Параллели и меридианы мартовских ид

Юрий Николаевич Горбачев 2
 На сотни ладов пересказанная в литературе и кинематографе биография Гая Юлия Цезаря остаётся среди лидеров остросюжетности. Чем-то она напоминает  героические "сценарные ходы" гомеровского эпоса, а чем-то - накал страстей древнегреческой драматургии. В истории гражданских войн цезарианского периода можно легко обнаружить отголоски трагедий Эсхила и комедий Аристофана. А  трагедия Еврипида "Вакханки" по экзотическому стечению обстоятельств стала "участницей" событий поражения одного из триумвиров Марка Красса при столкновении с парфянами: отсечённую голову проигравшего войну полководца насадили на тирс(посох с сосновой шишкой на конце, прозрачно намекающей на фаллос) и изображавший сумасшедшую мамашу артист демонстрировал этот артефакт царям победителям.
 В изложении римских историков Плутарха, Светония, Тацита  биографии Гая Юлия Цезаря и его современников - триумвиров Марка Красса и Гнея Помпея, соратника Цезаря Марка  Антония  и его политических оппонентов  Брута и Цицерона поражают  ярчайшими подробностями. Добрая половина "Избранных жизнеописаний" Плутарха посвящена "расследованию"  заговора против Цезаря. И сюжетные линии этого заговора выстраиваются в нечто вроде романа Агаты Кристи "Убийство в Восточном экспрессе": негодяя с тёмным прошлым приговаривают и убивают коллективно.

Собственно, эта насыщенность "фактурой"  первоисточников , куда вплетается ещё и любовная интрига с Клеопатрой, и позволяет кинематографу снова и снова создавать полотна в духе изобретённых в Италии "пеплумов".Бутафорской стороне дела помогают изыскания историков и археологов. И литература, конечно же, не обошла эти материалы стороной.От шекспировского "Антония и Клеопатры" до "Мартовских ид" Тортона Уайльдера расстояние гигантское. Разброс в интерпретациях истории -тоже. И всё равно вечный сюжет остаётся вечным и нетленным.Это дин из метакодов истории человечества. Он -своеобразная энциклопедия метафизики всего, что связано с понятиями "республика", "олигархия", "демос", "охлос","автократия", "диктатор","гражданская война","патриотизм",     
  Происшедшее 15 марта(мартовские иды) 44 года до Р.Х. убийство Гая Юлия Цезаря в заговоре против которого вместе с Брутом и Кассием приняли участие 80(60 -по другим источникам) римских сенаторов из 300, стало своеобразной классикой дворцовых переворотов, повторявшихся и в римской, и византийской истории, и  в истории прежних и новых времён. С Октавиана Августа уже началась эпоха империй.Хотя столь дорогие сердцам римлян "республиканские" институты (не только олигархат, сенат,оптиматы-патриции, но и народные трибуны, популяры-плебеи)и сохранялись. И в том или ином виде существуют и поныне.
 _______________________
Герои моей новой повести  СНОВИДЕНИЕ КАЛЬПУРНИИ или "Воспоминания аквалифера ХIII легиона живут в это непростое время.http://proza.ru/2023/03/03/227

http://proza.ru/2023/03/03/842