Человек и его творения

Марианна Ольшевская
Я работала в проектном институте. 1988 год. Перестройка. Заказы исчезали один за другим. Ожидалось очередное сокращение проектировщиков.
После моих вынужденных перерывов в работе, когда я жила в гарнизонах с мужем-военным, где работать по специальности  было негде - я понимала, что скоро под сокращение могу попасть и я.
Случайно, в газете, я увидела объявление, что на работу в колледж (техникум) нужен преподаватель архитектурных предметов.
Создан новый факультет. Занятия начнутся с 1 сентября. Условия — высшее образование, стаж и пр. Телефон директора прилагался.

Я сразу встрепенулась: «Хочу!..» Звоню директору. Прихожу на интервью с директрисой.. Много вопросов. В итоге звучит: "Все бы хорошо. Но мне  бы хотелось взять на работу преподавателем мужчину!"
Вот так! Она хочет мужчину! А что же делать нам, женщинам?!

И все же это место получила я. Мужчины-архитекторы не захотели - они были в проектных организациях в меньшинстве. И те архитекторы, которых хотела директор, вовсе не хотели преподавания, лекций, "головной боли" подготовки к лекциям и возни со студентами.

А я хотела. Мне все ббезумно нравилось. Это был удивительный период в моей жизни. Я пришла в кабинет, где были ободранные стены. Там были стенды по другому предмету, и прежний владелец кабинета все со стен унес. Остались пятна с другой покраской. Мерзкая зеленая покраска на фоне бежевой стены. Ободранные стены, облупленные парты, по некоторым предметам учебные программы отсутствовали. И никаких пособий. Никакого наглядного материала, кроме моих личных слайдов об архитектуре Индии и набора поархитектуре Новгорода, Пскова, Ярославля. Считанные слайды по архитектурным памятникам Белоруссии.

 Я съездила в Минск. Нашла старых друзей. Привезла великолепно исполненные в архитектурной графике, которая называется "отмывка", памятники архитектуры, Достала оберточною бумагу. С трудом "выбила" у завхоза планшеты (разнокалиберные), натянула бумагу, приклеила изображения памятников архитектуры и составила интересную композицию. Затем удачно разместила всё это на стенах, закрывая пятна с зеленой краской - и создала атмосферу архитектурного кабинета.
Группу студентов отправили "на картошку", пока я готовила кабинет и самое необходимое к предстоящему учебному процессу. Мне дали в помощь одного мальчика из группы А-1, у которой я буду основным преподавателем.
С этим мальчиком-студентом мы покрыли парты лаком. Директриса выделила деньги на новые шторы. Картину завершали потрясающие макеты коттеджей и замка в Мире (памятник архитектуры Белоруссии).

 Я достала все программы. Познакомилась с преподавателями архитектурного колледжа в Минске. Они поделились со мной некоторыми работами их студентов. У меня было 5 предметов: архитектурная графика, композиция, рисунок и живопись, макетирование и история архитектуры.
 
 История архитектуры требовала усиленной подготовки. Я уходила в библиотеку и погружалась в книги с головой. Это захватывало полностью. Древние государства: Шумер. Аккад, Вавилон, Персия, Египет, Индия, Китай. Далее шли Античная Греция и Рим, среднике века...Разные страны, разные народы, разные эпохи...Начинали мы с 3000 лет до рождества Христова.
 Прежде чем рассказать о памятниках архитектуры, я рассказывала об истории, климате, строительных материалах, укладе жизни...

 Мне казалось иногда, что я поднимаюсь над всей Землей и вижу этих людей, вижу их жизнь. По расшифрованным записям, по рельефам и статуям, по остаткам того, что откопали  археологи. По предметам быта, которые найдены: оружие, посуда. По остаткам сооружений.

 Люди возводили шедевры, даже не имея хорошей техники.
Великолепный ансамбль Афинского Акрополя, Колизей и Пантеон в Риме, Императорские дворцы Древнего Китая, храмы инков и ацтеков в Южной Америке.

 Дворцы, дворцы, дворцы, всех времен и народов...,храмы, храмы, храмы...,щедро украшенные, созданные тяжелым трудом десятков тысяч рабочих. И ной раз на стенах можно насчитать несколько тысяч скульптур и барельефов.
А жилище простых людей было всегда скромным, не менялось многие столетия.

 Индия. Только архитектуру Индии можно изучать всю жизнь. Нет, одной жизни явно не хватит.
 А у меня были всего лишь две лекции. И открытый урок, на который пришло много гостей. Я показала цветные слайды и небольшое видео.
 Почему-то гостей особенно впечатляло то, что рассказывала я, не заглядывая в записи.
 Всем понравилось, что дети хорошо отвечали по предыдущему материалу и в заключении урока.

 У меня были увлекательные лекции, потому что мне самой очень нравилось открывать удивитльный мир прошлого.
Было так интересно, что я оторваться не могла от истории и замечательных творений, которые умели создавать люди своими руками, своим упорством, своим трудом. Огромным трудом.

 Я шла вместе с процессией афинян, видела поэтов, артистов. Видела, как они любовались своими храмами, как первый луч солнца падал на золотое копье Афины Паллады...
Я видела, как поднимались великолепные готические храмы, строились дворцы и усадьбы...как шли войны...как разрушались прекрасные города — и возводились вновь. На пепелищах. Поражая продуманной композицией, монументальным обликом, искусными деталями...

 При подготовке лекций история всегда увлекала меня не меньше, чем искусство и архитектура.
А в школе история меня не увлекала. Помню, мне иной раз было смешно, когда в очередной раз мы учили что "положение народа стало ещё хуже". Я спросила учителя: "Если всё хуже и хуже, как у нас написано - то это положение народа должно уйти в отрицательную величину. Потому что невозможно всё время ухудшаться. Разве нет?" В ответ он только засмеялся.

 Изучая историю, я с грустью и горечью увидела предельно ясно, что история человечества - это не только развитие ремесел, совершенствование орудий труда, величественные дворцы, храмы - но это ВОЙНЫ, НАСИЛИЕ, ГРАБЕЖИ, ПЕРЕДЕЛ  РЕСУРСОВ.

 Страны вечно воевали друг с другом. Границы менялись. Рудники и плодородные пахотные земли, источники воды, а также рабы были нужны для процветания — и снова, и снова правители затевали войны. Но на войну шли другие. Не те, кто эти войны начинал.

 Сотни тысяч простых людей убивали и калечили друг друга ради непомерных амбиций тех, кто сидел у власти. Им хотелось еще большей власти. Им хотелось еще больше богатства. Они хотели войти в историю как победители. Придворные подобострастно расхваливали правителя. Но бывало, когда этот правитель в итоге был свергнут с трона, потому что страна была истощена войнами, возникали бунты и заговоры.
 Зачем они затевают войны? Ведь у них всегда были богатства и роскошь, было всё, что душа пожелает. Зачем? Зачем воинствующим властителям нужны был новые земли, если у них были свои, которые можно было бы обустраивать?? Развивать земледелие, скотоводство, ремёсла, торговлю.

 - Золота не бывает слишком много, глупое животное! - кричал жадный падишах Золотой Антилопе в одной известной сказке. И в итоге был погребен под грудой золота. И погиб.

 Горстка правителей всегда тонула в роскоши, которую они переставали в итоге замечать. Роскошь и золото приелись, хотелось расширить границы, хотелось еще большей  власти. Больше всего им нравилась ВЛАСТЬ!

 Однако бывали исключения из правил, когда тот или иной правитель старался избегать войн, старался, чтобы страна процветала, а жизнь простых людей не была  непомерно тяжела. В Древнем мире страны-соседи расценивали такое поведение как проявление слабости. И сами начинали нападать.

 Природа человечества — это развитие самых разных искусств, науки и поразительных изобретений. Но также — это развитие орудий убийства и насилия. Как только человек вылез из пещеры и стал применять оружие — так и начался период войн.

 Не буду о грустном.
Одно хочу сказать: у меня до сих пор жив профессиональный интерес и к истории  искусства, и вообще к истории и развитию человечества.

 Позже, в Швеции, я смогла посмотреть много потрясающе снятых документальных фильмов об истории и о знаменитых архитектурных ансамблях мира. Артефакты, музейные экспонаты, реконструкция сооружений и различные находки археологов чередуются со сценами, где актеры мастерски разыгрывают битвы. Мы видим королей и царей, знаменательные события и интриги властителей. Их костюмы. Их окружение. Их взлеты и падения. Великолепно и зрелищно! История оживает.

 Но тогда, в конце 80 и в 90 годах у меня было мало слайдов, учебники оставляли желать лучшего. Спасал читальный зал библиотеки.
Я имела прекрасные книги с цветными иллюстрациями из областной библиотеки, которые мне разрешали брать из читального зала. Изумительные цветные фотографии отличного качества на хорошей импортной бумаге.
 Потом ребята из группы стали помогать - они рисовали и чертили планы, фасады, изображения памятников - наглядности стало больше.
 
 Но главное - это наше воображение. Воображении может многое. Нередко мы сами раскрашиваем яркими красками нашу жизнь. Если нас что-то действительно увлекает.

 Лучшая награда для меня был интерес ребят, глаза моих учащихся, которые начинали видеть то же самое, что и я. Этот ушедший мир. Этих людей, которые так многое смогли, несмотря на всю их примитивную технику. Эти потрясающие памятники архитектуры.

 Кроме истории архитектуры у меня были другие предметы. Мы занимались композицией, графикой, рисунком, макетами, проектами. Осваивали различные техники подачи архитектурных проектов.

В то время все еще применялись трудоемкие техники отмывки акварельными красками  (черно-белые и с применением сдержанных цветных оттенков, тамповки гуашью губками (один из видов графики) комбинированные техники, включающие как технику отмывки, так и тамповку, и доработку пером и тушью).
Сейчас все это ушло в прошлое. Все заменила компьютерная графика.

 Другое время, другая техника. Компьютеры и смартфоны творят чудеса.

 Мы проектировали без компьютера. Информатику преподавали программисты.
Главное - у нас был творческий поиск. Мы устраивали конкурсы. Мы обсуждали проекты. Ребята менялись на глазах. Творчество увлекало.

 Если мы можем сделать что-то достойное своими руками — это всегда вызывает заслуженную гордость.

 Директор была очень довольна. Выставки, открытые уроки, куда приходили гости из других городов. Оформление колледжа, холлов и кабинетов администрации нашими макетами и графикой. Все восхищались нашими успехами за такое короткое время.

 Иногда мне кажется, что всё это было в другой жизни.
 С тех пор прошло почти 40 лет.
 За это время научно-техничекий прогресс сделал рывок.

 Научно-технический прогресс невозможно остановить. Это процесс развития науки и техники, роботизации - и он продолжается.
На современных предприятиях, где раньше работали дестяки тысяч людей - теперь могут работать десять человек. Остальное - техника на грани фантастики.

 Научно-технический прогресс - основа современной цивилизации. Ему всего 300-350 лет. Это создает комфорт, повышает продуктивность труда, создает большое количество самых разнообразных товаров и продуктов.
 Отрицательные черты - это экологические проблемы (и не только). Есть очень длинный список тяжелых глобальных проблем. Но я не буду сейчас все эти проблемы перечислять. Я о другом.

 С тех пор, как начал развиваться мозг древнего человека, он всё время что-нибудь придумывает. Раньше умные люди в разных местах Земли, независимо друг от друга, делали похожие открытия. Например, производство фарфора. Или лампочка накаливания. Но в 20 веке наука настолько стала сложной, что это можно назвать веком узких специалистов. Ученые опираются на достижения предыдущих ученых. Почти все крупные научные работы - это международные проекты, где разные страны делают свой вклад и получают возможность идти дальше. К успеху. К невероятной технике и обрудованию.
 
 Но природа человечества в целом не так уж сильно изменилась. Поэтому важны и законы, и их исполнение. Как показала история, "начните с себя" - не работает. Кто-то "начнет с себя" - а кто-то наоборот, с других, обманывая их, грабя и убивая.

 В постиндустриальных странах пришли к тому, что жизнь каждого человека - это ценность, независимо от национальности, от цвета кожи, от принадлежности к той или иной религии. Однако криминал никуда не исчез. Он есть. С ним борются правоохранители.
И коррупция есть. С ней тоже борются. Это важно. Если дать тем, кто управляет страной, полную безграничную власть и безнаказанность, они разгуляются вовсю и "потеряют берега". Заболеют манией величия. Уберут всех, кто их не восхваляет.

 Движется в Космосе по своей орбите наша планета Земля. Это - большая экосистема. Ей всё равно - какая прибыль, какие бюджеты, какие планы у властителей, есть ли комфорт или дискомфорт у людей, какой высоты их небоскребы - или это трущобы... Планета иногда показывает, что такое стихия - и сносит маленьких людей с их постройками, маленькими или огромными, заливет всё водой, или сжигает в пожарах, или безжалостно ломает ураганами всё, что можно.
 
 Есть законы естествознания.
 Есть экономические законы.
 Есть закон развития - от простого к сложному.

Жаль, что фактически законы биологии люди не могут увязать с экономическими законами - для этого надо было бы перестраивать модель поведения всего человечества. Это нереально.

Изменение климата и перегрев планеты доказан. 97% лучших климатологов мира в этом не сомневаются.

 Есть парниковый эффект. Это факт. Основными парниковыми газами являются: водяной пар, углекислый газ (CO2), метан (CH4) и озон (3—7 %).

 Половины всех парниковых газов, получаемых в ходе деятельности человечества, остаётся в атмосфере. Около трёх четвертей всех выбросов углекислого газа за последние 20 лет стали результатом добычи и сжигания нефти, газа и угля, при этом часть выбросов углекислоты связывается растительностью и океаном. Бо;льшая часть остальных выбросов CO2 вызвана изменениями ландшафта, вырубкой лесов, идут выбросы от индустрии и транспорта. По данным МГЭИК ООН, треть общих выбросов CO2 являются результатом вырубки лесов, четверть парниковых газов образуется из-за сельскохоздеятельности.

 Когда жестокий смог накрывал китайские города, обеспеченные китайцы шутили: "ты живешь в дорогой вилле, но умираешь от удушья".
Несколько лет прошло, пока китайским властям удалось улучшить ситуацию. Были закрыты уголоные электростанции во многих крупных городах. Однако общая ситуация в стране остается тревожной.

 Отчеты Всемирной метеорологической организации (ВМО) показывают, что атмосферные уровни трех основных парниковых газов — двуокиси углерода, метана и закиси азота — быстро растут, а флора и фауна не успевает адаптироваться к слишком быстрым измененям. Засухи и наводнения были всегда - но их количество выросло во много раз.

 Закисление Мирового океана, ураганы, гибель коралловых рифов и многие проблемы - это факты.

     ****
В глобальном плане человечество беспощадно разрушает нашу прекрасную планету, свою среду обитания Разрослись гигантские города, везде протянулись дороги, техника на грани фантастики - а чистых мест на планете почти не осталось. Засухи, наводения, гибель малых и больших экосистем. Огромные территории становятся непригодными для жизни людей. Архитектурные сооружения и инженерные конструкции потрясающие и смотрятся великолепно - но все равно мы губим природу. Гигансткие агломерации и мегаполисы, производство огромного количества товаров и услуг не заменят нам чистого воздуха, воды, еды. Не заменят здоровья.
 
До конца нашей жизни мы увидим много трагедий. Человечество вступает в эру катастроф. Биологи говорят о шестом массовом вымирании живых существ, в этот раз по вине человека.
Уже в 70-х годах ученые разных стран стали уделять большое внимание разработке энергосбережения и совершенствованию очистных сооружений, после того, как катастрофически загрязнялись многие крупные реки, озера, подземные воды, изменялась атмосфера от сжигания угля и мазута. На какое-то время достигли успехов, в разных странах удалось уменьшить загрязнение городов и водоемов. Но не везде.

 Мониторинг ведется, оборудование сейчас на грани фантастики.

 Однако растущая численность населения и растущее потребление опять привело к резкому росту самых разных загрязнений.
 За последние пять десятилетий население мира удвоилось с четырех миллиардов до восьми миллиардов.
В 1950 году население мира - 2,5 миллиарда человек.
С 2010 мир прибавил один миллиард человек, а с 1998 года — два миллиарда.
1987 году 5 млрд.
2022 - 8 млрд.

 Многие обожествляют Землю, Природу, уповают на мораль и волю Бога. Но с точки зрения биологических законов всё проще: развитите идет от простого к сложному. Это эволюция. Нашей планете около 4 - 4,5 млрд. лет, а первая жизнь на ней в виде простейших возникает около 4 млрд. лет. Всё идет очень медленно, сначала - миллиарды  лет, потом - миллионы лет.
Докембрий (криптозой). Фанерозой - Палеозойская эра. Мезозойская эра.
Меловой период (145—66 млн лет назад) и далее.

 И вот он - Антропогеновый период
*Плейстоценовая эпоха (2,6 млн лет назад — 11,7 тыс. лет назад)
*Голоценовая эпоха (11,7 тысячи лет назад — современность).
Невероятные достижения в области палеонтологи, эмбрионологии, микробиологии, анатомии и пр. А также проект "геном человека", то есть молекулярно-генетические доказательства эволюции. Всё это интересно как детектив. Развития биологических существ. Появление человека разумного. Развитие у человека мозга, интеллекта, морали, построение сообщества, когда слабым, больным, старым стараются обеспечить достойную жизнь.

 Многие столетия стали отделять людей от того варваского поведения, которое уходит корнями к поведению стаи в до-человеческое прошлое приматов, когда группы различных племен дрались за территорию, за самок, за еду, воду и другие ресурсы.

 Так работал естественный отбор, когда размножался физически сильнейший.

Все ли ушли от этого?
Не возвращется ли иногда человечество туда же, назад, в очень жестокое прошлое - большой вопрос.
Не изменится поведение "царя природы" - человечество самоуничтожится.

    *******

 С точки зрения биологов хозяева нашей планеты - микробы. Они тут почти 4 млрд. лет. А мы - "без году неделя". Мы исчезнем - они останутся.


 Микромир. Он тоже меняется: и здесь всё больше дисбаланса, токсинов, исчезают полезные бактерии, появляется всё больше патогенов.

Цитаты из книги советской ученой-микробиолога, которая работала 30 лет:

"За 50 лет борьбы с бактериями человечество воспроизвело и пустило в свет таких бактериальных мутантов, которых в природе еще не было. Микромир вокруг человека изменился неузнаваемо, так как приспособляемость одноклеточных организмов беспредельна. Внедрением в микромир с антибиотиками – оружием, подобным атомному в макромире, – человек нарушил очень хрупкое равновесие в природе, которое было создано в процессе эволюции, т.е. в течение многих сотен тысячелетий. Чтобы создать такое равновесное состояние между макро- и микроорганизмами, потребовалось пройти режим естественного отбора. В человеческой популяции сохранились только самые приспособленные, которым удалось создать экологические системы и вступить в симбионтные отношения с некоторыми представителями микромира.
...одна из главных опасностей современного состояния – это смена микробиоценоза: симбионтный бактериальный микромир заменяется на абсолютно несвойственный макроорганизму мир вирусов и бактерий-мутантов.

...Возвращение к признанию законов эволюции и экологии как основных и нерушимых изменяет положение индивидуального человека, а также крайне важно для всего человечества"

 Даже без войн человечество разрушает свою среду обитания, резко изменяется состав атмосферы, почвы, поверхностных вод, Мирового океана, вытесняет и губит многие виды диких животных, рыб, птиц, нарушает биологические "цепочки" в экосистемах.

 Когда приходит широкомасшатбная война, ситуация ухудшается в десятки раз. Это не только гибель людей - это страшные пожары, экологические катастрофы, загрязнение среды обитания.

 Погибнет ли человечество в ближайшие десятилетия? А может, протянет еще лет сто или двести?

 Никто из серьезных ученых не даст вам ответа.

 Мне на глаза попадались прогнозы оптимистов-экологов, которые предрекают, что человечество хитрое, и когда катастрофы накроют огромные территории - люди сядут тихо, займутся хозяйством так, чтобы во главу угла ставить не прибыль, а минимум вреда для того, что осталось от природы - и выживут.


 Одно понятно. Счастливая Утопия не получается.
 Раз уж человечество живет - то оно развиваемся. И этот "каток" не остановить, лучшие умы всегда что-то изобретают. А в последние 300 лет "рывок" - паровые машины, двигатели и пр. техника. Теперь быстро развивается искусственный интеллект. Как будет дальше?

 Кто его знает.

 Поживём - увидим.