Странный турнир

Роман Лысак
 В общем-то Анатолий Ефремович не то, чтобы очень хотел участвовать в этом турнире, но отказать было неудобно. Он согласился на это по просьбе зятя, точнее-ради дочери, своей "душинечаемой" Катюши. И хотя Олег, зять, просил его о чём-либо нечасто, всегда просьбы были довольно странные. То он зачем-то попросил Анатолия Ефремовича принять в дар свой старый автомобиль, причём документально, то настоял на установке второй входной двери. А в этот раз Олег уговорил Анатолия Ефремовича
 провести у них на работе сеанс одновременной игры в шашки. А так как Анатолий Ефремович действительно был некоторой величиной в этой категории и даже однажды в молодости стал чемпионом города, то такая просьба Олега в этот раз вполне могла сойти за уместную. Сам Олег, правда, никогда шашек в руках не держал. Скорее, наверное, проявил инициативу в проведении отчётного мероприятия у себя в цеху. Ну да ведь это было и неважно. Просто Анатолий Ефремович очень любил и хотел во всём помочь своей единственной дочке, которая хотя уже и выросла, и вышла замуж, оставалась для него маленьким наивным ребёнком.
 -Хорошо,- думал он,- я пойду навстречу Олегу, проведу образцовый турнир, тряхну стариной. Олег останется доволен, тогда будет приятно и Катюше.. В конце концов мне тоже надо разнообразить свой быт, а то что-то я стал тяжёлым на подъём.


  В назначенный субботний день, к назначенному часу, в своём любимом сером костюме, при галстуке и чисто выбритый Анатолий Ефремович отправился на турнир. По пути он освежал в памяти детали премудрых шашечных комбинаций, прикидывал в уме степень серьёзности
предстоящих баталий.
-Нет,- приходил он к выводу,- это не должно быть долгим и кропотливым, не тот уровень.. Может, конечно, среди работяг есть и талантливые единицы, но вряд ли  талантливые слишком.
  За этими размышлениями, будучи в некоторой рассеянности, Анатолий Ефремович прибыл к месту работы зятя. Тот встретил его у проходной, долго и усердно благодарил за отклик.
 -Анатолий Ефремович, очень благодарен вам, что согласились поучаствовать,-Одновременно Олег услужливо открывал многочисленные двери длинного коридора.
 -Ну что вы, Олег,-отговаривался в тон Олегу Анатолий Ефремович,-мне, старику лестно, что мои прежние заслуги ещё помнят.
 -Ну конечно, конечно помним.. Мне Катя рассказывала, что вы настоящий гроссмейстер по шахматам. Вы у нас..
 -Вы хотели сказать "по шашкам",-смеясь, поправил  Анатолий Ефремович.
 -Ну да, ну да, по шашкам,-виновато поправился Олег,-конечно по шашкам. Извините.. Вот наших доморощенных шашкистов подучите.
 -Шашистов.
 -Ну да, шашистов, верно.
 -А что у вас за турнир такой и почему?-поинтересовался Анатолий Ефремович.
 -Да у нас, видите, как бы, ещё, кроме работы, досуговый центр организован.. Вот вы нас очень выручаете.. многому нас научите. Вот
сюда, налево ,прямо,  пришли,- Олег и Анатолий Ефремович остановились у массивной железной двери. Перед входом на стене висел пёстрый плакат с анонсом турнира. Анатолий Ефремович хотел повнимательней прочесть его, но пока доставал очки, пока искал платок, чтобы протереть их, Олег уже отворил дверь и объявил :
 -Прошу любить и жаловать - наш почётный гроссмейстер, Анатолий Ефремович!
 Почти сразу послышались рукоплескания. Анатолий Ефремович немного замешкался, поспешно водрузил очки на нос и, не желая затягивать неловкую минуту, вошёл в цех.
 В свободной части цеха были расставлены в ряд восемь столиков с игровыми досками и шашками, за каждым из которых сидел участник турнира. Отдельно для Анатолия Ефремовича был установлен столик с минеральной водой, стаканом, но без шашек. Кроме того, по сторонам расположилось около дюжины зрителей.
 -Однако церемония!-удивился про себя Анатолий Ефремович.
 Когда аплодисменты затихли, он невольно ощутил былую взволнованность и торжественность момента. Лет тридцать пять назад он испытывал нечто подобное.
 -Приветствую участников турнира и зрителей,-слегка смущённо произнёс Анатолий Ефремович,- и благодарю организаторов этого мероприятия за оказанную мне честь  принять участие в состязании.
 Снова раздались аплодисменты. Затем из числа зрителей выдвинулся представительный мужчина средних лет, подошёл к Анатолию Ефремовичу, пожал ему руку и объявил :
 -Рады видеть вас на нашем скромном состязании. С нетерпением ожидали вашего визита. И, теперь, когда все в сборе и если нет возражений, то предлагаю считать турнир открытым. На всякий случай напоминаю регламент : играем без времени, отказываться от взятия фигуры нельзя, хозяева играют белыми. В случае необходимости можно устроить перерыв.
 -Итак, возражений нет?-обратился ведущий ко всем участникам после паузы.-Тогда начинаем.
 Анатолий Ефремович подошёл к столикам, поздоровался отдельно с каждым игроком и, потерев ладони, сказал, скорее себе, чем другим :
 -Ну-с, приступим.
  Мгновенно после этого все восемь соперников как по команде двинули свои первые шашки в бой. Пятеро сделали ходы в угол и трое в центр. Анатолий Ефремович окинул все восемь ходов: "Молодёжь, похоже, клонит к "дебютному колу" и "игре по уголкам". Ладно".
 Он подошёл к первому столику слева-направо и, вступив в игру, ответил так : пятерым любителям застолбить уголок преподнёс сюрприз-выставил встречный размен; двоим центральным закинул "жертву Кукуева", а оставшемуся центральному всё же позволил устанавливать "кол". "Пусть порезвится".
 Далее последовало.. Вы знаете, для Анатолия Ефремовича этот момент начала, начальный момент предвкушения поединка был особенным. Здесь уже можно было включать реализацию своих особенно любимых приёмов, погружаясь в увлекательный мир шашечных баталий. Какая-то особая сладость заключалась в этом моменте, когда ещё толком  ничего не ясно, но все уже оттолкнулись от стартовой отметки.
 "Эх, жаль, что без часов, без лимита,-подумалось Анатолию Ефремовичу,-ведь это тоже есть важный элемент игры - пульс поединка"..
 Но, несмотря на отсутствие часов, все оппоненты тут же выполнили свои ходы: пятеро, естественно, следуя правилам игры, взяли выдвинутые чёрные шашки, двое центровых выставили ожидаемый "тычок", и последний.. а вот последний-удивил, поставил под размен вовсе не ту шашку.
 "Эх! Зачем же ты сломал "кол",- с досадой на соперника мысленно воскликнул Анатолий Ефремович.- Разрушил стройную комбинацию!...Видно, совсем неумелый игрок".
 Вторым ходом гроссмейстер утилизировал по шашке соперника. И хотя восемь взятий сходу было блестящим оборотом, всё же последняя шашка, того самого, неумелого игрока слегка огорчила  Анатолия Ефремовича, словно один из музыкантов в оркестре взял фальшивую ноту.
 "Сейчас, вероятно, пятеро "уголочников" призадумаются, -рассудил  Анатолий Ефремович,-а я, пожалуй, попью минералки". Но, к его удивлению, все пятеро довольно лихо предложили одинаковые размены.
 "Хм.., но ведь это не совсем выгодно,-несколько озадаченно подумал  Анатолий Ефремович,- тем более новичкам.. Странно, странно..
 Тут уж явная какофония "
 Оставшиеся трое, следуя правилу, взяли у гроссмейстера по одной шашке.
-Ну ладно, воля ваша,- пробормотал про себя Анатолий Ефремович и с неохотой усёк армии "уголочников" на одну шашку. Ещё у двоих гроссмейстер изъял по шашке по "сценарию Кукуева", а последнему, тому самому-неумелому, задал очень простую угрозу на две шашки. После этого он всё же подошёл к отдельному столику, налил себе минералки и, размышляя над игрой, отпил воды.
"Разлад какой-то. Абсолютная какофония.. После оплошности одного, ещё пятеро ходят опрометчиво...и, главное, одинаково.. кто их так учил? "
 Анатолий Ефремович протёр очки, а когда вернул их на место, то увидел на себе ожидающие взгляды оппонентов и зрителей.
 "Вот скороходы-то",-усмехнулся про себя он и, всё же с любопытством "как там они сходили", поспешил к столикам.
 -Ну-с, молодые люди, вы прямо-таки как компьютеры, без размышлений,-Анатолий Ефремович шуткой попытался скрыть своё любопытство.
 Двое из игроков переглянулись, а один смущённо улыбаясь, пожал плечами :
 -Да, в общем, тут всё стандартно..
  Взглянув на доски, Анатолий Ефремович увидел, что за исключением двух затянутых в петлю Кукуева соперников, шестеро походили КРАЙНЕ неудачно : пятеро "уголочников" явно оголили свой и без того слабый фланг, а "неумелый" прозевал угрозу потери двух шашек.
 "Чудят ребята...или совсем новички.. наверное надо попроще играть"-снова усмехнулся про себя маэстро, а вслух сказал :
 -Неплохо, неплохо друзья мои. Только уж не торопитесь, игра это ведь тоже удовольствие, я бы даже сказал эстетическое наслаждение.
 Этими словами Анатолий Ефремович хотел и создать паузу, и подбодрить явно неудачно игравших соперников, и, в то же время, раскрыть этим молодым людям то изысканное чувство от игры, которым, по его мнению, должен обладать каждый настоящий любитель шашек.
 -Хорошие слова,-отозвался ведущий. Зрители одобрительно закивали. Даже Олег, который уже успел уснуть, привалившись к стене, тут же открыл глаза и усиленно изобразил внимание и благоговение. Это немного отвлекло и развеселило Анатолия Ефремовича, который хорошо знал особенность зятя спать везде, где только можно.
 -Однако, к игре,- подытожил Анатолий Ефремович.-Всё ещё только начинается.
 -Что-о ж,-побарабанил он по столу пальцами, обдумывая на ходу более щадящие ходы для шестерых, а, через ход, и ещё для двоих.
  Намеренно неспеша пройдя вдоль фронта, Анатолий Ефремович предложил пятерым "уголочникам" выгодный размен, способный помочь им выровнять фланги, а "неумелому" освободил клетку для очень хорошего хода. Сейчас Анатолий Ефремович совершенно отчётливо понимал
уровень игроков. И хотя, строго говоря, число обмененных шашек у гроссмейстера и семерых его оппонентов было ещё одинаково, было очевидно что шансов даже на тень выигрыша у них нет. Тактически все соперники уже были повержены.
Поэтому, в сложившейся ситуации, Анатолий Ефремович хотел лишь помочь соперникам изобразить маломальски достойную игру.
 -Знаете что, уважаемые друзья,-решительно произнёс он.-Давайте всё же сделаем небольшой перерыв.
 -Ну что ж, это можно,-согласился ведущий и, обращаясь ко всем, добавил :
 -Объявляется тайм-аут.
 Как оказалось, пауза была объявлена вовремя,- игроки потянулись, попили минералки, обменялись впечатлениями. Некоторые зрители, заговорщицки понизив тон, давали советы игрокам. Анатолий Ефремович отошёл к отдельному столику, снова налил немного минералки. Пить он не хотел и, конечно, пауза ЕМУ была не нужна. Просто он надеялся что его оппоненты увидят свои явные промахи и, воспользовавшись уступкой, попытаются исправить положение.
 "Ведь это, в конце концов, и есть игра, а не "отбывание номера",-думалось Анатолию Ефремовичу.- В осмыслении, в непрерывном поиске и заключается прелесть шашек.
 -Анатолий Ефремович,-подошёл Олег,-водички, водички попить,-Он почти насильно стал наливать до краёв ещё не опустевший стакан тестя.
 -Ну что вы, Олег. Нет-нет, для меня это много.
 -Немножко хотя бы.. вам для бодрости.. просто необходимо.
 -Ну хорошо, чуть-чуть.
 -Хорошо вы играете, нашим полезно поучиться,-как обычно-излишне церемонно, увещевал Олег.-Вот очень.. здорово.
 Анатолий Ефремович конечно понимал, что Олег не разбирается в шашках, и что говорит ТАК по всегдашней привычке хвалить, но отвечал всё же в тон :
 -Ну что вы, что вы. Ваши ребята, в общем молодцы. Да ещё и не финиш. Может, зададут мне, старику, задачку.
 -Да ну что вы! Они и так рады, что вы нас посетили.
 -Ладно-ладно,- вернул стаканчик Анатолий Ефремович,-спасибо, Олег, пора на второй тайм.


  Игра возобновилась, и белые сделали свои ходы. На пяти досках произошёл размен, на двух-оппоненты совершенно наивно втянулись в "ловушку Кукуева", а неумелый игрок будто игнорировал свою выгоду. Ещё по одному ходу-и снова белые погрязают в болото бесперспективности.
 А ещё через два хода Анатолий Ефремович так же отчётливо, как и прежде, осознал что удивительно неумелая игра соперников носит единый и систематизированный характер.
 "Что-то тут не то,- снова недоумевал он.- Тут одно из двух: или они первый, максимум второй, раз играют в шашки; или они нарочно не хотят сопротивляться, играть, просто проводят мероприятие "для галочки". И первый, и второй вариант были непонятны и неприятны Анатолию Ефремовичу. Продолжая всё-таки, скорее по инерции, машинально играть, он внимательно вглядывался в каждого из оппонентов. Нет, никаких признаков беспокойства, озадаченности или досады не читалось в их лицах. Скорее наоборот, они были даже как будто довольны. С большой охотой шли на размен.
 -В конце концов пусть, никакой симфонии уже не будет, - подумал Анатолий Ефремович,-может быть они ориентируются на не столь уж критичную разницу во взятых шашках. Моё преимущество в одну-две шашки их, видимо, не расстраивает. Вероятно это и есть их план-
проиграть не вчистую. .Жаль, конечно, что симфонии игры не вышло. Все красивые комбинации полностью даже не потребовались..Ну что ж, такова их стезя.. Урежем марш.
 И, рассудив так, Анатолий Ефремович в течение недолгого времени, соблюдая впрочем минимальный перевес во взятых шашках, методично разделался с семью игроками.
 Каждый из семи выбывших выглядел приятно удивлённым и с какой-то непонятной для гроссмейстера особенной благодарностью пожимал ему руку. Зрители аплодировали, но Анатолий Ефремович жестами переадресовывал почести выбывшим.
 И лишь восьмого игрока, когда тот обозначил шашечную логику, пусть и прерывистую, Анатолий Ефремович с великим трудом подвёл к ничьей.
 -Предлагаю ничью, молодой человек,- предложил приветливо он.
 Последний участник выдохнул и, ещё несколько секунд обозревая партию, согласился и протянул руку гроссмейстеру. После этого прозвучала настоящая овация. Аплодировали долго и громко. Анатолию Ефремовичу стало неловко и он, дождавшись затишья, взял слово. Желая ободрить участников одновременной игры, он произнёс :
 -Благодарю вас, друзья мои, за оказанное вами доверие. Играть с вами было интересно. Я надеюсь, вы не сердитесь на меня, что я позволил себе некоторую хитрость, но такая уж у меня школа, уж простите.
 Цех снова огласился овацией, а ведущий взял ответное слово :
 -Поблагодарим и мы, в свою очередь, уважаемого Анатолия Ефремовича за то, что откликнулся на наши начинания. Отдельное спасибо за снисхождение к нашим начинающим игрокам. Пожелаем вам здоровья, новых высот в городских турнирах и, если это будет возможным, снова заглянуть к нам в обозримом будущем.
 -Непременно,-пообещал Анатолий Ефремович.
 -Только уж, чур, не поддаваться..,-прозвучали голоса игроков,- играть в полную силу.. не жалейте нас.
 -Хорошо-хорошо, друзья мои, я учту это. И буду ждать предложений.
 -Спасибо вам. Всего доброго,-снова отозвалась многоголосица.
  Турнир был окончен и  Анатолий Ефремович, сопровождаемый Олегом, покинули цех. Ещё не сняв очки, он снова увидел плакат с анонсом турнира. Теперь, на прощание, скорее машинально, чем из любопытства  Анатолий Ефремович прочёл : " Внимание! Сегодня 11 апреля
состоится турнир нашего предприятия по обратным шашкам!" Кроме того, плакат был украшен рисунком Знайки перед шашечной доской.
 Прочитав предпоследнее слово,  Анатолий Ефремович прямо-таки остолбенел.
 "Как? Это были поддавки!?.."
 И вот теперь-то в сознании гроссмейстера всё произошедшее стало логичным и закономерным. Всё заняло свои места. Даже та короткая мысль о систематичности неудачных ходов всех оппонентов сейчас стала понятной.
 "Ну конечно! Они и играли в поддавки!..Ну и конфуз!.. Ах я старый башмак!.. А Олег?.. Да он просто не разбирается в этом.."