Слово в песне
(фельетон)
Как вы думаете, уважаемые коллеги: в какой-нибудь другой стране, кроме СССР (ранее) или России (а, возможно, и стран постсоветского пространства - бывших республик) существует такое понятие, как поэт-песенник? Мне, почему-то, кажется, что ответ на этот вопрос скорее отрицательный. Но мы всегда шли своим путём - и в этом тоже.
Итак, есть поэты, а есть поэты-песенники. Чем первые отличаются от вторых? Наверное, всё-таки, не только тем, что к стихам первых требования в целом выше, но и тем, что, как правило, они этим требованиям соответствуют (конечно, и там не бывает без исключений, свидетельством чему являются например, блестящие пародии нашего мэтра Сан Саныча Иванова на стихи целого ряда маститых поэтов). А вот к поэтам-песенникам требования у любителей эстрады значительно ниже. И удачные тексты песен (как, например, в песне «Остров тысячи поцелуев»; автор стихов - Татьяна Назарова) воспринимаются, как эксклюзив.
Сегодня я попробую разобрать откровенные (и менее откровенные) «ляпы» в ряде известных песен. Характер этих «ляпов» разный, но тем не менее…
Начну, пожалуй, с парочки ранних песен, ставших уже далёкой историей. Итак.
1.«Тучи над городом встали». Автор стихов - Павел Арманд (племянник известной Инессы Арманд), исполнитель - Марк Бернес.
В одном куплете поётся «Кто ты - тебя я не знаю, но наша любовь впереди» И вдруг в последнем куплете: «Подойди же, друг мой милый, поцелуй меня в уста» Учитывая культивируемую в советском обществе высокую нравственность, как-то трудно представить призыв вот к этому поцелую при том, что адресат герою пока не известен.
2.«Опять плывут куда-то корабли». Автор стихов - Инна Кашежева, исполнительница - Анна Герман.
Здесь сразу поражает начало песни, над которым (как создаётся впечатление) никто не задумывался, включая большинство слушателей:
«Кораблям не спится в порту,
им снятся морЯ, им снятся ветрА...»
Спрашивается: если кораблям НЕ СПИТСЯ, то как им что-то может СНИТЬСЯ?
«Прыгнем» немного современнее.
3.«Твои глаза». Автор стихов (предположительно; более точные сведения я не нашёл) и исполнитель - Владимир Маркин.
Вот что есть в тексте:
«Хочу спокойно спать,
хочу всегда ласкать твои глаза...»
Как-то эти два действия не очень совместимы - что справедливо заметил на одном из своих концертов Михаил Задорнов.
4.«Выйду замуж за еврея». Автор русского текста, к сожалению, не найден, исполнительница - Лолита.
Вот что там есть:
«Любовь приходит, одурманит и уходит,
и нет печальнее возлюбленной жены».
По смыслу, конечно, должно быть «влюблённой», потому что у слова «возлюбленной» совсем другой смысл. Но - чего не сделаешь ради «вставления» в «прокрустово ложе размера»?!
5.«Магнолии Монако». Автор стихов - Мила Малинина, исполнительница - Лайма Вайкуле.
Читаем (слышим):
«По узким улицам петляя, казалось мне, что я влюбилась»
Перефразируя дедушку Крылова, хочется сказать: «Уж сколько раз твердили миру, что надо с уважением относиться к деепричастным оборотам». Но бесполезно. Вот и появляются такие оборотцы-уродцы, как две капли воды похожие на классическое «Проходя по мосту, с меня слетела шляпа».
6.«Золотые купола». Автор стихов - Любовь Воропаева, исполнитель - Женя Белоусов.
Пожалуй, чтобы понять нижеследующий кусок текста, без дешифратора не обойтись.
Вот он:
«И я смотрел, как ты спала, на золотые купола
и думал: «Боже, до чего они прекрасны!»»
Куда же, всё-таки, смотрел герой - на золотые купола или смотрел, как девушка спала? Загадка. А если третий вариант - «Спала на золотые купола»? Нет - вообще какая-то ересь получается.
Иногда в действиях героев наблюдается какое-то полное рассогласование во времени - о чём следующие два примера.
7.«Лиза». Автор и исполнитель - Андрей Губин.
Вот что в одном месте песни:
«Побудь со мной хотя б ещё немного, Лиза».
А вот что в другом:
«Лиза, сегодня между нами морЯ»
Где же, всё-таки, находится любимая - пока ещё с героем или между ними уже морЯ-окиЯны?
8.Ещё один такой же случай: песня «Багамы, мама». Русский текст - С.Харин, исполнитель - группа «Балаган Лимитед».
Читаем:
«Я на Багамах побывала в позапрошлый год».
И чуть дальше:
«Вези меня обратно, капитан».
Так когда героиня была в этом экзотическом уголке - в позапрошлом году или прямо сейчас (раз просит капитана везти её обратно) ? Вопросы, вопросы…
Иногда нечто несусветное выдают в песнях даже маститые поэты. Вот несколько примеров.
9.«За того парня». Автор стихов - Роберт Рождественский, исполнители - Лев Лещенко, ансамбль «Самоцветы» и другие.
И вот вам припев:
«А степная трава пахнет горечью,
молодые ветрА зеленЫ.
Просыпаемся мы - и грохочет над полночью
то ли гроза, то ли эхо прошедшей войны».
Вот интересно: найдётся ли какой-нибудь толкователь, который объяснит мне смысл второй строки этого фрагмента? Какое отношение зелёные молодые ветрА имеют к тексту песни? С какого боку, как говорится, они здесь?
10.«Вальс при свечах». Автор стихов - Андрей Вознесенский, исполнительница - Лариса Мондрус.
И вот что там есть:
«Носили свитера. Гусары пили джин.
Имели кивера, но не имели джинс.»
Ну, «джинс» вместо правильного «джинсов» - ещё куда ни шло. Мне в одном стихотворении ради рифмы тоже пришлось пойти на это сокращение. Но при чём тут свитерА? Кто их носил и какая связь с гусарами?
Но всех превзошёл ещё один мэтр.
11.«Жил-был я». Автор стихов - Семён Кирсанов, исполнитель - Александр Градский.
Здесь можно «препарировать» весь текст. Итак.
«Шторм бил в мол.
Молод был и мил».
Кто был молод и мил? То ли шторм, то ли мол… Как пелось в другой старой песне, «догадайся, мол, сама».
«Гас, как газ (?)
город опустелый,
взгляд без глаз,
окна без стекла».
Здесь даже трудно комментировать. Почему «гас», а не «гаснул»? Я так понимаю: не лезло в размер. Но что побудило поэта сравнивать город с газом? И почему взгляд без глаз? Кошмар кошмарический!
Наконец, «вишенка на торте»:
«Сон - как мох
в древних колоннадах» (?!)
Ничего не могу сказать, кроме как похвалить автора за потрясающее абстрактное мышление.
Следующий пример. В целом - великолепная песня и по музыке, и по стихам. Но вот в последние вкрался «грешок».
12.«Америка - разлучница». Автор стихов - Игорь Демарин, исполнительница - Ирина Шведова.
И вот что я «откопал» в припеве:
«Хочу ТЕБЯ забыть, да, видно, не получится,
сплетаются в годА моей печали дни.
Я отдала ТЕБЕ, Америка - разлучница,
того, кого люблю. Храни его, храни».
Не зря я родственные слова выделил капслоком. Практически через запятую героиня обращается в своей фразе и к любимому, и к Америке, поскольку и он, и Америка - во втором лице. Между тем как, стоило только поменять слова на «хочу ЕГО забыть» - и всё встало бы на свои места.
13.«Письма лета». Автор стихов - Александр Шаганов, исполнители - группа «Иванушки Интернейшинел».
«Листья - это письма лета,
что остались без ответа,
что летят без адресата
в никуда-то, в никуда-то».
Вот это «никуда-то» - просто ноу-хау в русском языке. Иначе бы «адресата» осталось без рифмы. Но «пипл хавает».
А теперь я плавно перехожу к популярнейшему автору и исполнителю Олегу Газманову. И очень соблазнительно привести здесь хотя бы три примера (оговорюсь, что более позднее творчество Олега по сравнению с его «эскадронным» периодом мне нравится гораздо больше).
14.«Свежий ветер». Ну, насчёт авторства вы поняли.
Вот припев:
«Полем, полем, полем свежий ветер пролетал.
Полем свежий ветер - я давно о нём мечтал.
Полем, полем, полем свежий ветер пролетел.
Полем свежий ветер - я давно его хотел»
Ещё одно ноу-хау - использование одного и того же глагола то в несовершенном, то в совершенном виде (пролетал - пролетел). Поэты, возьмите это на вооружение! Сколько соблазнов - «чистил - почистил», «моргал - моргнул», «переходил - перешёл» и т. д. Ну и «чудо-рифмы», конечно.
15.«Морячка»
Тоже поговорим о припеве.
«Ты - морячка, я - моряк,
ты - рыбачка, я - рыбак,
ты - на суше, я - на море,
мы не встретимся никак».
Всё бы ничего,- и даже можно было бы простить автору примитивность текста, но что это за сухопутная морячка-рыбачка? Где она плавает - на кухне? И где она ловит рыбу - в кастрюле?
Ну и, наконец, песня - зачинатель стиля.
16.«Эскадрон»
Почему-то для разбора попадаются именно припевы. И здесь - не исключение.
«Мои мысли — мои скакуны,
словно искры, зажгут эту ночь,
обгоняя в безумии ветров хмельных
эскадрон моих мыслей шальных».
Если я правильно понимаю текст, то мысли у героя - настолько шальные, что они обгоняют сами себя.
А теперь я вернусь по хронологии назад и затрону в качестве примеров две революционные песни.
Конечно, много песен было посвящено подвигам красноармейцев на фронтах гражданской войны. Но, судя по нижеприведённым текстам, они обладали какой-то сверчеловеческой стойкостью организма и, практически перейдя в «другое измерение» умудрялись ещё произносить какие-то слова.
17.«За фабричной заставой». Автор стихов - Евгений Долматовский, исполнитель - Владимир Трошин.
Читаем (или слышим):
«И, порубанный саблей,
он на землю упал,
кровь ей отдал ДО КАПЛИ,
на прощанье сказал:
«Умираю, но скоро
наше солнце взойдёт...»
Уважаемые читатели! Кто-нибудь из вас, отдав кровь до капли, смог бы ещё что-то вещать «на прощанье»? И, кстати, кому обращение адресовано?
18.«Там, вдали за рекой». Автор стихов - Николай Кооль, исполнители - Елена Ваенга и другие.
Здесь ещё «круче», поскольку пуля попала в сердце:
«...И боец молодой вдруг поник головой
- комсомольское сердце пробито.
Он упал возле ног вороного коня
и закрыл свои карие очи.
«Ты, конёк вороной, передай, дорогой,
что я честно погиб за рабочих»».
То, что куры иногда могут бегать без отрубленной головы, я не только слыхал, но и сам видел. Но, чтобы человек с пробитым сердцем мог ещё сказать последнее слово своему коню! Как сказал бы К.С.Станиславский, «Не верю».
И напоследок. На рубеже 60-х и 70-х была такая песня, которая называлась «Тару-рам». И в ней были такие слова:
«Просто, всё, что мы доверяем мечтам,
означает «тару-рам».
Как это вписывается в данный «материал»! Сколько таких «Тару-рамов» сочиняется и продолжает сочиняться! Поистине - нет предела для совершенства.