Тула и созерцание пейзажей области

Сергей Евгеньевич Соколов
Дневниковые записки.

24 сентября 2022 г.

     Давно я не был в таких крупных городах как Тула. За последнее время, после посещения некоторых областных центров России и Украины, я по привычке ожидал увидеть город более компактным, и потому понятным. А здесь, привокзальная площадь, распахнувшая свой простор, как будто звучала гулом, стекавшимся в неё волнами со всего пространства города, и это порождало однозначное ощущение, что город – очень большой.
 
     Маршрутка долго выруливала из шумного привокзального района: расходящиеся улицы, транспортные развязки, современные торговые центры, – с интересом и удивлением рассматривал я город, а в некоторых местах он уж очень напоминал Москву. Автовокзал здесь был не один, и до моего ехать нужно было более получаса. Да, в полумиллионном городе складываются свои законы городского планирования. Это в небольших городах, таких как Серпухов, Волоколамск, Можайск, Миргород автовокзал находится рядом с железнодорожным, а здесь в Туле – другие масштабы, и даже ж/д вокзалов - два. Это было приятное чувство – видеть процветающий российский город. Виды, что мелькали за окнами маршрутки, конечно, не могли составить цельного впечатления о городе, но это были очень значимые штрихи, которые говорили о том, что город заслуживает подробного знакомства с ним: проезжали, уже выглядевшие как советская классика, застройки 70-х годов, мелькали рынки, промзоны, встречались высотные современные жилые дома, с новейшим дизайном подобные тем, что сейчас появляются в Москве.

     Задела одна произошедшая неприятность, которая, правда, тут же и «загладилась». Как турист, впервые оказавшийся в новом городе, я, войдя в маршрутку, как само собой разумеется, обратился к водителю, - попросил его объявить, когда будет остановка около моего автовокзала, на что он, не оборачиваясь, резко ответил: «Я водитель, а не кондуктор, я только везу!» От такого ответа я опешил, - пронеслись в памяти эпизоды из советских времён, когда водители на подобные просьбы даже успокаивали и с юмором говорили, что мол, не проедем, объявлю, и даже заранее предупреждали, что, мол, вот через одну - ваша и будет. Настроение готово было испортиться, я уселся на свободное место и расположил сумку у ног, гнев начинал внутри бурлить, но скандалить не хотелось, не хотелось портить себе же благостное настроение путешественника; пронеслась мысль – может, это знак? Но тут, мужичок, сидевший напротив меня, переспросил:
    - Вам на тот автовокзал нужно?
    - Да, оттуда автобус до Алексина должен отправляться.
    - Я там же схожу, я скажу, - лаконично так сказал, где-то даже сухо, но по-доброму.
     И мужичок - чуть старше меня, деловой на вид, собранный внутри,
больше лишних слов не говорил, а только напомнил, когда уже подъезжали к нужной остановке. Когда вышли и пошли вместе, то он разразился ругательствами на этого водителя, - хлёстко, по делу, с негодованием и возмущением, и со словами, что «вообще профессионализм потеряли, гады!» Да, мужичок - из советских времён, - приятно было вспомнить о былых уютных и душевных неформальных правилах.
 
     Во время пути разворачивались картины, я только и успевал поворачиваться то к одному, то к другому окну: пересечённая местность, просторы, холмы, участки с деревьями, - и всё это открыто для обозрения, - никаких зарослей вдоль дороги, ничто не закрывало виды.

     Из Алексина я добрался до места на такси, выручил Яндекс-Go, решил не морочиться. Территория санатория сразу произвела приятное впечатление, - благоустроена со вкусом, с фантазией, с любовью к своему делу и к людям, для которых это было сделано. Из деревьев, что я увидел по пути к моему корпусу, стояли тополя, берёзы, ели, сосны, дубы и такие, которые я на вид и не знаю, - и не было понятно – это спланированные посадки или естественно растущий лес? Или дикую природу мастера умело подправили? И все деревья здесь были зрелые, могучие, в среднем, более - и высокие и толстые, чем в Подмосковье.

25 сентября 2022 года.

     Погулял сегодня в ближайших окрестностях санатория: и лес естественный увидел, но не стал в него углубляться, и на берегу реки Оки побывал. Отдельным ярким впечатлением стал спуск с высокого берега Оки.

     Уже заканчивая прогулку вдоль берега Оки и, отыскивая путь, чтобы возвратиться назад, я поднялся по рыбацкой тропинке немного вверх и увидел широкую дорогу, которая вела к реке от санатория. Если в начале прогулки, повернув после выхода из ворот санатория направо, я попал на довольно крутой спуск вниз, о котором я расскажу позже, то с того места, в котором я оказался, было видно, что к берегу от санатория можно было пройти именно по этой дороге более долгим, но спокойным и удобным путём. Я хотел уже направиться вверх, но интуиция подтолкнула меня пройтись ещё подальше, хотя видно было, что дома деревни уже заканчивались, ничего нового интересного не проглядывало, дорожка вела куда-то в лес, и вдруг – слева чуть поодаль от дороги я увидел сосну!
     Ого, какой широкий ствол, даже не ствол, а некий причудливый остов диаметром почти в два метра, из которого на высоте чуть выше роста человека расходились несколько - штук пять - самостоятельных стволов, и каждый из них был толщиной с обычную среднюю сосну. И только выше, если поднимать взгляд, стебли становились прямыми, а на выходе из остова они были изогнуты; казалось, что до этого, может быть много десятилетий назад, какая-то сила сплела и прижала их друг к другу, а сейчас можно было видеть этап их расплетения и распрямления. Да, что скажешь, сосна эта - невидаль чудная! Я подошёл к ней, сфотографировал, постоял рядом, проживая свои чувства, потом увидел, что широкая тропинка идёт от этой сосны дальше вглубь в лес.

     Я прошёл немного вперёд и убедился, что лес здесь - необычайно красивый - высился стволами вдоль тропинки и кронами оберегал уют для идущего по ней. Углубиться и прогуляться я решил в другой раз, главное, - природа здесь - интересная и захватывает внимание своим величавым спокойствием.
 
     А в начале моей прогулки я свернул направо, куда вниз вела грунтовая дорога. Она шла мимо домов круто вниз этакими галсами: наискосок вниз, потом резкий поворот и снова наискосок вниз в другую сторону. Осторожно выбирая место, куда поставить ногу, чтоб не съехать по размокшему грунту, я прошёл три таких поворота, посмотрел вниз, а до берега ещё не близко. Гладь реки была видна и манила, и даль рельефа противоположного берега раскрывала и завершала живописный пейзаж, достойный картины Левитана.
 
     И хотя был мелкий дождь, небо - серое с прогалинами, - вроде бы не для прогулок погода, и все цвета вокруг - в серых туманных тонах, но в этом то и была неповторимая прелесть той картины природы, которая раскрывалась передо мной! Наконец, осторожно спустившись по мокрой тропе, я миновал дома и шёл по грунтовой дороге к уже явно обозначившемуся берегу реки, и вот оно - преимущество пасмурной погоды: я был один, и это было здорово! Это радовало душу, я отдыхал; один, это когда не надо оглядываться, внутренне прикидывать, пусть и неосознанно – как я выгляжу, как на меня смотрят, что обо мне могут подумать, один – это когда можно отдаться своим чувствам и переживать их, не знаю как сказать, просто по своему переживать и познавать себя в этом переживании: когда-то вздохнуть и выдохнуть шумно, когда-то улыбнуться от восторга. И это ценно, это значимо.

     Я постоял на берегу Оки, у прогалка похожего на маленький пляж, но скорее всего это было просто место для рыбалки. Ветра почти не было, вода у ног была прозрачная, - привычная реакция – потянуло искупаться! Но на дворе 25 сентября и месяц с самого своего начала - холодный. Гладь воды переливалась, поблёскивала, и не было осенней тоски, была увидена мной просто ещё одна картина жизни природы, равная по ценности всем остальным возможным, и не менее увлекающая чем те, с теплом, ярким солнцем, и зеленью, которые обычно показывают в рекламных роликах для отдыха. Я хотел уходить, но почувствовал, что мало, не пропитался ещё зрелищем, возвратился, пытался понять в какую сторону течёт вода, так и не нашёл признаков, потрогал воду руками – приятно прохладная, зачерпнул горсть, обмыл руки, остатками влаги умыл лицо – было хорошо!
 
     Посмотрел внимательно на противоположный берег, он был более низкий и плавно уходил вдаль, а тот берег, с которого спустился я, так официально и именовался: «высокий берег Оки», вот так и действительно - высокий. И пока не попробуешь сам, то определение «высокий» воспринимается каким-то абстрактным, так я и видел это слово в описании на сайте санатория, а вот теперь действительно понятно, что он – высокий! Прошёл вдоль берега, шла вдоль него грунтовая дорога, подумал, что, может быть, именно пляжик какой-нибудь есть, это на случай, если с женой летом сюда выберемся, но нет, - встретил одно, второе место, что выходили к воде, но все они были - для рыбаков. А дальше пошли глубокие лужи, и я решил отложить мои исследования на более сухую погоду, если она будет.

27 сентября 2022 г.

     Вспоминая и осознавая свои впечатления от исследования местной природы - пейзажей, которые она предоставляет для обозрения, для вчувствования в них, хочется назвать характер моих впечатлений так: это - постоянные открытия!

     Сегодня четвёртый день моих прогулок, и я уже понял особенности характера здешней местности, но всё же всё время чему-нибудь удивляюсь: и тропинке внезапно уходящей вниз к Оке, из неожиданного места уходящей; и высоким могучим клёнам, каких никогда своими глазами не видел; и высоким дубам, листва которых начинается где-то после высоты трёх метров, и главное – их множество - высоких зрелых крепких деревьев, настоящая дубрава. И также приятно было с удивлением улыбнуться вдруг возникшей на пути самшитовой аллее и неожиданным оврагам, протяжённым ямам, попадающим на пути в лесу, - и напоминали эти места горный пейзаж в миниатюре со своими хребтами, долинами, но только сглаженными тысячелетиями прошедшего времени, выровненными. Да, деревья в лесу по составу пород были такими же как и в санатории. Значит мастера ландшафтного дизайна умело вписали территорию в дикий лес. 

     Я подумал, а как воспринимают свою природу местные люди, с рождения проживающие здесь? Неужели для них все эти удивительные неожиданности являются привычными, просто как данность? Не думаю, что так. Возможно, такое яркое удивление, которое испытываю я, встречая всё это впервые, они вряд ли испытывают, но всё же - любуются своей местностью, гордятся и ценят её своеобразие.
 
     И ещё, что никак не ожидал - виноградник встретил в хозяйстве на краю деревни; его заросли висели и внутри двора и довольно густо обволокли лёгкую изгородь, выходящую на дорогу, - и грозди свисают и тянутся наружу, трудно не поддаться соблазну, тем более, - я присмотрелся, - внутри двора грозди разрослись обильно, и никто их как будто и не собирался, как то положено, по-хозяйски срывать как урожай. Я огляделся – никого нет, сорвал гроздь, - виноград оказался сорта изабелла, вполне себе зрелый для данной климатической полосы, и довольно приятный на вкус. Это было в воскресенье, а в понедельник, возвращаясь с прогулки, я специально навестил это заброшенное хозяйство, и дальше шёл довольный, не спеша, вкушая виноград с пышной свежесорванной грозди.  Это представить только, - иду, срываю и ем очень даже вкусный виноград, и это - 26 сентября в Тульской области! Прикол!

2 октября 2022 г.

     Вот и приехал вчера домой, правда, дорога вышла долгой, и в квартиру я вошёл только около 22 часов. От санатория автобус отправился в 10:55. Глядя на время, которое я провёл в дороге, можно подумать, что чуть ли не из дальних краёв я возвращался, но нет – было много пересадок, и - ожидание экспресса из Тулы в Москву почти 3 часа.
 
     Эту дорогу можно зачесть в состав путешествия, в ту область проходящего времени, в течении которого тоже накапливаются впечатления от созерцания новых мест. И, начиная с 30-ти минутной поездки от санатория до города Алексин, приятное удивление новому продолжалось: места такие же красивые и разнообразные. Проезжали мы мимо многих баз отдыха, лесных гостиниц, и даже мимо какого-то парка со всякими экстремальными лесными развлечениями (полосы препятствий, высокие лесенки из брёвен, натянутые специальным образом канаты и всякое такое подобное); и в конце пути открылось интересное место - большущая поляна, где, судя по постройкам и объектам, проводятся различные фестивали (музыкальные, фольклорные). Приятно было укрепиться в том удовлетворённом состоянии, что побывал в местах, реально популярных и востребованных.

     В Алексине меня застал мелкий дождь, пережидал его на остановке, с которой я предполагал ехать дальше. Две женщины, суетливо затягивающиеся сигаретами, подсказали мне - на каком номере автобуса можно доехать до ж/д станции Алексин, откуда я дальше запланировал продолжить путь до Тулы. Я думал, что доеду минут за 10, заодно и Алексин посмотрю, тоже древний город, и деньги наличные планировал с карточки снять на всякий случай. Ехали мы минут 20 - явно дольше, чем было указано в картах в интернете, может быть, правда, такой маршрут автобуса попался, один из возможных, но не самый удобный.

     Алексин - довольно протяжённый город, чем-то похож на подмосковные города до 2000–х годов: пятиэтажки, двухэтажки, и при этом довольно оживлённо на центральных улицах, по которым мы ехали, что не скажешь об улицах, уходящих вглубь от центральных. Я по привычке путешественника ожидал, что ж/д станция это место значимое, с обязательной остановкой около неё, а оказалось, что мне пришлось выйти на остановке с названием, ну никак ни намекающим о нахождении рядом ж/д станции, и ещё долго идти и искать её, эту станцию. И в этом было моё удивление, разочарование и беспокойство одновременно. Мне также сказали, когда я выходил из автобуса: «После перехода на светофоре идите вниз, а там спросите». И в этом указании «там спросите» оказывается был большой смысл. Я сначала не придал последним словам особого значения, но потом убедился, что очень даже хорошо, что потрудился человек, сказал мне это, внимание направил.

     Шёл я поначалу весело, рассматривал уже затихший и спокойный участок города, смотрел на деревья, на дворики, но потом я насторожился: уже минут 10 иду и никакого ж/д вокзала не видно, и более того – места становились всё более тихими и безлюдными – ну никак это не связывалось с тем, что я приближаюсь к ж/д вокзалу. В какой-то момент я почувствовал, что совершенно не уверен, правильно ли я иду и остановился, решил, что надо всё-таки удостовериться, спросить у кого-нибудь. Я огляделся – и никого не видать - пусто, я перешёл дорогу с рюкзаком и со своей дорожной сумкой на колёсиках туда и обратно раза три, высматривая, - у кого можно спросить. И решил спросить у мужиков, которых усмотрел в глубине улицы, что была перпендикулярна той, по которой я шёл, - они стояли у автомобиля с открытым капотом мотора и деловито что-то обсуждали.

     Подошёл, спросил, ответил один из мужчин, спокойно, доброжелательно, - сказал, что идти мне надо уже вдоль той улицы, на которой они стояли, и указал примету, где свернуть налево. Хорошо, - подумал я, - пошёл, указанные приметы увидел, но вдруг - дорожка просто исчезла, доведя меня до двора одиноко стоящей пятиэтажки, и превратилась в какую-то сомнительную грунтовую тропинку. Я аж воскликнул: «Люди! Что за чёрт–те что!?» И тут, вижу - из подъезда навстречу мне идёт женщина, смотрит на мой растерянный вид, я сразу к ней: «Добрый день! Извините, ищу ж/д станцию, не пойму, куда дальше идти». Она улыбнулась и указала направление в обход какого-то деревянного дома буквально туда, куда вела эта сомнительная тропинка.

     Прошёл, обошёл и, наконец, увидел станцию – она стояла в низине. Ух, ну явно в городе Алексине железная дорога не занимает большое место в системе коммуникаций. Спустился, обошёл, чертыхаясь, какое-то довольно большое станционное строение в поисках билетной кассы – бесполезно, оно было как замурованное – без окон, без дверей, это и не станция оказалась, а какое-то техническое сооружение. Пригляделся и увидел, что на другой стороне путей есть какое-то здание похожее на вокзал, - сразу и не заметить, потому что находилось оно сильно внизу от платформы. Подошёл, вижу, вроде написано «кассы», но тут же объявление висит, что касса не работает и билеты надо приобретать у контролёров в поезде. Да, ну и дела, и в расписании, что висело у этого здания, обозначено было всего три электрички в сутки…, теперь понятно почему к этому месту лишь тропинка вела. Захотел удостовериться, на какой платформе мне ждать, народу вообще никого, дверь закрыта, жал на кнопку звонка три раза – ноль реакции; потом вижу – окно одно приоткрыто, подошёл, глянул, люди есть, поздоровался громко через окно, в ответ получил: «Кассы не работают!» Я сказал, что только узнать хочу, с какой платформы электричка на Тулу пойдёт, ответили: «С ближайшей». Ух, и на этом спасибо, можно отдохнуть, отдышаться и яблоко съесть. Осмотр Алексина не состоялся, и только доедая вкусное яблоко, сорванное на территории санатория, я рассмотрел, стоящие далеко на холме, купола старинного монастыря.
   
     Путь электрички пролегал по местам также как и все здесь, по очень живописным: прям изысканное, почти кружевное сочетание холмов, равнин, спусков, которые вели к берегам маленьких речушек. И леса как в сказке, – проезжали мимо рощи, взгляд не оторвать, - столько дубов и клёнов, высоких и могучих! И мы долго едем и едем вдоль неё – красота! Электричка ехала почти 1:40. Это выходило дольше, чем если бы ехать на автобусе, но я не пожалел: сидишь спокойно полуразвалившись в полупустом вагоне, а перед тобой ещё и маленький столик. Электричка необычная, состояла из трёх вагонов – какая-то редкая, довольно современная, красивая и удобная модель. Приятно сидеть и созерцать пейзажи. Решил проверить – действительно ли эти холмы - древнейшие сточенные и округлённые горы? Заглянул в интернет - нет, оказывается миллионы лет назад произошло поднятие магмы в этом месте среднерусской возвышенности, и образовались эти холмы; такое вот когда-то шевеление Земли произошло, и возникла здесь такая красота!

     Да, путешествовать это здорово! Только беспокойство глодало, не давало расслабиться, дела на войне были тяжёлыми, известия настораживали. До этой осени надежды на скорое окончание войны имели основание. А сейчас не хотелось и предполагать, что будет, если война затянется. И люди в санатории не говорили на эту тему, но она как будто висела в воздухе, её обходили молчанием, чтобы не причинить случайно боль. У многих отдыхающих вполне могло оказаться, что их дети или внуки находились на фронте. Эту тему не трогали, как некий ужас, некое трагическое недоразумение, которое должно вот вот закончиться, и можно будет вздохнуть с облегчением и только после этого спросить, – ну как там у тебя, вернулся? А пока всё замерло. Оставалось надеяться, что не всегда так просто и однозначно можно достигнуть победы. Такое время, а электричка приближалась к Туле. 

     Люди, в этой области, с которыми мне пришлось общаться, имели характерные особенности, свои отличительные черты. Это и мужчина, который мне подсказал остановку в самом начале, это и женщины, соседи по столу в санатории, и другие, с которыми общался, - они были собранные, немногословные, внимательные, видно, что душевные, но умели соблюдать тактичность и не навязывались в собеседники. Высказывания туляков, их речь напоминала выстрел, но не в смысле шума или внезапности, а как будто они внутренне оценивали ситуацию, «прицеливались» и выдавали фразу чётко, по делу и без лишних экивоков. Может быть, не спроста в Туле ещё с давних царских времён сложилась оружейная промышленность.

     Всё что написал я здесь, это лишь главные характерные впечатления. А был ещё скит в лесу, старинный, но отремонтированный силами местных жителей, и рассказ о нём матушки, которая там в лесу с батюшкой и живёт. Были загадочные озёра в лесу и остатки развалин старых сооружений, которые мох окутал, и сделал почти не отличимыми от неровностей почвы. И был на берегу Оки шикарный загородный дом, к которому невозможно было подойти, потому что метров за триста до него со всех сторон стояла ограда, и в будках на углах сидели охранники, – про него мне рассказали, что хозяин этого дома привозит строителей на вертолёте из другой области, чтобы меньше было слухов о том, кто он такой.

     И ещё, сразу после входа на территорию санатория, у ближайшего жилого корпуса стояли пять легковых автомобилей. Я каждый раз проходил мимо них, отправляясь на прогулки, и они примелькались. А сначала я удивился – машины были с украинскими номерами. Да, мне подтвердили, что здесь живут семьи беженцев. Я рассказал об этом моей жене, которая с самого начала войны и в это время находилась в Полтаве. Она старалась не верить лживой украинской пропаганде, но давление там было очень сильное. «Да?» – с придыханием ответила она, и в её вопросе было больше радости. «Это очень здорово» – с теплом в голосе произнесла она.

     В ожидании экспресса на Москву, я прогуливался по Туле, дошёл до центра и увидел вдалеке башни Тульского кремля и старинные кварталы, – как тянуло пройтись и посмотреть, но времени уже не было. И тогда я сказал себе, что сюда необходимо обязательно вернуться, чтобы уже спокойно и обстоятельно изучить этот заинтриговавший меня город.