Погуляли

Николай Васильевич Малышев
Рано утром группа из двадцати трех человек, ведомая инструктором Петром Хваликовым, вышла на прогулку. Через двадцать минут, оставив далеко позади свой лагерь, туристы углубились в лес. Инструктор Петр Хваликов, как и положено, шел впереди.
– Ты у нас как Данко!- пошутил кто-то в группе. – Только без горящего сердца в руке.
– Да какой там Данко. – отмахнулся Петр. – Студент я. Самый обыкновенный. Подрабатываю летом. Два часа повожу вас по окрестностям для бодрости и аппетита, и назад... Это правильно, что вы к нам на турбазу приехали. А то некоторые просидят перед телевизором весь отпуск... Тоже неплохо, конечно, но здоровья не прибавят. А в лесу хорошо. И витамины на каждом шагу, и братья наши меньшие. А вот, кстати, и медведь идет. Шутка. Хотя один раз без всяких шуток в лесу с кабаном повстречался. Шел по лесу, изучал маршрут, а он и выходит. А у меня в руках одна карта местности. Я ласково-ласково: «Вася, Вася! Не хулигань! Разойдемся друзьями?» Похрюкал мне Вася в ответ и пошел своей дорогой. Если я сейчас скажу, что пульс мой не изменился тогда, то буду, конечно, не прав.
Рассказ инструктора развеселил туристов, настроил на воспоминания. Все стали вспоминать случаи из своей «лесной» жизни. У Петра даже создалось впечатление, что отдыхающие не приехали на турбазу из Москвы и Ленинграда, а всю жизнь по лесу бродили.
Все шло хорошо. Даже солнышко из-за туч выглянуло. Но тут Петр с ужасом обнаружил, что солнце светит не с той стороны, с какой светить надо бы. Он считал, что уже возвращается на турбазу, и солнце в этом случае должно было светить ему в затылок. А оно почему-то светит в глаза. В группе, к счастье для Петра, никто ничего не заметил. Все шутили, смеялись: продолжали радоваться жизни.
– А вот зверобой!- сообщил кто-то. – Давайте наберем. Чай-то в магазинах не всегда бывает.
– Зайди ко мне. Так и быть, уступлю пачку турецкого.
– Спасибо! Что я, турок, что ли?
– Напрасно! Прекрасный чай. Конечно, если его приготовить правильно. Берешь три чайные ложки чая, можно четыре или пять, заливаешь кипятком, держишь минут пять на медленном огне. Дальше – самое главное. Заваренный чай тщательно взбалтываете и... выливаете.
Все дружно засмеялись. Петр тоже засмеялся. Но его лицо быстро из веселого стало озабоченным. Уже было около одиннадцати: пора было возвращаться на турбазу, но неплохо было бы для этого знать, в какой хотя бы она стороне...
– У меня возникла интересная, на мой взгляд, мысль. – обратился он к отдыхающим. – А что если нам погулять по лесу еще часок-другой? Тогда я мог бы вам зачет за однодневный поход поставить, а на заключительном вечере вручить каждому значок «Почетный турист СССР» в торжественной обстановке!
«Нужны им этот значок и этот зачет как телеге пятая нога или как сапожнику смычок от скрипки», – подумал Петр, но по следующему высказыванию кого-то из туристов с радостью отметил, что был не прав.
– Прекрасно! Мы «за»! С таким инструктором – хоть на край света!
«Похоже все к этому краю и идет», – с нарастающей тревогой подумал Петр.
Лес, правда, к его счастью, становился все более проходимым. И Петр, первым пробираясь между ветками кустов и деревьев, наставлял сзади идущих:
– Знаете, каков главный закон во время похода в лесу? Передай из рук в руки веточку сзади идущему товарищу.
– А зачем?- спросил кто-то из не очень догадливых.
– Объясняю, – сказал Петр и, раздвинув очередной куст, отпустил ветку, которая едва не хлестнула по лицу туристке, идущей следом за Петей.
– Теперь понятно. – улыбнулась дама, едва успев уклониться. – Это я уж сама как-нибудь в бане... Какой у нас опытный инструктор. Все-то он знает. Вернемся на базу, обязательно напишу благодарность.
«Хотел бы я знать, – грустно размыслил Петр, – что вы напишите, если я вас без обеда, а то и без ужина оставлю? А то и без завтрака, и вообще без..?»
И тут его осенило.
– А кто из вас может сказать, где мы сейчас находимся? -хитровато спросил он.
– Издеваться изволите, товарищ Сусанин?- откликнулся кто-то из туристов. – Эта загадка не для нас. Что сегодня на обед или на ужин, мы еще можем предположить, а тут... Нет уж, откуда взяли, туда извольте и положить.
– А я знаю. – вдруг крикнул какой-то мальчуган. – Я вчера здесь с папой гулял. Турбаза вон там...
– Молодец!- похвалил его Петр. – Вот сейчас мы тебя и проверим.
Он повел группу в том направлении, куда показал мальчик. Через десять минут, ровно к обеду, группа была на турбазе.
– Спасибо за прекрасную прогулку!- благодарили участники прогулки молодого инструктора, так и не узнав всей сложности ее маршрута.
– Не за что. – скромно отвечал Петр. – Это моя работа.