Винница на карте 220 лет тому назад

Нил Крас
15-го февраля на сайте «Музей Вінниці» опубликована карта-план 1802-го года Винницы и её предместий (подробно, в увеличенном виде эту карту можно рассмотреть по адресу, указанному в сообщении Музея Винницы). В отличие от прежней публикации (10.09.2020) плана города 1796-го года, одновременно представлен краткий анализ изображённого на карте, в результате чего возникла даже небольшая дискуссия по означенной карте. Весьма похвально!

В представлении карты сказано:
"На мапі бачимо Вінницю в перші роки після окупації краю Російською імперією. Судячи з карти, найбільш забудованою тоді була східна частина сучасного середмістя. Територію сучасного Замостя позначили як передмістя Вінниці, а Старе місто – як окреме поселення в межах міських земель. Хоча згодом, на пізніших мапах, його теж називатимуть передмістям. На річці Бог (Південним Бугом вона стане пізніше) бачимо багато острівців. Один з них, в районі сучасного Староміського мосту, позначений як «Низовинний острів».
Із заходу до міста веде Літинський шлях, який на лівому березі за містом перетворюється на Немирівський. На тому ж березі, на північ (в районі сучасної вулиці Гонти) та на південь (в районі Сабарівського лісу) від міста розташовані дві корчми.
Також на мапі бачимо сусідні з Вінницею села, які в наш час є частиною міста: П’ятничани, Сабарів, Тяжилів, Великі та Малі Хутори (нині Малі та Вінницькі Хутори)."
Перевод на русский язык:
" На карте видим Винницу в первые годы после оккупации края Российской империей. Судя по карте, самой застроенной тогда была восточная часть современного центра города. Территорию современного Замостья обозначили как пригород Винницы, а старый город – как отдельное поселение в пределах городских земель. Хотя впоследствии, на более поздних картах, его тоже будут называть пригородом. На реке Бог (Южным Бугом она станет позже) видим много островков. Один из них, в районе современного Старогородского моста, обозначен как «низменный остров».
С запада к городу ведет Литинская дорога, которая за левобережной частью города продолжается дорогой на Немиров. В том же Левобережье, к северу (в районе современной улицы Гонты) и к югу (в районе Сабаровского леса) от города расположены две корчмы.
Также на карте видим соседние с Винницей села, которые в наше время являются частью города: Пятничаны, Сабаров, Тяжилов, Большие и Малые хутора (ныне Малые и Винницкие хутора)."

В принципе, всё правильно, но слова' "… після окупації краю Російською імперією" тут не к месту.
Автор, написав эти три слова ("після окупації краю"), конечно, в  у м е  продолжает свою мысль (и мы — вслед за ним). Но ни он, ни мы не в состоянии ответить на вопросы: каков национальный состав населения был в этом крае, какие и в каком соотношении религиозные общины (католическая, православная, иудейская, исламская) преобладали в разных поселениях, для кого, хотя бы условно, эти земли считать исконными (с самого начала, с незапамятных времён, извечно?). Вы поняли, в какие дебри ассоциаций всего тремя, небрежно (но с явным намёком-умыслом) вставленными тут чуждыми по смыслу словами, хочет затянуть нас автор? Но мы не будем «тасовать карты» (менять порядок статьи). Хотя определиться перед этим всё же желательно.

***

Окупація — "... зайняття збройними силами однієї частини держави або всієї території іншої держави без отримання суверенних прав на неї." (ВікіпедіЯ)
Оккупация - «… занятие вооружёнными силами государства не принадлежащей ему территории, не сопровождающееся обретением суверенитета над ней и осуществляющееся в отсутствие на то воли государства, обладающего суверенитетом над данной территорией.» (ВикипедиЯ).

Брацлавщина (с Винницей) отошла к Российской империи при Втором разделе Польши между Россией и Пруссией. [Подписание соответствующей конвенции 12(23) января 1793 г. Раздел страны утвердил Гродненский сейм 17.06 -23.11.1793 г.] То, что при этом имел место не только политический, экономический, но и военный нажим на Польшу, не даёт всё-таки основание называть это оккупацией. Не было вторжения войск России, Польша согласилась на потерю суверенитета над отдельными территориями, а Россия, как и Пруссия, получила его.
В дискуссии, к сожалению, частично вышедшей за рамки пристойности, было также замечено: "«О, вже окупація? А карта окупації Польщею є? ))". Не буду цитировать дальнейшую перепалку, только напомню, что из таких, не соответствующих понятиям и истине, из намеренно провоцирующих определений (искорок) нередко возгорается пламя.

Как писал декабрист А. И. Одоевский, «Из искры возгорится пламя...». Правда, декабристы, их Южное общество в Тульчине упоминать теперь не следует. И не только потому, что «Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.» (В. И. Ленин)...
Если подумать, то каков оказался конец-исход сей верёвочки? Отставание от передовых стран мира на десятилетия в техническом развитии, в снабжении продовольствием и предметами быта населения бывших составных частей силой сбитого «нерушимого Союза республик свободных». По этой причине — тоже.
(На возникшие - на этой одной шестой земного шара - с самого начала распада советской империи многочисленные пожары не требуется даже вскользь указывать. И без того ясно: конечный результат был безмерно далёк от намечаемого.)

Я, понятно, опять отклонился от темы, но цитированная строчка из «Струн вещих пламенные звуки ...» для меня является постоянным напоминанием того, что замысел - благая причина какого-либо действия, может не то что просто не привести к желаемому успеху, но, наоборот, вызвать непредвиденные, очень даже нежелательные последствия. Я, например, побаиваюсь, что мои где-то полтора  десятка благих (?) напоминаний об уголовном преступлении, содеянном группой лиц по отношению к памятнику архитектуры «Синагога Райхера», завершатся «случайным» тотальным пожаром, разрушением, сносом «по техническим (аварийным) причинам», пр. этой последней достопримечательности города — исторического униката иудейства Винницы.

Ведь нынешние синагоги расположены в зданиях, выстроенных для далёких от их сегодняшнего предназначения целей. Ликвидация этого реликта еврейства в Виннице, своим присутствием мозолящего глаза очень даже многим, позволит, как им кажется, лучше увидеть потребности сегодняшнего дня. Как бы избавит их от бельма на глазу… Метод, в Виннице уже применённый не раз.

Поэтому авторам этого краткого введения в суть карты Винницы 1802-го года следовало бы обозначить процесс появления Брацлавщины в составе Российской империи несколько мягче. Разумеется, упаси господь, не воспользовавшись моим нейтральным, никого не затрагивающим названием статьи о карте 1796-го года: Винница при смене подданства (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). Как-то по-иному.
Но, видимо, не успели ничего придумать, а страх, что я опять окажусь первым (кстати, и последним, так как никто не смог тогда ни слова добавить), подгонял. Зря это: в сей раз я решил выждать ровно один месяц, понимая, что второй такой оплошности Музей Винницы не допустит. И оказался прав. Только вот сравнения с картой, созданной шестью годами раньше, проведено не было: из материала «выжали» не всё. Решил подмочь.

***

Поначалу напомню, какие бывают карты:
не только более всего нам известные — физико-географические, но и —  этнографические, социально-экономические, политические, дорожные, административные, технические (для выполнения определённых целей) с отображение требуемых объектов,  оперативные и стратегические…
Карты 1796-го и 1802-го годов можно назвать общегеографическими (отображающими одновременно и природные, и социально-экономические объекты). Но они далеко не одинаковые, хотя за шесть лет больших изменений в городе и его округе в то время произойти просто не могло. Ни военных или стихийных разрушений, ни значащего строительства не наблюдалось.

Сравнение карт, тем не менее, несколько затруднено в результате того, что в 1796 г. составлялся ПЛАН города, то есть крупномасштабное его изображение, практически не выходящее за его границы. На плане прописаны в деталях различные строения, их функциональное использование. Применяются условные обозначения (например, церквей — крест). Дан точный масштаб и изображение дополнено описанием. Из географических атрибутов чётко представлена только река Бог, всё остальное — как бы в полутонах.
[На коллаже эта карта представлена в повёрнутом (против оригинала) виде примерно на 180 градусов по часовой стрелке, дабы - для сравнение двух карт - общая картина выглядела бы нагляднее. Оригинал её — в моей статье, означенной выше.]

Карта 1802-го года, в сравнении с предыдущей, имеет более мелкий масштаб, но зато охватывает значительно большую территорию (город и пригороды), причём географические детали как бы выпячены — размерами (например, деревья) и яркой окраской. Видно, что не только большие дороги (на Немиров и Литин), но и меньшая (на Луку) обсажены по обеим сторонам деревьями. Так было принято ранее: посадки указывали путь, давали тень в солнечные дни, укрепляли края дороги, задерживали снег, сдуваемый с полей на дорогу, пр. По легендам времени моей юности, липы по обочинам дорог на Литин и Немиров были посажены по приказу светлейшего князя Гр. Потёмкина в связи с намечавшейся поездкой императрицы Екатерины Второй в Крым. Кто из нас знал, что она добралась туда в 1787-м году совсем иным путём?
Часть этих деревьев стоит по сей день, хотя многие из них за прошедшие с моих велопрогулок там три четверти века ссохлись и были удалены. На их месте (не везде) — молодые деревца. Вспоминают ли любовников из 18-го века, глядя на  деревья, которые старше даже рассматриваемой нами карты? — не ведаю.

Теперь бессистемно (ибо какой системы тут следовало бы придерживаться — не знаю) о том, что заметил, что хотел бы отметить и о чём не было сказано во введении к обнародованию карты Музеем Винницы.

Начну с мелочи, но в то же время продолжу этим повествование о легендах. Ещё на карте 1796-го года меня удивляло отсутствие «каличащего» ноги бедных лошадей страшного Каличанского оврага. Нет, он существовал — в нём текла речка Каличка. Но, по рисунку, два старогородских оврага были даже более крутыми (широкими), а пересечение Литинской дороги с оврагом не обозначено (доро'г, вообще, нет на той карте, только улицы, причём очень далеко от этого оврага).
На карте 1802-го года прекрасно обозначена дорога на Литин, можно видеть неглубокий и неширокий овраг-русло почему-то отсутствующей на карте речки Калички и — никаких изменений прямоты дороги при её пересечении с оврагом (невидимой Каличкой). А сам овраг просматривается аж до Пятничанского леса, откуда Каличка вытекает и по сей день, достигая Ю. Буга, несмотря на все препоны, сооружённые людьми.
Что ещё удивляет, так это - отсутствие Николаевской церкви, которая на карте 1796-го года располагалась как раз напротив устья речки Калички немного выше левого берега р. Бог.

Правее, чтобы не забыть, видны нынешние улицы Гр. Сковороды и Ник. Оводова, намечается улица Грушевского, хорошо прослеживается самая широкая - Соборности, удаётся определить улицу Ивана Богуна. Можно было бы погадать ещё, но табличек там всё равно не увидеть ни при каком увеличении изображения…

Что касается «низменного острова» (в смысле, лишь немногим выше уровня воды в реке, возможно, даже затопляемого в полноводье), то о нём более-менее подробно упоминалось в моей прошлой статье. А вот плотины, построенной для водяных мельниц, лесопилки и «медной молотовой машины» почему-то уже не видно. То ли картографам было не до них, то ли действительно плотину разобрали и эти производства остались без «двигателей».
Новое тут: мостик на остров со стороны Старого города, пешеходная тропа к другому концу острова, где находились, вероятно, мостки на столбиках как раз на том мелком месте, о котором шла речь в статье о карте 1796 г.

Зато прямо напротив о. Кемпа на правом берегу появилась мельница, а от самого острова к обоим берегам ведут наискосок (по течению реки) то ли деревянные («мобильные») мостки, то ли какие-то вбитые во дно реки столбовые дорожки. На первой карте хорошо был виден мостик между левым берегом и островом.

Большой мост, ведущий с главной улицы (продолжения дороги из Литина) стал как бы шире. Пишу «шире», хотя мне совершенно ясно, что масштаб на карте — понятие относительное (поэтому он, вообще, не указан).

Возвратимся к не привлекшей внимание картографов речке Каличке. А от неё к хорошо прописанным другим речушкам, впадающим в реку Бог в само'м городе и выше-ниже его по течению. Перечислим их сначала на правом берегу: безымянная речка на Пятничанах, ниже — пропущенная картографами Каличка, перед Сабаровым не поименованная нынешняя Вишенка. Почему у устья последней справа расположена корчма? —  сначала не понял. Всегда полагал, что место корчем — у дорог при входе-выходе из города или селения: это ведь не только трактиры, но часто — одновременно и постоялые дворы. Но заметил — хоть и дорога не большая, недалеко — брод через будущую Вишенку. Выпить чарку перед решительным пересечением речушки или, наоборот, отметить таковое, уже преодолев природное препятствие, грехом не считалось никогда. Тогда и сообразил.

А что "Гонтовская" корчма  находится на развилке трёх дорог, так это, конечно, число посетителей увеличивало, но из трёх дорог особо плодоносила лишь одна. Та, что ведёт в сторону Лагерного места. Надо только от корчмы немного пройти дорогою через поле, перешагнуть мелкую и узенькую речушку Тяжилов, и сразу увидишь много стёжек-дорожек, протоптанных рекрутами. У них-то, знаешь, какая жажда после муштры на плацу! Вот и бегали между маршировками  глотнуть живой водицы.

Недалеко от этой корчмы, на левом берегу втекает в реку Бог извилистая речка Тяжилов. Ниже по течению — речка Винница, ещё далее - напротив Сабарова - речка Перемыш (?): название с уверенностью не прочитывается. Сейчас на её месте — цепочка озерков, то есть, она частично пересохла. А в том месте, где она пересекалась с дорогой в с. Луку, ранее стояла корчма, которую не успели в спешке заметить автор(ы), литературный и технический редакторы, корректоры и ответственный за выпуск [все — из Музея Винницы]. Как говорится, у семи авторов и прочих, причастных к комментированию карты, дитя их совместных усилий - без корчмы. В трёх корчмах заблудились. Или ещё как …

Теперь же там красуется кафе с многозначительным названием «Тропіканка». Оно напоминает о полузасохшей под винницким тропическим солнцем речушке и одновременно подчёркивает привлекательное, заросшее зеленью место у пруда, почему-то именуемого озером. В том районе таких запружённых «озёр» — несколько. Отзывы о кафе — отличные, о корчме — всё ещё разыскиваются сотрудниками музея в архивах и в передаваемых из поколения в поколение легендах, которых в Виннице опять же - пруд пруди.

***

Вернёмся на Лагерное место. Вот, оказывается, когда и с чего начинались бывшие Крымские, или Брусиловские, казармы! А с какой целью там выделен квадрат в 250 десятин земли? Не для следующего ли - Второго - военного городка?
Однако же с ка-акой перспективой «оккупировали» город империалисты - колонизаторы! А кому всё это в конце концов досталось? То-то.

В 1802-и году уже видны знаки наступающей милитаризации города. Они были приметами начала процесса, который во многом определил и градостроительство, и экономику, и состав населения, и судьбу тысяч и тысяч винничан. К 1878-му году в городе числилось около 3000 лиц военного сословия - 12,3% всего населения.
«Столица сахарного Донбасса» - для красного словца и отвода глаз. А огромные казармы, крупный военный госпиталь, военно-техническое училище службы снабжения горючим (1948-1960), мощный номерной (45-й) завод, один из ведущих городских центров культуры - Дом офицеров, финансы (военнослужащие имели существенно более высокие оклады, чем гражданские служащие - эти  деньги оборачивались в городе), пр. 

Вот на какой ноте надо, на мой взгляд, заканчивать комментарий к карте, а не на хуторской теме, будь то хутора Малые или даже Большие!..

Привожу в назидание слова басни деколонизированного по-винницки И. А. Крылова "Любопытный" (1814):

Каких зверей, каких там птиц я не видал!
Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни как изумруд, другие как коралл!
Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!» —
«А видел ли слона каков собой на взгляд!
Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —
«Да разве там он?» — «Там».— «Ну, братец, виноват;
Слона-то я и не приметил».

Продолжение: http://proza.ru/2023/03/27/445.