Надежда Ушинского

Надежда Зернова
"Вечно НЕ стареющее ДЕТСТВО   ДУШИ есть глубочайшая основа истинного самовоспитания".


"Наверное, любовь и нежность зреют в облаках,
Где райский сад цветёт круглогодично.
Туда лечу я на Пегасе в грёзах, и в стихах
Стремлюсь о том пропеть душой лирично".


…Предвкушение надвигающегося чуда НЕ покидало весь день: спешно  собрав ВСЁ необходимое в дорожный саквояж, добрался на вокзал, купил билет,  занял место в вагоне! Покинул душную столицу знойным летом, согласно  командировочного удостоверения.
ОН, юрист  27–и  лет держал путь в Черниговскую губернию по делам  Министерства  внутренних дел, где служил.
 
НО, судьба уж расчертила  линии, отметив  точку пересечения со своею суженой!

…В ритме двигающегося  поезда с акцентами на стыке рельс, зазвучала мелодия  потешки - дразнилки, что  распевали  друзья в детстве:
«У Надюшки под  подушкой, лежит  сладкая  ватрушка»!

Нет, ОНА не сердилась на них,- единственная  девочка в ватаге сверстников. ЕЙ интересен был  тот худенький мальчик с умными глазами, что избегал шумных игр, уединялся в дальнем уголке сада с книгой, тетрадкой, в которую  что – то записывал.

"Гармония доступна в покое.
К покою ведёт одиночество.
Одиночество зреет в изгое.
Изгойство - есть стимул для творчества".

  В 12 лет Константин (третий ребёнок в семье)  потеряет маму, скорбя и помня до последних минут своей жизни о той,что вложила так много ЗНАНИЙ и ЛЮБВИ.
...Зачислят сразу в третий класс гимназии, которую  успешно закончит и уедет в столицу. Поступив на юридический факультет Московского университета,  слушает лекции талантливых преподавателей: профессора истории Тимофея Николаевича Грановского и профессора философии государства и права Петра Григорьевича Редкина, - которые оказали влияние на выбор занятием педагогикой.

Пойдёт  своей дорогой, на которой  встретит  так  много настоящих патриотов – реформаторов, радеющих за  процветание России.

Блестящее окончание университетского курса позволит Ушинскому остаться в стенах и готовиться к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов  помимо философии и юриспруденции войдёт  литература, театр, вопросы, что волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, - пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

В стенах Гатчинского  сиротского  института, Ушинский обнаружит архив инспектора Е.О.Гугеля, в котором  найдёт «полное собрание педагогических книг». Под влиянием идей, полученных от прочтения, напишет одну из лучших статей по педагогике «О пользе педагогической литературы».
Успех публикации откроет настежь двери «Журнала для Воспитания» для молодого ученого,где освещает взгляды на воспитание и образование в России.

(Даст свои плоды, - воспитательные системы в России два столетия будут строиться на фундаментальных трудах Ушинского,выводя нашу педагогику на мировой, ВЫСШИЙ  уровень.
…Позднее последует смута 90-х, «реформа» фашиста, людоеда #cоросашороша с его засланными  казачками, книгами, миллионами, проходимцами и  предателями колонны №5, пытавшимися  уничтожить изнутри всё РУССКОЕ).

НЕ  ВЫШЛО… Шагаем  ВПЕРЁД, отряхивая с душ наносную грязь,которой ПОЗВОЛИЛИ себя замарать, добровольно.

…"Мы знаем Ушинского не только как реформатора русской школы и основоположника научной педагогики в России. Для нас он и национальный воспитатель, и народный педагог, и педагог-гражданин. Фактически он наш педагогический современник", — заявила ректор Луганского государственного педагогического университета, депутат Народного совета ЛНР Жанна Марфина.

Как подчеркнули участники конференции, одни из важнейших заветов великого педагога — избегать морализаторства, давая детям возможность обдумать проблему САМИМ и прийти к правильному ВЫВОДУ.

Проведя ПЯТЬ лет в Европе,Ушинский  понял, что ЗАИМСТВОВАНИЕ воспитательных систем другого народа НЕВОЗМОЖНО,по мнению экспертов, во многом верно и СЕГОДНЯ.

"Мировоззрение ЕГО отличалось особенной широтой взглядов и стремлением к познанию сущности общественных явлений.
Одним из первых соединил педагогику с социально-политическим состоянием России", — подчеркнул главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО Михаил Богуславский.

Пробил  час, переоценка  ценностей  СОСТОЯЛАСЬ!



…Глядя на пейзажи  за окном, вдруг нахлынуло  нежное  воспоминание о той  девочке, ВСЁпонимающей Надежде!

Помнит  ли ОНА друга детства, иль  замужем давно?
С той сладкой негой и уснул,проснувшись в опустевшем вагоне поезда на Черниговской земле.

…Богом в маковку поцелованный, за руку ведОмый ИМ к алтарю со  своей  НАДЕЖДОЙ(происходившей из древнего казацкого рода Дорошенко небольшого городка Новгород-Северского, недалеко от Одессы, где прошли детские и юношеские годы Константина).


«Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту стать лицом к лицу с своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями, никакою привычкою, — только тот способен ИДТИ по дороге самоусовершенствования и ВЕСТИ по ней ДРУГИХ».


"Свет вечной Истины пронизывает тьму,
Чтоб душам Путь к Любви высокой указать.
Какое счастье - быть влюблённым самому!
Какое благоденствие - любимым стать!

Сердца, друг друга познавая и любя,
Плетут из Вечности связующую нить.
Какое благолепие - ласкать тебя!
Какое наслаждение - желанным быть"!


Автор  ПОЭЗИИ: Валерий  СТАРОСТИН
https://stihi.ru/2023/02/08/7384
https://stihi.ru/2023/01/30/7243
https://stihi.ru/2023/03/11/7679

К 200-летию со ДНЯ  РОЖДЕНИЯ основателя мировой сравнительной педагогики,
Константина  Дмитриевича  УШИНСКОГО, оставившего для нас 11 томов знаний, любви  и расчерченных линий  перспективы  развития РОСИИ, движения вперёд.

...«Сделать как можно больше пользы моему Отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все мои способности»!  (К.Д. Ушинский)


ПОСТСКРИПТУМ:
"Замечательное эссе, посвящённое Константину Дмитриевичу Ушинскому -
русскому педагогу, писателю, основоположнику научной педагогики в России.
Плодом интеллектуального труда всей его жизни стала полноценная педагогическая система, о которой он говорил так:
«Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека».

СПАСИБО, уважаемая Надежда, за прекрасную публицистическую работу
и за обращение к авторской лирике!!

С искренней признательностью и теплом созвучной души,
Валерий (Чёрный Водолей)"".

Валерий Старостин   15.03.2023 22:48


PS:

БЛАГОдарю за соЗВУЧИЕ СОАВТОРА,животрепещущие росчерки пера от великого реформатора,словно яркие полотна, написанные смелой, талантливой рукой ГЕНИЯ, - адресованные НАШЕМУ читателю, уважаемый ВАЛЕРИЙ!

"Такие-то люди и двигают вперед общественное дело; они оживляют то, что до них замирало; они указывают другим дорогу; они вызывают новые силы для деятельности"- резюмировал деятельность коллеги УШИНСКОГО Владимир Яковлевич Стоюнин, теоретик -педагог,преподаватель русского языка и словесности.

"Его педагогика не есть отвлеченная, схоластическая наука, процветающая в монастырских стенах, создаваемая в тиши кабинетов, сторонящаяся от жизни и общественных движений; напротив, это есть живая общественная наука, идущая рука об руку с развитием общественного сознания" - с придыханием говорил о бесценных знаниях УШИНСКОГО Пётр Фёдорович Каптерев, педагог, основоположник отечественной педагогической психологии.

«Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор» -

восхищался Лев Никола;евич Модзале;вский — русский педагог, детский писатель и поэт, соавтор классической хрестоматии К. Д. Ушинского «Родное слово».


ВЫ правы,уважаемый  ВАЛЕРИЙ, имя Константина Дмитриевича Ушинского занимает особое место в генетической памяти РУССКОГО МИРА: по глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения;
формирования нравственных убеждений;
по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли.

По степени научной обоснованности его концепция НЕ имеет себе равных и СЕГОДНЯ!!!

Включаю ВАШИ изыски в текст, отправляя в тираж, Читателю на заметку.

Искренне, с признательностью и теплом сотворческой души.


Надежда  Зернова