Судьба и люди! И. И. Казанков. 17 стр

Галина Михайлова 5
 Сборник рассказов - воспоминаний.

 Живая книга из уст людей.

 Продолжение.
 
 Масло, со вкусом детства...Воспоминания В.П. Михайлова, пенсионера, рабочего совхоза Звениговский.

 Родился я в Кировской области, в Малмыжском районе, за Вяткой, так называли нашу местность, в деревне Канамаш, в 1958 году. Младший сын в семье. Отец утонул в Вятке, когда мне было 8 лет! Он на спор переплывал эту могучую реку, был очень сильный, спортивный человек, участник Корейской засекреченной войны. Очевидцы говорят, что он не раз показывал такие трюки людям, переплыл и в этот раз, уже возвращался к своему берегу, но попал в воронку. Мама моя, Ксения Михайловна работала бригадиром в совхозе Каксинвайский, она была очень строгим и требовательным человеком! Вся наша семья - люди сельской профессии, старший брат Николай работал главным агрономом в совхозе Каксинвайский, сестра Лидия всю жизнь проработала бухгалтером на птицефабрике, я работал заведущим газовым хозяйством на Марийском конном заводе. Приходилось и конюхом подрабатывать, людей не хватало, если есть время, я с радостью подменял любого конюха, потому что очень люблю лошадей. В 90 - ые годы моя жена Галина оставила свою любимую работу, она работала учителем начальных классов в Летниковской неполной средней школе, организовала крестьянское хозяйство, с образованием юридического лица. Я конечно, был против, но идея ее мне понравилась. Земля у нас очень хорошая, земли много, подумал и поддержал, тем более, что у нас подрастали два сына, Дмитрию старшему было уже на тот период 15 лет, младшему Павлу 11 лет. Дела наши шли хорошо, урожаи были лучшими в районе, но со сбытом продукции была серьезная проблема. Брат Николай все же сбыт нам нашел, в Республике Коми, но по бартеру, меняли на каменный уголь. Куда не кинь, всюду клин. Каким то образом жена услышала про совхоз Звениговский, будто бы там за наличку зерно принимают, поехала она в Звениговский район, в совхоз Звениговский, зерно на самом деле приняли, деньга тут же выдали. Но поразило нас не это. Жена из поездки приехала очень радостной, веселой. Там, в совхозе Звениговский есть маленькая Страна СССР. Мы поедем туда жить, твердо сказала она. Я, конечно, ни в какую, никуда не поеду! У нас трехкомнатная благоустроенная квартира, хорошо оплачиваемая работа, 70 га земли. Куда ехать от такой жизни? Школа рядом с домом, своя корова, поросята, нутрии, кролики. Но жена очень серьезно решила ехать в Звениговский, хотя бы до весны там поработать, на весеннюю посевную подзаработать немного денег. Так и решили, я остался с детьми дома, упрямая женщина поехала на заработки в совхоз Звениговский. Она быстро нашла в Шелангере дом, вполне приличный на вид, под съем, на полгода, за 600 рублей, почти даром, по 100 руб. в месяц, но за домом нужно было ухаживать. В доме был сарай, баня. Я в выходные приехал с детьми, посмотрел, понравилось. В совхоз сходили, я же не верил вообще то про СССР, думал, что женская фантазия, тем более, Галина, творческий человек, с детства пишет стихи. Нет, все правда, Красный Флаг, золотистый Герб СССР, и золотистыми буквами крупно написано СССР, это было начало 2000 года. Лишь только в 2001 году, я тоже решился устроиться на работу в совхоз Звениговский, пока на временно, только до весны. Дмитрий уже учился в Университете, на 1 курсе, а Павел в лицее, в Руэме. Директор совхоза Иван Иванович Казанков меня сразу принял, я сказал ему, что  жена уже здесь работает. Узнав, что я приехал с Марийского конного завода, спросил, умею ли я работать на лошади, запрягать, управлять ею. Я сказал, что умею. Вопрос с трудоустройством был решен тут же. На работу я приходил к 5 часам утра, запрягал своего Орлика, это был молодой мерин, тяжеловоз светло - коричневого окраса. Не сразу признал меня Орлик, кусался, но я приносил ему сухарики, а сухарики Орлик обожал, так мы подружились! Рано утром, после дойки мы с Орликом везли парное молоко, вес был около тонны. На территории совхоза, не так давно был открыт маслоцех. Потом мне нужно было помыть бочки, все имущество прибрать, а после вечерней дойки снова парное свежее молоко нужно было везти на маслоцех. Работа не трудная, но это было очень сильное понижение в должности. А доярки, кормачи меня уже предупредили, в совхозе Звениговский все люди начинают свою карьеру с простых работ, а дальше, как себя покажешь. Иван Иванович лично ходил по фермам, свинарникам, телятникам, делал обход, от его зоркого взгляда не уходило ни что! Однажды я, как обычно, привез молоко на масло цех, слил его, женщины меня пригласили попить чай, там уже работала Валентина, девушка нашего сына Дмитрия, да и технолог, вот уже не помню, по моему Алевтина Михайловна ее звали, с Волжска приезжала к нам на работу. Иван Иванович не жалел денег на качество продукции, специалистов находил по всей стране. Технолог по колбасным изделиям, например приезжала с города Чебоксары. Чай, так чай! Утром неплохо попить чай, со свежим сливочным маслом. Я сразу то и не понял, что то с маслом не так, вернее, наоборот, так. Оно настоящее, такое вкусное. Я вспомнил свое детство, как мать вручала мне в руки маслобойку и я долго ботал в ней сметану, пока, наконец, не получалось сливочное масло. Это было настоящее масло из свежей сепарированой сметаны. Так здесь, в маслоцехе, оно было такое же, со вкусом детства. Масло сливочное было настоящее, деревенское. Я сказал об этом женщинам, поблагодарил их! Мы единогласно пришли к выводу, молоко же парное, свежее, вот и вкус у масла такой хороший. Сейчас в совхозе уже построен большой масло - сыр завод, там делают йогурты, мороженое, сыр и масло. Все эти продукты мы пркупаем в магазине совхоза Звениговский, но вкус того, первого масла, которое только начинали делать, я помню до сих пор. Потом мне жена сказала, что оно еще не очень получалось, только начинали его делать, рассыпалось немного, но мне оно очень пришлось по вкусу, это масло из детства, настоящее, сливочное. Сейчас мы уже 23 года живем в Шелангере, ничему не удивляемся, только гордимся, как преобразился поселок, как поднялся совхоз Звениговский. И никто из нас ни разу не пожалел, что когда то, в 2000 году мы сорвались с насиженного места. В 2004 году совхоз Марийский по производству коней обанкротился, был продан по долгам, сейчас там нет никакого предприятия, люди на заработки ездят в Москву. Мы с женой уже оба на пенсии, старший сын с семьей, с женой Валентиной и детьми живет и работает в Казани, он экономист, практику свою проходил в совхозе Звениговский у Нины Никитичны Жадеевой. На работе его ценят и уважают. Младший Павел пока не женат, живет с нами! Вот так, благодаря нашему доброму красному Флагу, настойчивости моей жены, мы приехали в чужой район, который нам стал родным. Продолжение ждите...

Фото из семейного альбома Михайловых. Василий провожает внуков Анастасию и Алексея в Казань. Скоро придет поезд. До Казани 100 км