Космология античности. Аристарх Самосский

Людмила Хаустова
(Из цикла «Дачные истории»)
   
    Избитое, поднадоевшее выражение: «История не терпит сослагательного наклонения» содержит в себе некий запрет. Тем не менее, по неистребимой человеческой привычке мы нередко нарушаем этот произвольно навязываемый запрет, и мысленно обращаемся назад «к преданьям старины глубокой». Меня, к примеру, - начал вечернюю беседу Александр Иванович -  занимает вопрос, как бы развивалась история цивилизации, если бы изначально была принята не геоцентрическая, а гелиоцентрическая система нашего мироздания. Ведь от первых её гипотез до Коперника прошло почти 1800 долгих  лет, покуда  она ни  возобладала.
- А разве в древности не все представляли землю плоской и ограниченной в размерах, как тарелка?
- Конечно, нет. Всегда находились нестандартно, широко и глубоко мыслящие мудрецы, не захваченные общим мощным потоком тривиальных суждений. Люди, в большинстве своем, как прежде, так и теперь жили и живут, не затрудняясь размышлениями о философских проблемах и космогонии.
   В древнем Египте миросозерцательными проблемами занимались жрецы. Наблюдая  за сменой времен года и связи их с  небесными светилами, они оставили записи своих наблюдений.
- А письменность в Египте когда появилась?
- Примерно 3500 лет  назад.
- С 1600 года до н.э. сохранился перечень 832 затмений луны и 373 затмений солнца.   Египтяне первыми определили год в 365 дней и разработали календарь.  На стенах одной из  гробниц фараона (XIII век до н. э.) сохранился рисунок календаря с изображениями планет - Меркурия, Венеры и Сатурна. 
   В свои тайные знания египетские жрецы нередко посвящали греческих философов и мудрецов, которые преодолевая на кораблях Средиземное море и, пересекая пустыни, приходили в Египет за тысячелетней мудростью. За VI и V века  до н. э.  здесь побывали  Фалес Милетский,  Пифагор,  Демокрит, Аристарх Самосский и многие, многие, имена которых не сохранила история.  Первое упоминание о  планетах мы  находим у Пифагора (570-490 года до н.э.), который многие годы обучался в египетских  храмах.
-  Изучая теорему Пифагора в школе, я как-то не задумывалась и не представляла себе, что это такая древность!
-   Пифагор целых  двадцать два года провел в Египте. Под руководством жрецов он постигал тайны мироздания, наблюдая  звездное небо,  и осваивал магию чисел. Нагрянувшие в Египет  воины Камбиза взяли его в плен и увезли в Вавилон.
- Не убили, не казнили?
- Надо признать, что в древности ученые мужи нередко пользовались почётом. В плену Пифагор провел двенадцать лет, и даже изыскал возможность  общаться с местными мудрецами-магами. На родину, остров Самос, он вернулся почтенным старцем, обогащенным разносторонними знаниями. Ведь Пифагор был не только математиком, но и астрономом. Полагают,  что ему принадлежит  идея о шарообразности  Земли. Были, будто бы, упоминания Пифагора на то, что земля  движется в пространстве вокруг Солнца, как и другие планеты. Впрочем,  публично он утверждал, что Земля находится в центре мира.
-  Разве в демократической Греции не было свободы слова?
- Нарушение  общепринятых норм и воззрений тогда, как и всегда,  почиталось нарушением закона. Именно поэтому Сократ был вынужден выпить яд, а  Анаксагора  изгнали из Афин. Однако пытливую мысль невозможно укротить ничем, как нельзя остановить ход времен.
    Спустя пару веков на родине Пифагора, острове Самос, родился великий астроном, математик и философ древности Аристарх, который именно по месту рождения получил имя Аристарх Самосский.  Наиболее раннее и важное упоминание об Аристархе и его трудах можно найти  у  Архимеда в работе «Об исчислении песчинок».  В  одном из древнегреческих  манускриптов, что хранятся в   Ватиканской библиотеке,  говорится, что Аристарх Самосский  усовершенствовал  календарь, создал новую,  улучшенную модель солнечных часов,  а также стал одним из основоположников тригонометрии.  Подумайте только, не имея  никаких  инструментов, только силой разума, воображения и математических расчетов, Аристарх Самосский в 270 году до н. э. вычислил расстояние до Луны  по продолжительности  лунного затмения.  Надо сказать, что полученное число  весьма близко согласуется с современными данными.            
   Именно Аристарх Самосский первым пришел к мысли о гелиоцентрической системе мироздания. До нас дошли лишь отрывки из его сочинения «О величине и расстояниях Солнца и Луны». Аристарх рассудил, что поскольку Солнце больше, чем Земля и Луна, то вероятнее всего -  «меньшее движется вокруг большего». Как пишет Плутарх, родившийся на заре новой эры,   «сей муж пытался объяснять небесные явления предположением, что земля движется по наклонной окружности [эклиптике], вращаясь вместе с тем вокруг своей оси».
    Аристарх обосновал природу солнечных затмений, на основании остроумных построений вычислил, что радиус Луны примерно в три раза меньше радиуса Земли.
И, наконец, высказал гипотезу, что все планеты вращаются вокруг Солнца.  Причём Земля совершает свой оборот за один год, оборачиваясь при этом  вокруг своей  оси за  одни сутки.
    Греки обвинили Аристарха Самосского «в безбожии и неблагочестии».  По свидетельству  того же Плутарха,  некий Клеанф  заявил, что греки должны привлечь Аристарха Самосского к суду за то, что он «сдвигает с места Очаг мира - Землю».
- То есть нарушает незыблемые устои.
- Памятуя о незавидной судьбе Сократа и Аристофана, Аристарх Самосский  и его сторонники предпочли воздержаться от публичного обнародования своих взглядов.  Что и привело к их  долгому забвению.
  Хотя в работе «О лике, видимом на диске Луны» Плутарх упоминает некоторых последователей Аристарха и среди них  греческого философа и астронома Селевка (190-150до н. э). Он считал Вселенную бесконечной. А наблюдая приливы и отливы, пришел к выводу, что происходят они из-за притяжения Луны, причём высота приливов зависит от положения Луны относительно Солнца.
    Как бы то ни было, но на тысячелетие с лишком  в мире утвердилась геоцентрическая, птолемеева модель мироздания с Землей в центре. Она оставалась практически неизменной вплоть до  Коперника (1473-1543 год).  Надо сказать, что в рукописи своей книги «О вращениях небесных сфер» Коперник упоминал об Аристархе,  как о стороннике «подвижности Земли», но в окончательной редакции книги эта ссылка исчезла. Впрочем, Галилей и Кеплер, последователи  Коперника, признавали приоритет Аристарха Самосского в создании гелиоцентрической системы.
    И тут закрадывается  крамольная мысль.  С наступлением эпохи христианства начинаются другие споры, споры о вере. Ведь в Евангелиях  людям даны простые и однозначные наставления о новой вере – «Да любите друг друга!». Но вновь и вновь отдельные люди, целые страны и континенты ведут велеречивые, многословные и взбаламученные  страстью препирательства  о вере. Люди не столько верят, сколько спорят  о вере, толкуя и поучая, кому  как верить,  и чья вера  истинна. Разгораются религиозные войны! 
    К вопросам философии и космологии  возвращаются в эпоху возрождения. Тогда  «открывают» заново и увлеченно переводят  древних авторов.  К слову сказать, удивления достойно, как много всё-таки история сохранила для нас