Лейтенант Ветров гл. 4

Петрович 8
10. На фронте
В это время стрелковые соединения вели упорные бои, стремясь задержать, противника. 24 июня в полосе 5-й армии врагу удалось окружить две стрелковые дивизии. В обороне образовалась 70-километровая брешь, используя которую, немецкие танковые дивизии устремились на Луцк и Берестечко. Окруженные советские войска оборонялись упорно.

Шесть дней части пробивались к своим. От двух попавших в окружение стрелковых полков дивизии осталось всего около 200 человек. Обессиленные в непрерывных боях, они сохранили свои боевые знамена.
Войска отходили с большими потерями. Значительную часть техники пришлось уничтожить, так как даже мелкую неисправность нельзя было устранить из-за отсутствия ремонтных средств.
 
6 и 7 июля танковые дивизии противника достигли Новоград-Волынского укрепленного района, оборону которого должны были усилить отходившие соединения 6-й армии. Вместо нее сюда смогли выйти некоторые части 5-й apмии.
 Здесь же перешла к обороне выбравшаяся из окружения группа, созданная из остатков двух дивизий - всего 2,5 тыс. человек. Два дня подразделения укрепрайона и эта группа сдерживали натиск врага.

Здесь же оказался и лейтенант Ветров, с бойцами своего батальона и  уцелевшие пограничники. Это уже были опытные, обстрелянные бойцы, прошедшие самую серьёзную проверку, войной, боями и смертью. Да и Ветрову, проверенному боями они доверяли как себе. Такой авторитет дорогого стоит!

Окончание их выхода из окружения чуть не закончилось трагедией. Но пограничники догадались развернуть государственный флаг, вынесенный с заставы. Этот флаг успели, до открытия огня нашими, поднять на немецкой машине, он-то и выручил. Флаг вызвал небольшое замешательство, что и помогло, прямо как зрительное опознавание на флоте…

11. Киев на кануне обороны.
Конец июля, начало августа 1941 года. Немецко-фашистские войска находятся на подступах к городу Киеву. Столица Советской Украины неустанно готовится к обороне города - созданы новые линии обороны, формируются батальоны народного ополчения, готовятся бронепоезда, формируются речные флотилии, командованием фронта составляются планы минирования стратегических объектов на случай отступления, готовятся к обороне гарнизоны ДОТ-ов Киевского укрепленного района (КиУР).

Построенный в 30-е годы, Киевский укрепленный район (КиУР) в начале Великой Отечественной Войны был восстановлен и оборудован заново. Он состоял из 3 полос, имел подготовленную систему пехотного, артиллерийского и противотанкового огня. Передний край первой полосы КиУР проходил по восточному берегу р. Ирпень, от населенного пункта Борки до Белгородки, далее - севернее Боярки, Виты-Почтовой, Кременища, Мрыги. Глубина полосы достигала 5-10 км. На протяжении 85 км было 750 долговременных оборонительных сооружений, 40 км противотанковых рвов, 100 тысяч противотанковых и противопехотных мин, около 30 км проволочных заграждений. Все дороги перекрывались металлическими ежами. Берега рек и оврагов эскарпировались. На лесных участках создавались минированные завалы.
По состоянию на 1 июня 1941 года в КиУРе было построено 217 долговременных сооружений, из них 13 - командных пунктов, 183 - пулеметных и 21 - артиллерийский ДОТ, на которых были оборудованы отдельные бетонированные площадки под орудия и пулеметы, углубленные укрытия для танков.
А тем временем, в городе Киеве течет, пока еще, мирная жизнь, город собираются защищать и никому даже в голову не приходит мысль, что уже в начале сентября, войска Красной Армии оставят Киев. За время обороны, в Киеве не было перебоев в подаче электроэнергии и воды, в работе железнодорожного и городского транспорта. Работали 14 кинотеатров, драматический театр, цирк, библиотеки. А 1 сентября, как обычно, школьники сели за парты...

Но всему приходит конец, так и мирной жизни Киева оставались считанные дни.
Несмотря на все трудности, сражение разгоралось с новой силой. Войска в упорных боях в районе Дубно, под Луцком и Ровно до 30 июня сковывали 6-ю армию и танковую группу противника.
После прорыва немцами линии укреплений на старой границе война подошла к стенам Киева. 11 июля передовые отряды немецкой 13-й танковой дивизии вступили в бой с боевым охранением советского укрепрайона.
Первый серьезный бой за Киев 13 июля для немецкого III моторизованного корпуса был неудачным. Захватить с ходу важные мосты через реку Ирпень немцам не удалось. Мосты взлетели на воздух, когда бронемашины из разведбата 13-й танковой дивизии только приблизились к ним, надо было бы пропустить броневики фашистов на мост, но нервы сдали и наши рванули раньше.
Вероятно, опьяненным быстрым прорывом по Житомирскому шоссе немцам казалось, что мосты и город никто не обороняет.
 Во всяком случае никаких попыток провести специальную операцию с переодетыми в советскую форму и владевших русским языком «бранденбургами» предпринято не было. Что было достаточно странным…

Более того, вскоре вырвавшиеся вперед через Житомир части 3-го моторизованного корпуса подверглись чувствительным контрударам во фланг от наших войск и перешли к обороне.
 Силы и средства для обороны Киева в распоряжении командования Юго-Западного фронта имелись. В Киев были развернуты и направлены эшелоны 147-й и 206-й стрелковых дивизий, первоначально предназначавшиеся для обороны «линии Сталина».
Также именно в районе Киева находились сформированные весной 1941 года воздушно-десантные корпуса (вдк).
                Собственно, именно огонь пулеметов из ДОТов укрепрайона встретил немецкий передовой отряд 13 июля 1941 года.
                12. Киевский укрепрайон.
               
Что же представлял из себя Первый Укрепрайон? К началу операции он имел в своём составе 40 000 боевого состава, 29 танков, 288 артиллерийских орудий, 148 миномётов. В ходе операции были привлечены дополнительно 2 стрелковые дивизии,  воздушно-десантный корпус.
 1-8 августа войска КиУР (Киевский Укреп Район) преобразованы в 37-ю армию. Тем самым была улучшена координация действий на данном участке фронта.
Лейтенант Ветров был направлен в 28-й отдельный пулемётный батальон занимавший ДОТы Киевского укреплённого района (КиУР) (УР 1) на южном - юго-западном фасе обороны.. Снова на передовой. Он уже стал обстрелянным и опытным командиром.
На войне учатся быстро. Главное выжить, как уже говорилось, в первые три дня боёв, которые самые трудные для любого бойца. Будь он рядовым или офицером. Война быстро проявляет, кто чего стоит. Там за чужими спинами не отсидеться. Там же выковывается и характер…
Лейтенант Ветров командовал гарнизоном ДОТа 205. ДОТ представлял собой подземную крепость.

По гарнизонам этих дотов пришёлся основной удар немцев во время первого штурма Киева 01-18.08.1941 года.
Решения о строительстве систем укрепленных районов на своих границах приняли многие европейские страны («Линия Мажино» во Франции, «Линия Маннергейма» в Финляндии и даже Германия с колоссальным проектом Атлантический вал - мощнейшая линия обороны нацистов, вытянувшаяся от Испании до Норвегии. Одной из самых протяженных в мире линий обороны, вытянувшаяся вдоль Атлантического побережья на две с лишним тысячи километров от франко-испанской границы до севера Норвегии.) 
Советский Союз тоже пошёл по этому пути. Строительство укрепрайонов было очень материалоёмким и дорогостоящим. Но это отдельная история…
Главной задачей укрепрайонов было удержать приграничные районы до мобилизации основных сил, а не полная остановка и разгром врага, как ошибочно полагают многие.
Германская армия имела опыт уничтожения ДОТов. Немцы посылали в бой танки, которые вызывали огонь на себя, после чего обнаружившие себя ДОТы фиксировались на картах противника и их подавление становилось делом времени.
 
Прямое попадание в амбразуру неподвижно стоящего дота, как правило, вызывало повреждение тросов, на которых крепилась бронеплита, прикрывающая амбразуру артиллерийского дота при обстреле. После этого разрушить орудие уже было просто.
Однако, в отличие боёв на «Линии Мажино» во Франции, на «Линии Сталина» гитлеровцы столкнулись с новым для себя явлением. «Западнее Заславля на уничтожение 26 русских бункеров дивизии пришлось потратить целых два дня, 12-й танковой дивизии вермахта в боях 27 и 28 июня в Минском укрепрайоне.
 В полосе наступления дивизии почти все без исключения доты были хорошо замаскированы, имели обширные, перекрывающие друг друга сектора обстрела, которые эффективно прикрывали дороги и подступы к самим сооружениям. Почти во всех бункерах были обнаружены по 3 амбразуры. Наблюдение из ДОТов велось через перископы.
 
Некоторые из бункеров имели полностью изолированные друг от друга казематы, от чего приходилось отдельно уничтожать каждый из них…
Сопротивление русских было разным и, возможно, зависело от личности командира.
Одни гарнизоны ДОТов дрались до последнего солдата. Другие закрывали амбразуры при первом же выстреле прямой наводкой и поднимались в атаку.
Третьи покидали казематы и занимали позиции в предполье, где оборонялись с исключительным упорством.
Были и такие умолкшие бункеры, что не подавали никаких признаков жизни. Но когда штурмовые группы думали, что с русскими уже покончено, они вдруг открывали кинжальный огонь в упор.
Такие „воскресшие“ доты вечером 27 июня наделали врагам немало бед, чем замедлили продвижение вперёд. Поэтому германское командование рекомендует все без исключения бункеры уничтожать силами специальных сапёрных команд».
Для борьбы с ДОТами вермахт использовал штурмовые сапёрные группы, которые, обходя огневые точки с тыла, подрывали входы, а также использовали вентиляционные шахты и обзорные перископы для подрыва, заброски газовых гранат или горючих веществ с последующим поджогом.
 Чтобы им противостоять, ДОТы должна была прикрывать артиллерия, которая била с тыла по окружности, препятствуя проникновению штурмовых групп, а также линии обороны перед ДОТами. Но в условиях стремительного наступления немцев позиции для артиллерии устроить не успели.
Бетонное устройство построенных в 1920-30-е годы защитных стенок не выдерживало ударов тяжёлой артиллерии калибром свыше 150 мм, которая в распоряжении немцев имелась.

Поскольку в первый период войны большинство советских дивизий удерживали участки фронта, в 3-4 раза превышающие по протяжённости уставные 10-12 км, сил артиллерии не хватало даже на поддержание воюющих соединений, не говоря уже о защите ДОТов.

В первой декаде августа 1941 года советские войска в районе Киева пытались неоднократно контратаковать противника, который в это время особой активности не проявлял. Более того, перенеся усилия на окружение и уничтожение группировки советских войск в районе Умани, он даже отвел находившиеся южнее Киева войска на линию Юровка — Вита-Почтовая — Круглик — Вита-Литовская.

Приняв плановый отвод частей противника за отход, командование Юго-Западным фронта пыталось организовать наступление. В ходе этого наступления 175-я стрелковая дивизия освободила Тарасовку и атаковала врага в Юровке. Но противник оказал упорное сопротивление. Так, в утренней сводке штаба 37-й армии за 10 августа говорится о крайней измотанности частей. В 728-м стрелковом полку 175-й стрелковой дивизии осталось всего 250 человек.
 
Несмотря на это, 11 августа 175-я стрелковая дивизия продолжала безуспешно штурмовать Юровку, и на следующий день ее части даже деблокировали ДОТ № 205 коменданта  лейтенанта Ветрова и два артиллерийских капонира: № 206 и № 207.