Поэт в России

Григорий Рейнгольд
Поэт в России
(из сборника "Весеннее солнышко)

Поэт в России – больше, чем поэт, как написал Е. Евтушенко. Это действительно так. Многие годы, десятилетия и века народ, по крайней мере, его образованная часть, именно от поэтов ждал настоящего слова о стране, о её народе, о мире, о прошлом, настоящем и грядущем...
Ибо больше ждать было не от кого. Не положено, да и не принято было простым смертным рассуждать о таких высоких материях. Да и небезопасно. Длинный язык мог до каторги довести.
А поэту можно, он больше, чем поэт. Поэзия, это нечто большее, чем просто изящная словесность.
Поэт – больше, чем поэт. И прозаик – больше, чем прозаик. И критик – больше, чем критик. И драматург – больше, чем драматург. И режиссер – больше, чем режиссёр. И даже артист – больше, чем артист. Так повелось у нас в России.
Они – властители дум, пророки.
Радищев, Фонвизин, Крылов, Карамзин, Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Некрасов, Тургенев, Достоевский, А.К. Толстой, Лесков, Островский, Л.Н. Толстой, Чехов…
И в советские времена такое отношение к поэтам (а также к прозаикам, драматургам, артистам и пр.) сохранилось. Особенно, в постсталинский период. Они собирали огромные залы. Народ внимал их словам, ища в них ответы на жгучие вопросы. Ждал от них не официоза, а «правды, которая не газета».
В их словах искали скрытый смысл, пытались что-то прочесть между строк, так как в те времена не каждое лыко было в строку. Кто-то пытался разглядеть фигу в их кармане. Ведь порой, и пророкам приходилось переходить на эзопов язык. Время такое было.
Поэты Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Станислав Куняев, Юлия Друнина, Николай Тряпкин...  Я специально упомянул тут поэтов разных направлений.
Высоцкий, Окуджава, Визбор и прочие барды.
Прозаики Виктор Астафьев и Валентин Распутин. Драматург Александр Вампилов.
Артист-сатирик Аркадий Райкин. Когда он выступал по телевизору, люди срочно бросали все дела и слушали.
А потом началась гласность, и эти властители дум несколько померкли. Сильно померкли!
Настали иные времена, и теперь каждый мог сказать всё, что думает, для этого и поэтом не обязательно быть. И стал поэт в России просто поэт. Ничуть не больше. А то и меньше. Гораздо меньше! Пошла просто изящная словесность, а порой и совсем неизящная. Искусство превратилось в доходный шоу-бизнес…
Но вот, о чём подумалось, не так положение поэтов и безнадёжно. История ещё даст им новый шанс сказать настоящее слово!