Бабушка

Рач Сароян
Не знаю, для кого как, а у меня это слово очень тёплое.

Как солнце, как печка, как пуховая подушка...

Оно, выплывая из памяти, согревает душу, обнимает и целует моё сердце.
Оно обволакивает меня, укрывает одеялом самых нежных воспоминаний.
Оно пробуждает во мне ностальгию по тем самым счастливым годам моей жизни, моего детства, когда я мог жить абсолютно беззаботно, не думая о том, что будет завтра. А что может быть завтра плохого? Я же у бабушки.

Это мама моего папы. Она вырастила его. Он растил меня.

Я пока ещё единственный её внук. Всё её внимание, вся её забота, тревога и нежность на мне...

Здоровье моё неистребимое заложено было ею. Лечила меня только народными средствами. Сама. Никакой химии.

Это тот человек, который мог даже ворча на меня за мелкие шалости, любить, не обнимая, любить даже отталкивая. Она любила незаметно, в мелочах. Так, идя по улице, мы не видим замечательно тёплого и дружелюбного солнца, освещающего нам наш путь.

Я очень многим обязан ей.
Ведь несколько школьных лет я жил у ней.
С удовольствием.
Потому, приходя к ней домой, я просто понимал, что даже запах её квартиры настолько дорог для меня, что я с ним сроднился.
Она пропитала стены дома своей доброжелательностью и спокойствием.
Дощатые крашенные полы, печка на дровах, ковровые дорожки на полу, кошка, к которой бабушка питала нежные чувства. 
Самые спокойные ночи я проводил только у неё. Самые лучшие свои сны я видел , лёжа на её тахте.

Утренние лучи южного солнца на моей подушке, чириканье воробьёв на огромной магнолии, растущей в соседнем дворе и шуршание разворачиваемой газеты...
Это бабушка утром мне покупала аджарский хачапури в ресторане в 6 кварталах от дома и приносила, пока я ещё спал.
Сытный, вкуснейший, ароматный хачапури с большим куском сливочного масла – это как выигрыш в лотерею. И бутылка молока.
 Это – любовь на всю жизнь!
Благодаря моей любимой бабушке.

Я по вечерам лазал в соседские сады и срывал ей розы.
Ругала. Но потом ставила цветы в вазу и гладила меня по голове.

Отец у неё - чистокровный австриец, Мозер Стефан, был инженером-путейцем.
У него была усадьба в окрестностях Туапсе и все мосты, тоннели, эстакады, перегоны – это было его рук дело. До сих пор место, где была семейная вотчина, старожилы называют «мозеровской балкой». Бабушка была пятым (из девяти) ребёнком в семье. Мама её носила фамилию Павлова. И когда грянули годы репрессий, мой дед, служивший тогда на флоте и женившийся на ней в 1935 году, переправил с помощью командования ей фамилию, имя и отчество с Мозер СофИя СтЕфановна на Павлова Софья Степановна. Репрессии задели только моего прадеда и прабабку.

Дети все выжили. Жили дружно. Умирали по очереди. Моя бабушка ушла последней из их рода.
А как она вкусно готовила!!!
Её долма, голубцы, фаршированные перцы, отбивные, вареники, пельмени, наваристые борщи и чахохбили, сациви и хаши, харчо и солянку ели так, что потом и тарелку мыть не надо было. Вылизывали.
Варенья и соленья не переводились никогда.
А черноморскую рыбу она жарила так, что соседи садились у себя обедать, чтоб не сглатывать пустую слюну.))

Всегда защищала меня перед отцом, если тот вдруг вздумал ругать меня в её доме. Всегда давала мне мелочь на мороженое, на семечки, на «петушки» на палочке, на карусели, на кино, на солдатиков, на лимонад...

Копейки. Те самые копейки, которые мне даже сейчас дороже тех тысяч, зарабатываемых мною за день.

Это были важные деньги.
Они приносили счастье.
Детское, безоглядное и радужное счастье, бьющее ключом восторгов и впечатлений!
Этих денег уже никогда не будет в моей жизни, как и бабушки.
 
Это грустно!

Очень хочу, чтоб в следующей моей жизни она снова была моей бабушкой!

Она «сделала» моё детство!!!!