Как рождаются охотничьи байки

Арнольд Малыгин
КАК РОЖДАЮТСЯ ОХОТНИЧЬИ БАЙКИ
Из книги «Магия охотничьего мира». Глава 111. Сохатиные этюды.
Декабрь 1993 год.


Племянник мой, уже довольно взрослый мужчина, просил меня поехать вместе на охоту. У него имелся автомобиль УАЗ, приобрёл недавно охотничий карабин. У меня охотничья собака, знаю места, где можно поохотиться на сохатого,  лицензию свою ещё не закрыл. Я ему отвечал, что согласен, соберёмся и поедем.


Как-то раз звонит он мне и говорит, что сам поехать не может, а просит поехать вместе с его другом, страстным охотником. Я ответил, что человек незнакомый, и ехать с ним на охоту не хочу. Племянник стал уговаривать меня, что он хороший охотник, что это племяннику надо, чтобы его знакомый поехал. Свой он карабин продал, хочет купить, появившийся в продаже карабин Тигр, лицензию имеет. Ты уж, дай ему пострелять. Уговорил он меня, и я согласился.


Созвонились с новым знакомым и договорились выезжать в три часа ночи с пятницы на субботу. Заехали они за мной, забрали мою сахатятьницу Норку и поехали. Выехали рано, чтобы к утру быть в охотничьих угодьях. Моего нового знакомого звали Юрием, а водителя, собственного нового автомобиля УАЗ, Володей. Они на переднем сиденье, а мы с Норкой на заднем. Она у меня привыкшая к поездкам, знает, что впереди ждёт любимое занятие. Свернулась калачом возле меня и успокоилась.


Как всегда в таких поездках, и новых знакомых льются разговоры, охотничьи рассказы, время летит незаметно. В основном говорил Юрий. Где бывал, как стрелял, рассказывал интересные случаи в его охотах. Володя, вёл машину, молча, занят был дорогой. Я вступил в разговор, посетовал, что дичи стало меньше, сохатые очень пугливые, не подпускают на верный выстрел. Юрий меня успокоил, что он стреляет хорошо. Для него выстрел на расстояние восемьсот метров ничего не значит, не раз приходилось стрелять удачно. Было бы что стрелять. Сохатого за пятнадцать минут разделаю.


Опять восемьсот метров, подумал я про себя. Уже не первый раз встречаю такое высказывание. И разделка за пятнадцать минут. Не семьсот, не девятьсот, а обязательно восемьсот. Как и раньше пытаюсь объяснить Юрию, что современные охотничьи карабины не рассчитаны на такую дальнюю стрельбу. На таком расстоянии ширина мушки совпадает с длиной сохатого. Невозможно прицелиться в точку попадания. Это бесполезная стрельба. Может, и попадёшь нечаянно в живот, и не определишь, ранен ли сохатый. Да и вряд ли кто пойдёт на такое расстояние проверять наличие крови, где стоял сохатый. Ранен ли он, да и не найдёшь того места. Сохатый убежит недалеко в лес, упадёт и погибнет зря. Бывают и далёкие выстрелы, но это исключение. Один горе-охотник рассказывал мне, что он стрелял оленя на наледи, на большое расстояние и попал, отстрелил переднее копыто. Вот какой разброс пули. Специально, не поленились, измерили расстояние. Оказалось километр. Потом с трудом добрали оленя.


Юрий уверял меня, что он всегда попадает на такое расстояние и не соглашался с моими доводами. Я в таких случаях не спорю, выскажу своё мнение, и конец. Мы едем на охоту, отдохнуть, подышать свежим воздухом, полюбоваться природой, добыть хороший охотничий трофей. Обращать на всякие мелочи не к чему. Спорить, тем более в лесу, нельзя ни в коем случае.


С разговорами, незаметно приехали к месту нашей охоты. Первые числа октября. Небольшой снежок и хорошо видны все следы. Наша задача проезжать по основной речке и находить свежие следы сохатых. Они ночью кормятся в ручьях, впадающих в речку, оставляют следы, а днём уходят недалеко в лес и ложатся на днёвку. Если встретим свежие следы, то тут вся надежда на Норку. Сможет найти и удержать сохатых на месте, тогда мы будем с добычей. Немного подкрепились, попили из термоса горячего чаю и поехали.


Проехали один ручей, второй, проезжаем третий и замечаем следы сохатых. Вышли, стали разбираться в следах. Отошли немного с Юрием и слышим: сохатые. Это кричит Володя. Смотрим, куда он показывает, и видим двух стоящих сохатых, под лесом, мерах в пятистах на той стороне широкого ручья. Они кормятся и, из-за большого расстояния, нас не замечают. Я говорю Юрию. До них метров пятьсот, стреляй. Он прислоняется к дереву и начинает стрелять. Три выстрела они стоят, а затем побежали. Юрий выпускает всю обойму, а сохатые продолжают бежать.

 Видимо пули щёлкали по стволам деревьев, и звук от щёлканья доходил до них быстрее, чем звук выстрела. Поэтому они бросились бежать не в лес, а побежали вверх по ручью по открытому месту. Ручей делает крутой поворот налево. Ручей широкий, а они пытаются перескочить на нашу сторону. Мы все трое бросились им наперерез. Норку нельзя отпускать. За спугнутыми сохатыми она может бегать долго, ей их трудно будет остановить, исчезнет на половину дня. Путается у меня под ногами.
Но мы выигрываем в этой гонке. Бежим по малому радиусу в отличие от сохатых, и дополнительно скрываемся за краем леса. Юрий на бегу перезаряжает карабин. Успевает вставить только три патрона, как уже надо стрелять.

 Как будто сохатые решили погибать, несутся прямо на нас. Снег летит из-под копыт. Метров шестьдесят, семьдесят до них. Юрий, как в тире, успевает выпустить все пули. Вижу, что они сбивают снег с деревьев значительно выше. Сохатые убегают. Норка рвётся с поводка, но я её не отпускаю. Немая сцена. Юрий смотрит растерянно на меня. А мне что. Я их выставил на сохатых, дал вдоволь пострелять. Своё дело я сделал.


Беру карабин у Юрия. Теперь стрелять буду я. Байанай дал возможность нам отличиться, а мы, сплоховали. А ты бы попал? Они так быстро бежали, обратился ко мне Юрий. Я бы одного свалил вот у этого кустика, а второго рядом, у того деревца. Вернулись к машине, сели в неё и поехали дальше. Я успокаивал Юрия, как мог, с кем не бывает. Волнение от происшедшего улеглось, и мы, успокоившись, продолжали нашу охоту. В обед разожгли костёр и пообедали на свежем воздухе. Разобрали по косточкам нашу стрельбу. Удивлялись, как сохатые посмеялись над нами. Собрались и поехали дальше. Встречали старые следы, но свежих следов не было.


Ночевать приехали к избушке. В ней уже расположилась компания охотников из трёх человек. На правах первых они заняли хорошие места, да и нам достались неплохие. Вместе поужинали, выложили всё, что у кого было на стол. Не обошлось и без бутылки водки. Я не пил, не употребляю без надобности. Охотники не расскажут, где они видели зверя, видели ли свежие следы, а, тем более что стреляли. Вот и мы умолчали об этом. Они тоже не распространялись на эту тему. Улеглись спать. Разговоры постепенно затихли, и в избушки только слышны были звуки спящих взрослых людей.


По охотничьим законам первыми выезжают на охоту те, кто раньше занял избушку. Они выбирают охотничьи угодья, куда поехать. Мы проводили их, пожелали им удачи. Охотники выбрали направление более предпочтительное, чем то, по которому мы проехали вчера. Но нам ничего не оставалось, как двигаться тем же путём обратно. Меня это не расстраивало. Главное охота состоялась, и мне перед племянником не будет стыдно.


Не доезжая до того ручья, где мы спугнули сохатых увидели совершенно свежие следы. Вышли из машины, и пошли по ним. Володя тоже пошёл с нами. Дополнительный шум будет создаваться, но я настроен был безразлично, он не помешает.

 По поведению Норки я понял, что сохатые должны быть не далеко, поэтому освободил её от поводка. Она не стала разбираться в следах, а сразу, выбрав направление по струе воздуха, помчалась вперёд. Прошло немного времени, и раздался её лай. Сердце сразу ёкает в таких случаях. Подходим к краю леса и видим, Норка облаивает двух сохатых. Они стоят в мелких кустах и их хорошо видно. Норка знает своё дело. Не набрасывается на них, чтобы не спугнуть, а лает равномерно. До них метров двести пятьдесят, может быть триста. Выстрел дальний, но возможный. На такое расстояние я стреляю. Ложу карабин на сучок дерева, тщательно целюсь и стреляю. Сохатый мой стоит. Есть, говорю себе я. Второй чуть отбегает и останавливается. Целюсь тщательно и стреляю. Стоит. Я вздыхаю спокойно. Стреляй, стреляй, шепчут мне товарищи.


 Падает первый сохатый, падает второй. Мы подходим к ним. Норка теребит поверженных сохатых, вырывая шерсть из холки. Я хвалю её. От радости поднимаю её на руки и кружусь с ней. Потом привязываю к кустам, чтобы она не мешала разделке сохатых. Мои товарищи нахваливают меня, Норку. Я им говорю. Вот вам пятнадцать минут, разделываете вдвоём одного сохатого, а я другого. Провозились больше часа, и я разделал сохатого быстрее их. Подкидывал Норке лакомые кусочки. Она наелась до отвала. Охотники делают так, чтобы собаки знали, если они остановят сохатого, то еды будет много.


К середине зимы несколько самцов сохатых объединяются в группы по несколько особей. Гон закончился, надо восстанавливать силы. Вот и эти два зверя жили вместе. В группе легче заметить опасность, отбиться от волков. Но это им не помогло.


Подогнали машину, сколько смогли ближе. Загрузили её так, что рессоры выгнулись в обратную сторону. Мы с Норкой залезли под самый потолок и поехали домой. Хоть и было тесно, но настроение было отличное. Ехал я с неохотой, а вот как удачно всё получилось. Закрыли одним махом обе лицензии, провели время отлично. Выехали не торопясь на основную дорогу и поехали быстрее.


Володя гнал машину на третьей передаче. Переключался на четвёртую, но скорость падала, и он опять включал третью. На ней он разгонялся до семидесяти километров в час и держал такую скорость очень долго. Я немного разбираюсь в автомобиле, и меня корёжило от этого, ведь спалит двигатель. Не утерпел и сказал ему об этом. Но он ответил мне, что он водитель профессионал, ходит в дальние рейсы, с карбюратором, на ты. Перед отъездом, маленько подшаманил карбюратор, но не получилось. Приеду домой, кое-что подрегулирую, кое-что заменю, и двигатель, как зверь будет тянуть. На работе, на своём автомобиле так отрегулировал карбюратор, что за рейс бочку топлива экономил. Если нужно будет тебе помочь, можешь подъехать, помогу. Найти меня не трудно. Если ехать в аэропорт, то сразу за хлебозаводом стоят деревянные двухэтажные дома. У первого дома в палисаднике стоит голубой зилок, самосвал. Это мой автомобиль, там меня и найдёшь. Я проникся уважением к такому специалисту по карбюраторам, может и на самом деле придётся обратиться.


Домой приехали без происшествий. Думал, что двигатель не выдержит таких сумасшедших нагрузок, но всё обошлось. В городе они меня с Норкой довезли до дома, и мы довольные друг другом расстались.


Прошла зима, настало лето. К нам на работу по заявке приезжал водитель. Я с ним ездил за строительным материалом. Двигатель у него плохо работал, машина шла неровно. Карбюратор у меня неисправен, говорил он. Вспомнил я охоту, водителя Володю и говорю ему, что знаю специалиста, который разбирается в карбюраторах, экономит бочками топливо. Найти его легко. Живёт за хлебозаводом в деревянном доме. В палисаднике голубой самосвал, закончил водитель мою фразу. Да это мой двоюродный брат, да болтун он! Откуда ты его знаешь? На охоту мне пришлось с ним ездить. Послушай, не про тебя ли он рассказывал, что с каким-то мужиком ездили охотиться? Стреляет, скажу я тебе. Сохатые стояли метров на восемьсот, а он бах-бах два раза, и свалил. Разделывать их начали. Пока мы оба с одним возились, он за пятнадцать минут сохатого разделал.Вот так и складываются охотничьи байки.

16.03.2013г. МАГ.