Дедушка

Рач Сароян
Дедушка был настоящим.

Настоящим мужчиной.

Добытчиком, защитником, наставником.
Это был вождь, которого ХОТЕЛОСЬ слушаться.
Чистокровный армянин 1909 года рождения, который во время армянско-турецкой резни, геноцида 1915 года бежал без родителей, которых зарезали у него на глазах,в Грузию. Его рассказы леденили кровь.

Он был беспризорником, которого определили в ремесленное училище, откуда он получил путёвку в жизнь.
Стал Сапожником.
С большой буквы.

Я до конца своих дней буду вспоминать, рассказывать и внукам, и правнукам, какой это был человек. Все домочадцы ходили только в собственноручно им пошитой обуви и если кто не знал этого факта, думал, что обувь привезена из Италии.

Я лично до службы в армии, кроме кед или кроссовок на физкультуру не одевал магазинной обуви.
Модели он сам придумывал. Сам воплощал от «а» до «я».
И по вечерам любовно, со старанием, присущим только самым выносливым людям, тачал в мастерской нам обувку. Ту, которую ты одеваешь и чувствуешь, что будто ты её уже год носил: так она сидела на ноге.
Знал очень хорошо армянский, турецкий(азербайджанский), грузинский, русский, греческий, сносно - украинский. Понимал, что говорят на иврите.
В городе невозможно было найти семью, которая его не знала бы. Очень часто, узнавая мою фамилию и имя, задавали один вопрос: "А ты не родственник  ли...?"
 Да, внук...

И люди преображались, начинали мне рассказывать что-то хорошее о деде, а я тихо ликовал и гордился: какой у меня дед!!! Всем дедам дед!

Заслуженный человек, более полувека состоял в партии, более полувека проработал на одном предприятии, ветеран войны, ушедший на фронт сразу после 4-х лет службы на флоте. Отслужил 8 лет в общей сложности.

Его главный праздник – 9 мая. Потом – дни рождения сыновей, их трое, внуков и родных. Потом – Новый год и только в конце списка – его день рождения.

Мощный физически, мощный духовно, мудрый и немногословный, он как корень нашего фамильного дерева держал всю семью на своих плечах.

 Непререкаемый авторитет.
Справедливый и неравнодушный.
Уважаемый и любимый.
Мастер на все руки.

Рационализатор на работе, он дома мог починить что угодно.
Соседи только и делали, что тащили ему всё на ремонт: велосипеды, телевизоры, зонты, кофемолки, мебель, обувь, замки, игрушки. Никому отказа не было. Редко кто умудрялся дать денег: не брал принципиально.
Оставляли бабушке.
Очень верил в то, что придёт коммунизм и все будут добрыми, открытыми и честными.
Каким был он.
 Когда я родился и начал на руках отца приходить к деду с бабушкой в гости, он ради этого бросил курить, чтоб меня взрастить здоровым. Поклон ему: это поступок! До самого последнего своего дня ни разу не взял в руки сигарету.

Он научил меня не врать и научил пониманию фразы «ложь во спасение».
Он научил меня ремонтировать велосипед и мотоцикл.
Он научил меня работать с любым инструментом.
Он научил меня правильно держать боевой нож и метать кавказский кинжал.
Он научил меня метко стрелять (служил-то он в войну пулемётчиком).
Даже иногда приводил в тир и местным охотникам похвастаться меткостью предлагал посоревноваться с 7-8-летним пацаном.
Ставил на меня 3-5 рублей. Через пару минут, смеясь, забирал выигрыш и вёл меня в приморский парк, где оплачивал все мои «хотелки»: хачапури, аттракционы, мороженое, лимонад. По дороге домой рассказывал о своём...

Он научил меня любить...цирк.

 Это слово плотно спаялось в моей памяти с дедом.
Только он водил меня на каждое новое представление.
И до сих пор я, попадая с сыном в цирк на Фонтанке, сентиментально вытираю глаза, глядя на восторги своего чада...
Я вспоминаю ту радость, которую дарил мне дед, не экономя на мне ни разу.

 Он любил бабушку, хотя по характеру они были совсем разные.

По происхождению - почти ровня. Он из княжеского рода Сарибекян, (Сари - холодный, бек - князь), просто не знал в 5 с половиной лет своей фамилии, помнил только, что папу называли СарО. Поэтому и получил фамилию Сароян.

Архивные документы, да и нашедшиеся все его братья и сёстры, подтвердили, что он – из знатного рода по тем меркам, но кроме фамильного золота, которые его дорогие братья разделили поровну, ему это в советское время ничего не дало.

Все родственники по его линии, проживающие в Армении, были ОЧЕНЬ сердечными и ОЧЕНЬ тёплыми людьми. Они каждый год приезжали к нам, на море. Привозили обувь «Масис», коньяки «Арарат», «Наири», «Ани», сыры, бастурму, суджух, персики и абрикосы.

Это была семья, в которой все любили друг друга не за что-то, а просто так. Бескорыстно и по-человечески.
По-настоящему.
Они выжили.
Они вынесли из истории, что всем держаться надо вместе.

 И даже сейчас, троюродные, мы не теряем связи друг с другом, жалко, дети наши уже не имеют возможности ездить в гости и связь рвётся. Разбросало нас: от Армении и Грузии, до России и Америки.

А дед прожил долго - 85 лет.
Последние несколько месяцев жизни я безвылазно находился с ним в одной комнате, пока он тихо угасал. Только один раз отец меня уговорил пойти домой и выспаться. Я послушался, ушёл...И в 4 утра его не стало.

 Я сам его обмывал и переносил на руках в последний его «деревянный костюм». Папа не мог...

Гордо ношу его имя и фамилию.
И инициалы у нас одинаковые – СРБ. Он – Барсегович, я - Борисович

(И я очень негативно воспринимаю малограмотных людей, особенно тут, на сайте, которые пытаются насмеяться надо мной, коверкая моё имя – Рач, добавляя к нему спереди буковку «с».

Это как удар по памяти деда, чьё имя я ношу.
Это не по-человечески. Это – подло. Это – мерзко. Это – недостойно!)

Он ушёл в 1995 году.
Будто солнце погасло.

Пустоту в душе заполняли только воспоминания.
До сих пор свято храню все его документы, грамоты, награды, фотографии.
Очень любил дедушку.
Его мудрость.
Простую и житейскую...

Помню притчу о внуке и деде.
-Деда, а когда ты умрешь?
-Я умру в тот же день, как умрешь ты!
Мама мальчика выговаривает деду:
-Как ты можешь такое говорить? Тебе лет 20-30 осталось. Хочешь сказать, что мой сын умрёт через это время?
Дед снисходительно улыбнулся:
- Да нет. Моё тело покинет этот свет через 20-30 лет. 
Но пока жив мой внук, я буду жить в его памяти всегда. И только когда он умрёт, умру и я.

Так вот...

Мой дед жив! И ещё долго проживёт!
Я постараюсь, чтоб он прожил ещё и в правнуках.

Господи, дай мне возможность стать таким же дедом своим внукам!!!
Светлая память ему и в его лице – всем дедам, искренне любящих своих внучат!

Спасибо тебе, что ты был у меня!!!