Судьба и люди! И. И. Казанков. 15 стр

Галина Михайлова 5
 Сборник рассказов - воспоминаний.

 Живая книга из уст людей.
 Продолжение.

 В чем смысл жизни? Воспоминания автора книги Г.П.Михайловой.

 Я, Михайлова Галина Поликарповна, родилась в 1959 году, в деревне Евсино, Кировской области. У нас был богатый колхоз "Ударник", даже передовой. Возглавлял его передовик производства, Герой Социалистического Труда, Аркадий Владимирович Толстоухов. Жили мы в то Советское Время очень хорошо. У меня было счастливое детство, хотя я рано осталась без отца, мой папа Поликарп Сергеевич разбился на стройке, он был плотником. Воспитывали меня мама Екатерина Лаврентьевна, бабушка Наталья Платоновна, когда не справлялись, то подключали к моему воспитанию маминого младшего брата, я его звала дядя Паля и любила больше всех, он мне всегда приносил на плече связку сушек, конфеты и разные сладости. Своих детей у дяди Пали не было, он не так давно женился, на Вере Зыковой, а тетя Вера ждала своего первенца, у нее был огромный живот. Думаю, с этого, тети Вериного живота и началось мое творчество. Я весь день ходила за своей новой тетей и изображала ее походку. Но это было не самое худшее мое правонарушение. В пять лет, не умея читать и писать, я пела частушки под гармршку и балалайку!

  Колхоз богатый был, жили хорошо, в каждом доме была гармошка, балалайки тоже у многих были. Дошло до того, что мама моя решила выяснить, кто учит Галю плохим частушкам, вот здесь и подключали дядю Палю! Ему частушки нравились, а маме они не нравились. Я росла без отца и почему то больше перенимала мужские все манеры. Мама все же выяснила, кто учит Галю всякой дряни, оказалось, что сама Галя автор всей этой дряни! Все частушки Галя пела собственного сочинения! Конечно же, мама плакала, когда успокоилась, то объяснила: Слова бывают хорошие и плохие, люди тоже! Ты бери пример с хороших людей! У нас их очень много. Эти мамины слова я помню и сейчас! Хороших своих односельчан тоже помню всех поименно, в нашей небольшой деревне было пять орденоносцев за трудовые успехи, а за военные подвиги, каждый второй фронтовик имел хотя бы один Орден и много медалей. Думаю, что мне очень повезло родиться среди таких людей.

  Уже в 5 классе я написала свое первое серьезное стихотворение Анжела Девис. Оно в школе обрело большую популярность. В 8 классе победила в областном конкурсе сочинений "Ленин с нами". Было торжественное награждение в районном Доме культуры в Туже. Слова мамы я усвоила положительно, за стихи меня больше не били, а только награждали. Мамины глаза светились счастьем. После школы я поступила в Советское педагогическое училище, позднее в Марийский Педагогический институт им.Н.К. Крупской. Писала очень много стихов, их печатали в районной газете "Родной край" в Туже, за стихи платили гонорары. Это мне очень нравилось. А писать было о чем, я учитель начальных классов, еще и имела дополнительную нагрузку, работала старшей пионервожатой в школе. А это все вприпрыжку, сочинять приходилось на ходу и на бегу! Снова в жизни повезло! Творческий подъем только рос.

   В 1990 году меня направили в Марий Эл, в поселок Летник, директором школы - ясли сад, начали работать с шестилетками, делали первые шаги. Мне и здесь повезло, дали трехкомнатную квартиру, нас уже в семье было пятеро, мой муж Василий, два сына Дмитрий и Павел, свекровь, Ксения Михайловна, которая жила с нами, Василий, младший сын в семье. Работа продвигалась успешно, стихи писались тоже хорошо. Август 1991 года изменил ситуацию в худшую сторону. Стало труднее работать в школе, зарплату не давали по полгода! Но это еще можно было вытерпеть, программы новые просто пугали учителей. Многие ушли их школы. Я держалась, очень любила свою работу, но осенью 1994 ушла. Взяла землю в аренду, вначале 30 га, потом еще 40, да государство выделило в пожизненное пользование 9,5га. Началась новая жизнь, сложная, но интересная. Урожаи были хорошие, сбыта не было вообще. Старший брат мужа Николай жил в Сыктывкаре, работал в Минторге замом, он нам нашел сбыт в Выльгорте. Комбикорма КРС там были просто необходимы.

  У нас В Сернуре был хороший комбикормовый завод, зерно мы все сдали на комбикормовый, на переработку. Муж работал в совхозе, на ответственной должности, ездить в Коми пришлось мне,  в 90 - ые годы! В Выльгорте  выгружали  комбикорм, загружали нас каменным углем, это было выгодно, с товаром в оба конца, уголь сдавала в колхозы и совхозы, он нужен был всем. Наличных денег не было, снова расплачивались зерном. Валовый доход есть, денег нет! Где взять? Добрые люди подсказали, есть совхоз Звениговский, там можно сдать зерно, получить наличные деньги в тот же день. Я нашла в справочнике номер телефона директора, там было указано И.И.Казанков, созвонилась, директор сказал: Привозите! Вот я еду в совхоз Звениговский, везу ячмень, счастливая, выход нашелся! Подъезжаем к главному зданию совхоза, глазам своим не верю: Яркий Красный Флаг развевается в синем осеннем небе, золотой Советский Герб блестит на солнце, золотые крупные буквы СССР радуют мое сердце! Куда я попала!? В Советский Союз?! В конторе еще больше всего интересного, рабочая обстановка, все заняты делом, времени скоро обед, директор на месте, в своем кабинете. Серьезный человек, высокий, строгий. Зерно сдала, деньги в кассе получила! Можно приехать еще, зерно нужно совхозу, только хорошее, не мусор. Мне было как то не по себе, мы же все сдались, из школы ушли, партийная организация развалилась, я парторгом была.

  А здесь, в Звениговском, все сохранилось, как было в СССР, ГОСТы продукции, партийная организация, даже Флаг Советский сохранился, наш Флаг, пропитанный кровью наших дедов в Великой Отечественной войне. Памятник В.И. Ленину стоит. Цветы у памятника возложены. Какое мужество надо иметь, какую силу духа! Все же ломалось в 90 - ые, все принципы, все перевернулось! Я тогда еще не знала, что буду жить в Шелангере, что и моя жизнь наладится, я просто не хотела уезжать с этого острова, с гордыми буквами СССР! Чувствовала себя дома! Нужно было ехать, вечером грузиться на Коми, деньги есть, их достаточно, чтобы заправить два Камаза дизтопливом, заплатить в АТП за аренду машин.

  Вот и думайте сами, в чем смысл жизни? В правде он, только в правде! Правду можно сберечь, с нею легче жить! Иван Иванович Казанков все это мне показал наглядно, не сказав ни слова. За это я его уважаю, поэтому, пишу про него свои книги! Опыт такого умного руководителя должен  быть изучен! Как ему удалось сохранить свой совхоз без помощи государства? Как удалось выжить в это трудное время? И со временем все это я узнала и написала вам, дорогие читатели! А рассказали мне все это люди, которым посчастливилось жить и работать рядом с этим достойным человеком. Продолжение ждите...

 Фото из семейного альбома Михайловой Г.П. - автора сборника рассказов - воспоминаний "Судьба и люди! И.И.Казанков."