Татьяна Леонидовна

Светлана Евтушенко Азарова
               
Утро. 4часа.
     Начинается бессонница. Еще окончательно не проснулась, но голова уже работает. События прошедшего дня последовательно, назойливо лезут в голову. Вставать и записывать не хочется. Интерпретация происходящих боевых действий спецоперации сменяется встречами, разговорами с людьми знакомыми и незнакомыми. Такое впечатление, что это диктовка кому-то свыше. Кто-то неведомый считывает всю эту информацию.
     5 часов. Информации никакой. Я как будто проваливаюсь в сон.
Утром начинаю вспоминать, о чем думалось на рассвете. Бесполезно, смутные воспоминания. Какие высшие силы считывают информацию? Информационное поле земли, главная составляющая разумной жизни на земле?
      Современный человек рождается таким же неразумным, как и в момент рождения человечества. Развиваются сообщества людей, а информационное поле земли делится с людьми накопленными знаниями. Не оно ли управляет нами и все события на земле происходят по ее воле с учетом ошибок и достижений прошлых цивилизаций? Слишком быстро появляются новые изобретения, научные открытия, особенно в информационной системе. И войны со дня сотворения мира. Вечная борьба положительного и отрицательного, противопоставление добра и зла, одаренности и бездарности. Людям предоставляется выбор и жизнь дает подсказки в некоторых жизненных ситуациях, принимать их или не принимать.  Все зависит от их надобности, от образа жизни. Есть такие, от которых нельзя отказаться. Но есть те, которые мы отбрасываем, считая их не нужными.
Это и знакомства с людьми, смена партнеров, работы, увлечений…
Мы говорим:
-Все от бога, судьба такая, не повезло…
Были мысли:
- не дружи с ним, подведет…
-лучше смени работу…
-следуй за ним повсюду. Он надежный…
Не прислушиваемся,
-  мелькала мысль, вспоминаем.
Или, казалось бы, незначительные встречи, знакомства.  Познакомились, дружили, расстались. А через много лет всплывают воспоминания или удивительная информация об этом человеке.
      После долгой кочевой жизни по долгу службы моя семья, наконец, приобрела постоянное место жительства в городе Санкт-Петербург. У меня появилась возможность заняться своими дневниками. Я разложила свои записи и просматривала их. Мелодичный входной звонок прервал мои занятия. Пришла соседка, Ольга Владимировна.  За чашкой чая разговорились о предстоящем собрании жильцов дома. Поговорили, она мельком кинула взгляд на мою открытую тетрадь и спросила:
-Пишешь?
- Да так…пытаюсь…
-А-а.
На следующий день утром она пришла ко мне. Протянула две книги автора Спанченко В.А. и сказала:
 -прочти, мой отец был писателем.
 -Я видела, что ты интересуешься историей.
 Это были романы  «Заложники» и «Тайна старых писем».
 Большая информация событий. Огромный труд, который писатель приложил, добывая материал в архивах, встречаясь с потомками семей офицеров царской Армии, участвовавших в восстании, со старо жителями Костромы, вызывает уважение.
 По роману «Заложники» был поставлен художественный фильм.
Читая книгу «Тайна старых писем», у меня мелькнула мысль:
 - Моя милая старенькая Татьяна Леонидовна Дитерихс, с которой довелось мне познакомиться, еще будучи студенткой, не является ли родственницей известного рода Питерских Дитерихс? 
И я начала искать историю происхождения фамилии Дитерихс.
Мои поиски мало что подсказали:
Татьяна Леонидовна Дитерихс является женой Владимира Александровича Дитерихс, который был выслан из Ленинграда 14 марта 1930 года в пос. Семиозерный, Кустанайской области сроком на 5 лет.
Владимир Александрович и Андрей Александрович были сыновьями генерал-майора царской армии Александра Николаевича Дитерихс, который умер в 1918году.
Андрей Александрович был также выслан из Ленинграда в пос. Челкар Актюбинской области, сроком на 5лет. В 1936году Андрею Александровичу по ходатайству Помполита ссылку заменили на свободное проживание, но они остались жить в Актюбинске.
Владимир Александрович также обращался по поводу свободного проживания, но ему долго отказывали в этом. Все, что я узнала из официальных источников.
  Впервые я услышала историю семьи Татьяны Леонидовны и Владимира Александровича из рассказов моего отца. Ему пришлось по долгу службы общаться с ними.
  Он подружился с Владимиром Александровичем. Восхищался его образованием, образом жизни.
   В то время я училась в институте, приезжала на каникулы к отцу.  Он рассказывал о встречах и беседах с ним и его женой. Было очень интересно, но познакомиться с ними долго не получалось.
   Помог случай. Я получила телеграмму, что заболел отец. Меня отпустили с полевой практики, и я прилетела к отцу. Время было позднее, когда я, наконец, добралась домой.
Отец был не один. Возле кровати сидела немолодая худенькая женщина, которая радостно проговорила:
- Ну вот, Сашка, Светочка приехала. Это было сказано так доброжелательно, задорно.
Особенно залихватски прозвучало Сашка.
   В городе К. тогда еще Казахской ССР, было очень много ссыльных граждан. Город почти на границе с Россией. И не Сибирь, и не Урал. Хорошее место для ссылки. Россия рядом, Москва не далеко, железная дорога. Можно ехать во все концы. Река, любимое место отдыха горожан. Степная сторона, конечно, но перелески и небольшие леса все же есть.
   После полевой практики, совсем темная от загара, я отлеживалась после трудной дороги на перекладных. Отцу полегчало. То ли от того, что дочь приехала и он теперь не один, то ли лекарства помогли. На улице жара, но идти надо за продуктами. Накормить отца и самой поесть. Я тоже голодная после полевой практики, где была постоянно каша с тушенкой. Вернувшись домой с покупками, я услышала голос отца. Он говорил по телефону:
-Спасибо за приглашение, придем. И обратился ко мне:
-Татьяна Леонидовна приглашает нас в гости. Она живет одна в соседнем доме.  Владимир Александрович Дитерихс умер. Я тебе рассказывал о нем. Очень образованный и интересный человек был. Преподавал историю у нас в институте. Они были высланы на поселение из Ленинграда. Недавно еще похоронила своего старого друга. Была у нее немецкая овчарка. Предполагаю, что Татьяна Леонидовна похоронила ее на кладбище, рядом с могилой мужа. Бегает на кладбище каждый день.
   Вечером я и отец пошли в гости к Татьяне Леонидовне. Жила она в многоквартирном доме, в однокомнатной квартире. Этот дом, как и остальные дома в этом квартале назвали заводскими. Первые благоустроенные дома со всеми коммуникациями. Белые, чистые, с большими окнами, балконами казались дворцами на фоне одноэтажного старинного города. Со временем этот квартал превратился в зеленый оазис. Дома окружили огромные развесистые вязы, они постарели и уже не сверкали белизной.
   Встретила нас Татьяна Леонидовна очень радушно. В простом домашнем платье она выглядела очень мило. Несмотря на свой возраст двигалась легко. Доброжелательно попросила проходить в комнату, во всем проглядывала интеллигентность: в манере говорить, двигаться, даже в сервировке вечернего застолья.
   Мы прошли по удобному просторному коридору, мимо ванной комнаты. В полуоткрытую дверь мелькнула белоснежная ванна. Удивили многочисленные полотенца возле нее на вешалке: льняное длинное, тяжелое махровое и множество небольших легких полотенец. О их предназначении я узнала позже.
   Прямо по коридору дверь вела в небольшую кухню, а направо в жилую комнату. Комната была очень чистая и несмотря на то, что была заставлена мебелью, казалась просторной, необычной и очень удивительной! Слева, возле стены стояли в ряд огромные стопки газет разных изданий. Правда, Советская Россия, Родина, Спортивная газета, Смена…Всех невозможно перечислить.
- Татьяна Леонидовна, так у вас музей? Вы коллекционер? Она ответила:
- Нет, но я их собираю с самого начала моей работы секретарем в Смольном.
- И вы с той поры их выписываете?
- Да. Все издания, которые выходят. Я веду канцелярию.
- Ничего себе-воскликнула я.
   Она вытащила журнал и показала записи:
Известия, Правда, Гудок, Ленинский путь, Советская Россия, Спорт…
- Кто же будет вести дальше?
- У меня есть племянница в Ленинграде…
   Отойдя от удивления, я рассматривала комнату.
Над газетами висела маленькая полочка. Над ней фотография красивой женщины, а на полочке в фарфоровой с золотом кружке серебряная с позолотой чайная ложка.
-Это мамина на память-с грустью ответила хозяйка.
- Господи, не надо огромного наследства, чтобы сохранить память-подумала я. 
В углу телевизор, на подоконнике цветы в аккуратных горшках и рядом овальный стол, накрытый белой накрахмаленной скатертью. Возле стола четыре старинных стула.
Поразили кровати. У противоположной стены две односпальные кровати, разделенные проходом. Застелены белыми накрахмаленными покрывалами, без единой морщинки. На каждой подушке лежало по одной красной, необыкновенно красивой, искусственной розе.
Отец пояснил:
-Так и заправлены после смерти мужа. Она каждый день по 10 км ходит на кладбище проведать могилу мужа и своего пса. И все время с розами.
- В таком возрасте?-Удивленно спросила я.
- Да, ответил отец.- Один раз спасал ее. Напали хулиганы, дворовые мальчишки. Теперь не трогают.
 - Вид, конечно, у нее не современный, но это не повод обижать человека-ответила я.
Серого цвета льняной длинный пиджак, такая же юбка, почти махi всегда белая панамка.
Настоящая картинка со страниц старинного журнала.
Ужин прошел в спокойной, благожелательной обстановке. С хорошим настроением погуляли по улице, проводили Татьяну Леонидовну домой.
   Так началась с ней моя дружба.  Она с нетерпением ждала моих каникул. Мы переписывались.  Татьяна Леонидовна интересовалась моей учебой, студенческой жизнью, друзьями. Заливисто смеялась, удивленно переспрашивала, удивлялась трудностям производственных и полевых практик.
   Уставшая, с многочисленными укусами комаров, с солнечными ожогами я тоскливо вваливалась домой, где меня ждал обрадованный отец. Наконец то он будет не один и каждый день станет просить испечь блинчики
- Неужели обязательно нужно проходить практику на скважинах, в дремучих лесах Башкирии, в знойных степях Казахстана? - жалобно спрашивала Татьяна Леонидовна.  - Приходи завтра, я научу тебя делать массажи лица и тела. 
   В то время это была роскошь для девушек. Конечно, мы старались быть красивыми. Бегали в парикмахерские и делали к праздничным событиям педикюр, маникюр, модные стрижки, прически.  Увлеченно занимались спортом, ходили в разные секции по способностям и увлечениям. Студенческие вечера с концертами и танцами нам заменяли современные дискотеки.
    Я не стала отказываться от новых знаний, как стать красивой. Утром, в назначенное время я пришла к Татьяне Леонидовне. Пока она готовила чай, я смотрела фото в альбоме, который она мне дала. Альбом был ее матери. Красивая женщина в медицинской одежде с накрахмаленным белоснежным головным убором сидела на старинном стуле с высокой спинкой. Красный крест на головном уборе красноречиво указывал на  работу в госпитале. Снимок датирован годом первой мировой войны.
- Да, мама и ее родственницы, подруги добровольно работали в госпитале -спокойно ответила моя подруга. Достала еще два альбома:
 В первом альбоме фото лечения детей повязками из бинтов и тканей. Я смотрела на фото детей и удивлялась: толстые матерчатые повязки подтягивали ножки, переплетались и связывались на спине, как рюкзак надевались на руки.
 - Мама была лучшей массажисткой Петрограда, и она повязками вылечивала плоскостопие, косолапость, вывихи у детей-пояснила Татьяна Леонидовна.
  Во втором альбоме фото вылеченных детей.
- Впечатляет и восхищает-ответила я, просмотрев все фото.
   После непродолжительного легкого чаепития она, не торопясь занялась массажем моего лица, назидательно рассказывая, как я должна его делать каждый день:
- Светочка, даже если ты устала, удели себе время привести себя в порядок. Это правило запомни на всю жизнь.
Потом она долго рассказывала про маски для лица, как и из чего их делать.
- И обязательно зарядку по утрам, несмотря на настроение. Видишь сколько у меня полотенец? Я утром принимаю душ и разными полотенцами растираюсь. Полотняными растираюсь, махровыми согреваюсь.
  Милая Татьяна Леонидовна! Я ее уроки усвоила на всю жизнь. Как я ей благодарна!
Дома я рассказала отцу о встрече с Татьяной Леонидовной.
- Она совершенно права. Это необыкновенная волевая, умная и восхитительная женщина, а ведь ей за восемьдесят лет!
- О! Я была удивлена. Выглядела она отлично.
    Дружба наша крепла, хотя мы стали реже встречаться. Я восхищалась ею и для себя открывала совсем другую сторону жизни. Она по-прежнему интересовалась моей жизнью и друзьями, прочитанными книгами. Я отбросила от себя скуку и душевную тоску, боль разлуки с матерью, уехавшую далеко после развода с отцом. У меня появился интерес к окружающим меня людям. Я расспрашивала отца о судьбе семьи Татьяны Леонидовны.
- Она почти ничего не рассказывает о своей семье, боится. Как-то, к слову, проговорила, что у нее расстрелян брат и отец. А у мужа брат также на поселении, но им можно жить везде, кроме Москвы и Ленинграда.
Однажды прогуливаясь вечером, зашел разговор о ее родственниках. Она промолчала.  Заговорила о моих родителях:
-Каждый живет со своим богом! У одних он карает, а у других милует. Единство и понимание тогда, когда молятся одному богу.
    На мой осторожный вопрос, не скучает ли она о своем любимом Ленинграде, о друзьях, о переменах в ее жизни, она заговорила о том, что сейчас другие времена и обстоятельства, и она живет не только воспоминаниями прошлого, живет не по инерции.  Принимает настоящее, на целясь в будущее. Себе цель ставить? Отчасти, наверное, оставаться всегда думающим позитивным человеком. Уважая себя, личность осознает к чему стремиться.
    Общество принимает новую действительность Система, отвергая старую, не дает особого выбора. Отсюда расслоение, другие сообщества, деление системы и последствия – взрывы в обществе, другая идеология. Нет выбора. Если не совершаются противоправные действия, то зачем ссылать? Сейчас все новое берется не преодолевая, не достигая, бездумно. Прогресс, другая связь, технологии.  Вывод-докажи, что это лучше.
- Все же живет в ней горчинка за то, что ей пришлось покинуть любимый, родной город, имея блестящее образование. Она училась в Смольнинском институте, занималась балетом, музыкой, литературой. О своей работе она говорила вскользь, хотя кипы газет указывают на серьезную научную работу статиста,
 -подумала я.
Однажды вечером мы разговорились с отцом, что Татьяне Леонидовне трудновато жить на пенсию.
- Так она почти половину своей пенсии отправляет в Киев, помогает родственнице, которая вообще не получает пенсию- сказал отец. Я ей иногда подкидываю продукты.
Под различными предлогами, я старалась почаще приглашать ее к обеду. Она быстрая, энергичная, как девчонка с порога кричала отцу:
-Сашка, ты почему не позвонил слесарю, что у меня кран рычит и вода плохо льется?
-Слесарь знает, придет, отвечал отец из дальней комнаты. 
Часто я слышала их разговор:
-Сашка, ты должен меня похоронить. Все сделать, что я напишу.
-Хватит об этом, отвечал отец, все сделаю, как надо.
Отца она считала еще молодым человеком, младшим другом. Все свои проблемы решала через него. Он не отказывал. Жил один, помогал всем если просили, с нетерпением ждал мои каникулы.  Я с ним делилась кулинарными рецептами, которые он вывешивал на дверь кухни, звонил мне:
- Я сегодня жарил кабачковые оладьи по твоим рецептам…
В очередной свой приезд она пошла со мной в парикмахерскую, наотрез отказалась заходить и ждала меня на улице, прохаживаясь под окнами салона.
-Что это за странная женщина? - смеялись мастера.
-Не скажите, это очень интересный человек, богатой судьбы, я коротко рассказала о ней.
-Будем знать- уважительно ответили мастера - пусть заходит к нам, мы ей будем делать маникюр и стрижки бесплатно.
-Нет, это гордый, интеллигентный, скромный человек, она не зайдет.
Очень мне нравился ее восторженный, удивленный голос:
-Сашка, а ты знал? И начинался рассказ…
          Я готовилась к защите диплома, после долгой преддипломной практики. К отцу приехать не удалось. Часто перезванивались, он рассказывал о себе, передавал приветы от Татьяны Леонидовны. Говорил, что они очень скучают без меня и ждут моего приезда.
          Но приехать после окончания института мне не удалось. Я вышла замуж и уехала в знойную, безводную Туркмению, а потом меня встретили горы Памира. К отцу приехали через год. Встреча оказалась очень волнительной. Отец, увидев меня с супругом, немного прослезился, уважительно потряс руку супругу, забрал подарки и повел угощать  нас на кухню, на дверях которой висели мои кулинарные рецепты. Потом, спохватившись, извинился:
- Мы же стол накрыли с Татьяной Леонидовной в зале.
  Обед прошел в беспрерывных разговорах с отцом. Мужчины нашли общие темы: о службе, о политике, о новшествах в армии, о призывниках. Отец не давал возможности даже осмотреться. Потом вспомнил:
-Вас же на ужин приглашает Татьяна Леонидовна.
-Хорошо, чуть отдохнем и пойдем в гости, ответила я.
Отец все же дал нам возможность искупаться и отдохнуть, а вечером мы пошли в гости к Татьяне Леонидовне. Это была последняя встреча с ней.
Она встретила нас возле парадной. Увидела меня в длинном легком платье.  Жара в Казахстане стояла не меньше, чем на юге.
Татьяна Леонидовна радостно-восторженно смотрела на меня, взмахнула руками и спросила?
-Неужели мода вернулась и теперь носят длинные платья?
-Да, Татьяна Леонидовна, и не только длинные, но и мини, и миди!
Она, словно девчонка, захлопала в ладоши.
Вечер прошел великолепно. Мы привезли ей подарки, она радовалась, словно ребенок. Хлопала в ладоши, смеялась.
Я спросила ее, ведет ли она дневник?
- Да, а в этом журнале отмечено, когда ты меня поздравляла.  Она открыла журнал и показала запись:
-7марта, получила от Светочки поздравление, открытка.
-30 декабря. Светочка. Открытка. Ее интересовало все:  люди, встречи, обычаи. Она восхищалась, хлопала в ладоши, хохотала. А я удивлялась:
-Неужели это все так интересно?
Я сказала, что  мы отдыхали в Крыму. Она с грустью ответила:
-А мы с Владимиром каждый год ходили по крымским горам с рюкзаками, жили в палатках. Я там знаю каждый камешек.
Спросила меня, чем я занимаюсь. Я ей ответила, что пока не работаю. Изучаю немецкий язык. Она посмотрела внимательно на меня и пожелала:
-Молодец, дерзай.
Мы засиделись до позднего вечера. Когда стали прощаться, она протянула сверток:
  Это- тебе. Учись и вспоминай.
       Дома я развернула сверток. В нем были томики Шиллера, изданы в Германии на готическом шрифте. На каждом томике подпись: Светочке от Т.Л. и дата. И еще фотография: Светочке от Т.Л.
Книги и фото стоят в книжном шкафу на видном месте, как талисман.
        После поездки, зимой мы получили сообщение от отца, что Татьяну Леонидовну похоронили рядом с мужем, как она завещала. Она была уже давно реабилитирована и могла возвращаться в Ленинград, нынешний  Санкт -Петербург. За ней прилетала племянница, она отказалась уезжать и просила похоронить ее рядом с мужем. Так и поступили.
Почему она занимает мою память? Да потому, что она научила меня радоваться жизни такой, какая у меня есть, замечать самое лучшее и стремиться к более лучшему. Научила умению жить интересно и в малом увидеть цельное. Потому, что она является лучшим представителем старой русской интеллигенции, любившей Россию всякой, не сбежавшей и не ищущей приюта вне России. У нее была жизнь не простая, но она сохранила в себе самое лучшее-любить людей и ценить жизнь!
Вечная ей память!