Аквариум

Федоров Александр Георгиевич
    Как-то в детстве, лет в четырнадцать, мне попала в руки книга Ф.М.Полканова ПОДВОДНЫЙ МИР В КОМНАТЕ.Может и сейчас она где-то стоит на моих книжных полках или в шкафу.
    И вот загорелся я устроить такой же аквариум себе – целыми днями лежал на    бабушкином огромном сундуке,  прикидывал, сколько и каких рыбок заведу, высчитывал объём аквариум исходя из этого (есть норма объема воды на каждую рыбку). В то время (где-то конец 50-х или начало 60-х годов) в Ершове, заштатном поселке в глубине Саратовского Заволжья,   не было вообще аквариумов. От слова вообще.
    Аквариум мне достался от родительских знакомых в Саратове по оказии, там же на Сенном – тогда это был настоящий сенной рынок с всякими дополнительными прибамбасами, я с мамой купил рыбок – Данио Рерио, гуппешек, ситцевых и вуалевых; всяких иных живородящих, голубых гурами. Купили мы и водные растения – ленточную валлиснерию, пушистый перестолистник, стройную кабомбу, курчавую элодею, водяной папоротник цератоптерис и другие. Приобрели  мы и живородящих улиток - спиральную катушку и красную физу.    
     Сначала я сам решил сделать аквариум, да не смог собрать сделанный мною жестяной каркас. Ни клепкой, ни паяльником. Было это зимой, в нашей летней кухне в Ершове, где я старательно, высунув язык от напряжения, тер разогретыми  на примусе молотковыми паяльниками части каркаса аквариума, щедро обмазывая их паяльной кислотой. Да вот не получилось у меня ничего. Пайку на уроках труда в нашей школе мы не проходили. С заклепками была вообще беда – готовых у меня просто не было, а нарубленные кусочка алюминиевой проволоки никак не хотели превращаться в красивые клепки.
     Конечно, все саратовские приобретения организовала мама при нашей поездке в Саратов, в детскиё стационар Приволжской железной дороги. А дело было так. Я чем-то приболел при поездке на детскую ж. д. в Волгоград. Наша 29 школа была железнодорожная, в ней был кружок ЮНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК, и каждое лето мы, участники этого кружка, направлялись на практику в этот город.  В тот раз в нашем купе ехали студенты, а я лежал на верней полке. Верхняя створка окна была открыта и оттуда так сифонило,  что я попросил соседей ее закрыть, да они сказали: «Лето, тепло, закройся чемоданчиком от набегавшего из окна ветра, да спи спокойно». Что я, дурень, по малолетству и сделал. Вы помните – были тогда маленькие коричневые дерматиновые чемоданчики с белыми уголками? И вот наутро у меня поднялась температура, которая держалась долго, всю поездку на детскую железную дорогу, и потом, по возвращению из нее. Она то опускалась, то  возвращалась, и ничего наши умные доктора с этим не могли поделать: у  меня ничего не находили.
      Пролежал там я долго, больше месяца, что только не смотрели и не делали врачи, даже уколы антибиотиков делали в горло и в задницу, а потом положили в железнодорожную больницу. Пролежал там я долго, несколько месяцев, но так и с субфебрильной температурой меня и выписали.   Привезенный аквариум я поставил в нашем доме в Ершове в так называемой зале, в углу, у окна.  Промыл грунт – для этого пришлось его долго разыскивать, нужен бы темный крупный песок с камешками. Нашел я его  на новых железнодорожных путях близ станции Ершов. Это был так называемый балласт УРАЛЬСКИЙ, который, как нельзя лучше подходил по всем требованиям. И вот я положил грунт, залил отстоянную воду в аквариум – он был литров на тридцать пять, посадил растения и рыбок, посмотрел на результаты своего труда – и сказал себе, как творцу этого подводного мира – ЭТО ХОРОШО ВЕСЬМА.  И все бы ничего, да осенью пошли мы с моим ершовским приятелем Витькой Мгарь на Александра Фельдский пруд и наловили там огромных черных улиток-прудовиков. Надо бы их было посадить в отдельную банку на карантин, продезинфицировав в некрепком солевом растворе или слабом растворе марганцовки. Ан нет, я сразу  посадил  своего прудовика вечером в общий аквариум. А наутро большинство рыбок всплыли кверху брюшком. Как я потом выяснил, их поразила хищная инфузория ихтиофтириус. Сколько было слез…
    Выжило лишь несколько красных меченосцев и тигровых пецилий, да неприхотливых гуппи. Вот их потомство и стало жить в моем аквариуме.
    Как я уже написал, я был одним из первых, а может быть и единственным в то время аквариумистом в Ершове. Каким-то образом об этом узнали в детских садах. Ко мне пришли воспитательницы и попросили  организовать и у них аквариумы, которые там долго стояли сухими. Вот я  и принёс в детские сады грунт, растения, молодь гуппи. Вы не представляете себе, как были рады ребятишки…
   Аквариум просуществовал у меня долго, несколько лет, до моего отъезда на учебу в институт. Вот и все история про мой аквариум. С сим разрешите откланяться!