В гостях у хлебосола

Сергей Хоршев-Ольховский
СЕРГЕЙ ХОРШЕВ-ОЛЬХОВСКИЙ   


                В ГОСТЯХ У ХЛЕБОСОЛА
                (Из цикла "Хуторские байки")

       Друг моего, как принято говорить, далёкого, беззаботного детства, а оно у моего поколения действительно было беззаботным, Иван Кубанов – по-уличному Ваня Белый, встречая меня на улице, всегда зазывал на ужин. Но я посещал по вечерам то одних, то других родственников и всё никак не мог собраться к нему. И тогда Иван выловил меня утром, прямо в постели.
     – Вставай, отпускничок, пошли! – стал он тормошить меня спозаранку.
     – Куда?! Зачем?! – в удивлении встрепенулся я, ничего не понимая спросонья.
     – Молочка настоящего попьём, утрешнего. А то ты там в городе, небось, разведённое хлещешь, – привёл Иван неопровержимый, как ему казалось, аргумент.
     Я вяло встал с постели, не желая обижать товарища, и направился к умывальнику. А Иван начал обсуждать с моим папой насущные сельские проблемы, в которых, к моему стыду, я после многих лет городской жизни уже мало разбирался.
     Перед тем, как попить молочка, Иван усадил меня за стол и принялся хлебосольно угощать, будто это был не завтрак, а обед. Борщ он налил в огромную посудину, из которой можно было бы, наверное, накормить целое отделение солдат. Я, признаюсь, поначалу испугался, но как бывший солдат и любитель недурно отобедать решил-таки ввязаться в бой. Такого вкусного, наваристого борща, обильно сдобренного зелёным лучком и укропчиком, я не ел никогда. И всё-таки моих сил хватило только на пол посудины.
     – Петрович, ты-то почему борщ не кушаешь? – переведя дух, спросил я.
     – Я буду не кушать, а есть! – усмехнулся Иван. – Со шматком сала, и с краюхой хлеба.
     – Силён ты, брат, – изумился я.
     – Силён, – согласился Иван, и поставил на стол гуся.
     Помимо гуся, в то утро я отведал румяно-поджаренной на сале картошечки, тыквено-пшённой кашки с коровьим маслицем и сахарком, и уже через силу пирожков: с картошкой и яйцами, с яблоками и грушами, и с чем-то ещё – теперь уже и не припомню.
      «Живуч же русский человек?! – не без удивления думал я, запивая пирожки компотом. – Несмотря ни на что умудряется выжить!»
     Из-за стола я выбрался с трудом и, презрев всякие приличия, отказался отведать на закуску вишнёвого киселька, несмотря ни на какие уговоры друга.
     – Ладно, в другой раз, – согласился Иван, и мы вышли на улицу. На улице он тотчас поглотил мою руку своей огромной, натруженной крестьянской ручищей, и потащил за собой по двору.
     – Погоди, куда ты меня тянешь? – возмутился я.
     – В погреб. Молочком запьём, и только, – самодовольно проурчал Иван, жмурясь в предчувствии скорого удовольствия.
     В погребе Иван сходу осушил трёхлитровую банку и, сунув мне в руки точно такую же, с любопытством прищурился. Я с превеликим трудом отпил не более стакана жирного утрешнего молока, больше походившего на сливки, и обессиленно поставил банку на пол.
     – Слабак! – пренебрежительно фыркнул Иван, взял с пола банку и, с пристрастием, приложился к ней, закатив глаза от блаженства.
     А я тем временем тихонечко выскользнул из погреба. И вечером, когда Иван стал звать на ужин, вежливо, но решительно отказался.


БИБЛИОГРАФИЯ

В ГОСТЯХ У ХЛЕБОСОЛА

1. Газета «Слава Труду» № 119, 24 октября 1998 г., Кашары, Ростовская обл.
2. С. Хоршев-Ольховский. «Клетчатый Пиджак». Рассказы. 2010, Лондон.
     ISBN 978-9984-30-177-8
3. Газета «Наш Край» № 24 (стр. 17), 24 июня 2023, Миллерово.
      Ссылка: https://cloud.mail.ru/stock/ohw8zC8kQSuqWqzmC7daHoRc
4. Журнал «Литкультпривет!» № 5, 2024 г., Красноярский край.
   Ссылка: https://disk.yandex.ru/i/D-LA4iljP4osRA