как к любому открытию «на законных основаниях» надстраивается плеяда руководителей. Так и к открытию Белоусова «надстройка» тоже выросла .В 1980 г, группе .ученых была присуждена Ленинская премия .В конце списка была фамилия открывателя - Белоусов. Убежден, что если бы он к тому времени не стал известен за рубежом - он не попал  бы в список. Да и зачем ему эта премия через 10 лет после смерти.

Если не удастся изменить систему публикации в пользу науки, а сохранить её как она есть /в пользу организаторов нayки,   то можно не сомневаться , что намечаемая программа по н.т. прогрессу  не будет выполнена и мы всегда будем тОЛЬКО   «догонять».

Конкретно по моей просьбе  просил бы назначить расследование по проблеме  некорректного отношения к авторам редакций некоторых научных журналов.

Я несколько раз обращался в ЦК КПСС, но отдел писем «отфутболивал» мои письма в Челябинский обком КПСС .На этом все и заканчивалось. Поэтому это письмо я намерен отправить по нескольким каналам. Можете поручить несколько 
экземпляров, ИЛИ НИ ОДНОГО.

13.10.1985 г.      
                П.Каравдин