Игрок

Леонид Голиков
   Историю эту рассказал мне Федор Николаевич Лагутин, казак хутора Паршинский – высокий, статный, еще крепкий и уверенный в голосе, несмотря на свои семь десятков лет с лишком. Лежал я как – то с ним зимой в одной больничной палате в станице Обливской. Было слышно, как в коридоре работал телевизор и на экране кудесничал, задавая каверзные вопросы игрокам, главный распорядитель «Поля чудес» Леонид Якубович. Но сидеть у телевизора Федор Николаевич не любил. Так, иногда кино интересное посмотрит или последние новости послушает. Не больше.
 - В свое время у нас на хуторе тоже водились игроки, – заговорил дед Федор. – Одного Прошкой звали. Коня выездного проиграл, выездные дрожки, быка племенного, телку годовалую, а потом и дом весь с подворьем ахнул...
 - А казак был Прошка бедовый. Усики – волосок к волоску, чуб кудрявый. Упрямый, жилистый. Само слово – казак! Вышел во двор. В сугробе умылся колким снегом. Закурил. Руки не дрожали, а затяжка крепкого табака привела мысли в порядок.
Жег грудь казаку заветный узелок с царским подарком, который отец перед самой смертью отдал Прохору. Н – да... Развязал он тугой узел и засверкал в руке золотой перстень с двуглавым орлом в центре, а по бокам лики Александра Невского выбиты. Еще деду Прошки, Тимофею Терентьевичу, царь за особо дерзкую и важную, вылазку в тыл туркам со своей руки снял. Зажал в кулаке, как гранату, и пошел к столу... Знали об этом перстне в округе давно, но мало кто видел. И вот теперь дорогой подарок стоял на кону, слепил глаза игравшим. Все за картами потянулись, каждый ставил по крупному.
 - Прошка поначалу кон продувает, другой – отдает, а третий себе гребет.
На темную взял. И, братцы мои, пошла ему удача. Начал отыгрываться. Телку забрал, дрожки вернул. Карта прет. Дом с подворьем на кону – отыграл. Напоследок и коня выездного заграбастал. Добра еще всякого полные сани привез. Короче, в выигрыше остался.
 - Во что же играли? – поинтересовался я.
 - В очко. Отец рассказывал, я пацаном тогда был... До сих пор у нас этого Прошку помнят. А я думаю всё, почему он не мог тогда остановиться?.. Да потому, должно, что коня проиграл. А казаку как без коня? Негоже. Это мы безлошадными всю жизнь прожили...
Дед Федор встал с постели и пошел смотреть «Поле чудес» – объявили «суперигру»...