ПЕТР ЛАУЛ Способность исполнять музыку Скрябина

Ирина Вальдес-Мартинес
Он родился в канун рождества и всю жизнь считал себя отмеченным особым мистическим знаком. Он вошел в историю мировой культуры, как новатор музыкальной мысли и создатель уникального философского взгляда на искусство. «Музыкой можно вызвать и гипноз, и транс, и экстаз. Музыка есть звуковое заклинание. В гармониях скрыта огромная магическая сила». 150 лет назад родился великий русский композитор, пианист, философ Александр Николаевич Скрябин.
О фортепианном творчестве композитора и особенностях его интерпретации ПР рассказал один из лучших современных исполнителей Скрябина в мире, лауреат I премии Международного конкурса Скрябина, пианист Петр Лаул.

ТЕКСТ ИРИНА ВАЛЬДЕС
Скрябин в чистом виде
- Петр, можно согласится с утверждением, что слушатель должен разбираться в философских концепциях Скрябина?
- Спорный вопрос. Наверное, для нас, музыкантов, важно понимать контекст создания того или иного произведения. А слушателю лучше всего прийти на концерт и воспринять красоту этой музыки в чистом виде, потому что она сама по себе самоценна и не нуждается в философских подпорках.
- Почему фортепианное творчество Скрябина менее востребовано у публики, чем, например, творчество Шопена или Рахманинова?
- У Скрябина есть свой круг горячих почитателей, и их не так мало. Исторически сформировался предрассудок относительно того, что творчество Рахманинова более понятно широкой публике, чем творчество Скрябина. Вероятно, особую роль в этом сыграли сами исполнители. Например, фортепианный концерт Скрябина критически зависит от исполнителя, его четкости, гибкости, умения работать с оркестром. Величие гения Рахманинова мы можем разглядеть даже сквозь посредственное исполнение. А неудачная интерпретация концерта Скрябина делает его невнятным, клочковатым и жалким, хотя он таким совершенно не является. То же самое относится ко всей музыке Скрябина: иногда слушатели попадают на неудачные интерпретации и теряют интерес к композитору.
Восемь часов музыки
- Вы играете все фортепианное наследие Скрябина: сколько сочинений и часов музыки?
- В общей сложности – шестьдесят пять опусов, более двухсот произведений и около восьми часов музыки.
- Сколько потребовалось времени, чтобы освоить такой репертуар?
-  Примерно половина репертуара накопилась за мою концертную жизнь. Другую половину выучил за полтора года специально для юбилейного цикла «Александр Скрябин. Полное собрание фортепианных сочинений».
- - Цикл «Александр Скрябин. Полное собрание фортепианных сочинений» уже прозвучал в Малом зале имени Глинки Петербургской академической филармонии имени Шостаковича. Что ждет московских поклонников творчества Скрябина?
- В Москве программа повторяется в полном объеме: шесть вечеров в Камерном зале Московской филармонии. До конца сезона у меня будут еще избранные концерты, посвященные творчеству Скрябина, но цикл – пока главное.
- Исполнители редко обращаются к монографическим концертам, еще реже – собирают программу в хронологическом порядке. Чем обусловлено такое решение?
- Я старался сохранить хронологический порядок, хотя пришлось внести некоторые корректировки. Музыкальный язык Скрябина эволюционировал от пьесы к пьесе, этот процесс продолжался всю жизнь, и наблюдать изменения в режиме реального времени чрезвычайно интересно. Каждый концерт цикла позволяет полностью погрузиться в музыку конкретного периода жизни композитора, расслышать стилистические особенности, нюансы музыкальной ткани, прочувствовать, проанализировать и понять замыслы. Например, я мечтал собрать в одном концерте поздние сочинения Скрябина, самое оригинальное и ценное из его наследия. Известно, что последние годы жизни Скрябин был одержим идеей создания «Мистерии» - грандиозного произведения, объединяющего все виды искусств. Он скоропостижно скончался, так и не осуществив своего замысла. Можно считать его последние пятнадцать опусов прообразом фортепианной «Мистерии».
- Были трудности в подготовке?
- Скрябин сложен для исполнителя, как в физическом, так и в эмоциональном плане, но столько же интересен. Его фактура перенасыщена, иногда просто неудобна, но она всегда должна оставаться прозрачной.
- Вы чувствуете разницу в отклике петербургской и московской публики?
- Скрябин жил и творил в Москве, здесь его творчество традиционно вызывает широкий интерес еще со времен непревзойденных интерпретаций пианиста Владимира Софроницкого. Надеюсь, так будет и дальше. Петербургская публика относится к Скрябину прохладнее, хотя сейчас сложно судить объективно: концерты совпали с подъёмом очередных волн эпидемии.
Прекрасен во всех периодах
- Помните первую встречу с произведениями Скрябина?
-  Первая встреча с творчеством Скрябина произошла тридцать лет назад в старших классах средней специальной школе-лицее при Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. Мой педагог Александр Михайлович Сандлер, Заслуженный артист РФ, профессор Санкт-Петербургской консерватории, предложил исполнить «Поэму-ноктюрн» Скрябина, очень необычную, позднюю вещь, всю из полутонов, лишенную ярких внешних эффектов. Оказалось, что с этой музыкой мне приятно проводить время, особенно если учесть, что у меня дома стоит рояль пример такой же, как в музее Скрябина.  Уже потом я играл на выпускном концерте 3 сонату. В 2000 году я получил I премию на Международном конкурсе имени Скрябина, это было мое первое выступление в Москве, в Малом зале Московской консерватории, где проходили знаменитые скрябинские вечера. После конкурса было сыграно много концертных программ Скрябина, в какой-то момента его стало слишком много в моей жизни, поэтому готовил новые программы не чаще одного раза в два года. 
- В недавнем интервью пианист Борис Березовский признаётся, что любит позднего Скрябина. Ваш любимый период в творчестве композитора?
- Вы знаете, Скрябин прекрасен во всех своих периодах. Удивительно, начиная с первых опусов, он пронёс через всю жизнь высочайшее качество материала. Даже те, кому не было близко его творчество, признавали совершенство его композиций. Конечно то, что он сделал в последние годы - вершина фортепианного новаторства, но, с другой стороны, ранние прелюдии – это целый остров сокровищ, удивительное совершенство и красота. Уже в самых первых опусах есть много ценного и настоящего. Несмотря на то, что музыка Скрябина - всегда изощрённая, сложная, не пытается быть задушевной или понятной всем, ей безоговорочно веришь. В этой музыке есть некоторая поза, даже самолюбование, но она написана так искренне, свежо, что невозможно остаться равнодушны
Скрябина нельзя играть с «холодным носом»
- Какие качества необходимы современному исполнителю Скрябина?
- На мой взгляд, способность исполнять музыку Скрябина совершенно не зависит от уровня таланта: она – врожденная, научить этому сложно. Во-первых, у исполнителя должен быть интерес к фортепианному звучанию. Скрябина нельзя играть «прямым» звуком, это всегда очень утонченная ткань с педальной дымкой, и при этом, кристально ясная и чистая фактура.  Во-вторых, необходима способность импровизировать, быть гибким, не повторять одних и тех же приёмов, например, уметь играть одни и те же темы, скажем, с разными проявлениями свободы. Нужна фантазия, звуковая изысканность, экспрессия, музыку Скрябина нельзя играть «с холодным носом».
-  Благодаря «цветному слуху» Скрябин создал свою систему цветотональностей. Вам знакомо это явление?
- Не могу сказать ничего экспертного, у меня цветного слуха нет. У Римского-Корсакова тоже был цветной слух, но они по-разному видели одни и те же тональности. Известно, когда Скрябин выставлял световую строчку в своей музыкальной поэме для фортепиано, оркестра, хора и партии света «Прометей», он путался и менял цвета. Но слушать ее при помощи цвета, в любом случае, интересно, потому что музыка приобретает какое-то другое измерение.
-  В фортепианном творчестве это применимо?
- Пианисту необходимо создать палитру красок с помощью своих пальцев...
-  В творчестве Скрябина есть национальная идентификация?
- Если считать, что русский композитор – тот, который вставляет в свои произведения специфический русский колорит и цитирует фольклор, что делали практически все наши композиторы, кроме Скрябина, - тогда, конечно, Скрябина можно торжественно объявить нерусским композитором. Но это не так. В сущности, Скрябин – явление русского Серебряного века, стоит вспомнить его интерес к философии, символизму. В музыке Скрябина нет той экзотики и колорита, которые особенно ценят в русских композиторах на западе.  Тем не менее, есть в его лирике что-то неуловимо русское, своя природная искренность.