Санькины рассказы

Елена Максимова 7
                Санькины  рассказы
                Саня, ученик  первого  класса, забравшись  на  колени  к  отцу, нетерпеливо  ёрзал, трогая   его  колючую  щеку: « Пап, а, пап? Ну, расскажи, как  ты  воевал  на  фронте? Нам  в  школе  дали  задание   узнать  о  подвигах  родителей  -  фронтовиков». Саша  знал, что  отец  не  любит  вспоминать  своё  военное  прошлое  и  почти  никогда  не  говорит  на  эту  тему.
                - Санька, я  не  совершал  никакого  подвига. Я  просто  воевал, как  все. Мне  нечего  тебе  рассказать, сын.
                - Ну, хоть  что – то расскажи! – не  унимался  сынишка.
И  отец  начал  свой  рассказ…
                … Когда  мне  исполнилось  18  лет, меня  призвали  в  армию. Война  тогда  шла  уже  два  года. Сейчас  ты, сынок, маленький  и  восемнадцатилетние  кажутся  тебе  взрослыми  дяденьками, а  когда  ты  вырастешь, то  поймёшь, что 18  лет  -  это  ещё  не  взрослость, почти  детство. Хотя  в  войну  мы  быстро  взрослели. Конечно, мне  тоже  хотелось  поскорее  победить  врага, хотелось  по  молодости  лет  совершить  героический  поступок. Но  как  это  страшно – умереть  молодым! Сейчас  тебе  этого  не  понять. Ну, так  вот. Привезли  нас, новобранцев, в  городок  N. Построили  на  плацу. Вышел  к  нам  капитан  и  громко  скомандовал: « Товарищи  новобранцы! Есть  ли  среди  вас  музыканты? Два  шага  вперёд, шагом  марш!» А  я  до  войны  немного  играл  на  мандалине. Думаю  про  себя: « Вот  выйду  из  строя, а  вдруг  это  набирают  в  военный  оркестр? Какой  из  меня  музыкант? Не  буду  позориться». И  стою, молчу. Дружок  мой, Колька, стоящий  рядом, начал  толкать  меня  плечом: « Васька, ты  чего  молчишь? Давай, выходи. Возьмут  в  оркестр, так  хоть  на  фронт  не  попадёшь, больше  шансов  остаться  в живых». Пока  я  раздумывал, Колька  меня  опередил: « Товарищ  капитан! Разрешите  обратиться?» - «Обращайтесь!» - «Вот  кореш  мой,  Василий,  немного  играет  на  мандалине. Он  Вам  подойдёт?» Так  я  попал  в  роту  радистов. Оказывается, музыкантов  туда  брали  в  первую  очередь, потому  что  у  них  лучше  развито  чувство  ритма  и  их  легче  обучить  азбуке  Морзе. Через  определённое  время  зачислили  меня  в  разведгруппу  радистом. Однажды  пришёл  приказ  вылететь  на  самолёте  в  ночь  и  десантироваться  в  тылу  врага. Погода  тогда  стояла  отвратительная, начался  сильный  дождь  с  грозой, видимость   почти  нулевая. Летим  исключительно  по  приборам, а  куда  прыгать  с  парашютом  -  неизвестно? Примерно  сориентировавшись  по  карте, попрыгали  мы  с  товарищами  в  кромешную  тьму. Я  думал, что  у  меня  сердце  от  испуга  разорвётся. Ты  не  представляешь,  Санька, как  было  страшно! Но  всё  обошлось, слава  Богу! Попали  мы  точно  в  заданный  район, разведчики  чётко  сделали  своё  дело,  и  мы  благополучно  вернулись.
  - Пап, - перебил  отца  сынишка, -  а  ты  фашистов  видел?
          -  Видел. Только  был  у  нас  приказ: в  перестрелку  не  вступать. Нам  надо  было  добыть  важные  сведения. Стрелять  мне  в  тот  раз  не  пришлось. Мы  затаились  в  кустах,  и  немцы  прошли  мимо, не  заметили. А  вот  другой  группе, которая  летела  с  нами  вместе, не  повезло. Все  трагически  погибли. Десантников  расстреляли  прямо  в  воздухе, когда  они  спускались  на  парашютах.
    Саня  заметил, как  помрачнел  отец  и  как  на  глазах  его  выступили  слёзы. Ему  трудно  было  вспоминать  о  своих  погибших  товарищах. Смышлёный  мальчик  понял, что  надо  сменить  тему  и, повернувшись  к  отцу, с  хитринкой  в  голосе  спросил: « Пап, расскажи, как  ты  познакомился  с  мамой?»
Отец, будто  скинувший  с  плеч  груз  воспоминаний, повеселел.
   - Это  -  отдельная  история. У  тебя  ведь  мог  быть  другой  папка.
           -  Как  это, другой? -  недоверчиво  переспросил   мальчуган.
           -  А  так. Очень  просто. Мама  твоя  уже  была  замужем, когда  я  с  нею  познакомился. Пошли  мы  как – то  с  другом  на  речку, решили  искупаться. День  был  жарким, захотелось  нам  освежиться. Смотрю, на  берегу  стоит  девушка: тоненькая, стройная, как  берёзка, заплетает  густые  волосы  в  тугие  косы  и  закалывает  их  на  затылке. Подружки  купаются, а  она  смотрит на  них, а  в  воду  не  идёт. Подхожу  к  ней  и  спрашиваю: « Девушка, а  Вы  почему  не  купаетесь?» - «Да  я  плавать  не  умею, - отвечает. – Я  с  подружками  за  компанию  пришла». Смотрит  так    дерзко, глаза   у  неё  карие, будто  две  спелые  вишни. Ну, я и  влюбился  в  неё  с  первого  взгляда. « Разрешите  с  Вами  познакомиться?» - «Незачем! Я  -  девушка  серьёзная, к  тому  же  замужем. И всякие  там  «шуры – муры» на  стороне  мне  не  нужны». Сказала  так  и  рассмеялась, убежала  к  подружкам. А  я  с  той  поры  потерял  покой  и  сон, только  и  думал о  своей  Маше. Выпытал  я  тогда  у  дружка  имя  девушки. Надо  сказать  тебе, сынок, что  во  время  войны  насмотрелся  я  на  разруху, что  оставили  после  себя  немцы. Много  урона  принесли  они  нашей  стране. И  тогда  я  решил, если  останусь  живым, выучусь  на  строителя  и  буду  отстраивать  заново  разрушенные  города  и  сёла. После  войны  поступил  в  строительный  техникум. И, когда  встретился  с  твоей  мамой, был  уже  человеком  самостоятельным,  работал  архитектором. Лет  мне  было  немало, а  я   всё  никак  не  мог  встретить  ту  единственную   любовь,   которую  мне  хотелось  бы  видеть  женой  и  матерью  своих  детей.
Маленькому  Саньке  не  терпелось  узнать  продолжение  истории.
           -  Пап, а  что  было  дальше?
           -  Какой  ты  нетерпеливый, Сашка! Два  года  мне  понадобилось, чтобы  твоя  мама  заметила  и  полюбила  меня.  Разбивать  молодую  семью  Марии  я, конечно, не  мог. Я  ведь  был  коммунистом, а  это  звание  ко  многому  обязывает, надо  было  быть  честным  перед  самим  собой  и  перед  людьми. Но  я   терпеливо  ждал. Слышал  от  людей, что  живёт  Маша  с  мужем  плохо, он  -  выпивоха, мог  даже  и  руку  на  жену  поднять, когда  был  в  изрядном  подпитии. Однажды  я  встретил  Марию  на  улице. Она  шла, вся  ссутулившаяся, какая – то  несчастная, а  платочком   прикрывала  лицо. « Что  случилось, Маша?»  -  я  не  удержался  и  подошёл  к  ней. Она  отняла  платок, и  я  ахнул! Лицо  было  в  синяках, глаз  заплыл. Рассвирепев, я  взял  Машу  за  руку  и  повёл  к  её  дому. « Быстро  собирай  вещи! Больше  ты  здесь  не  останешься  ни  минуты!» - « Но  мне  некуда  идти. К  матери  я  не  вернусь». – « Будем  жить  пока  у  моих  родителей. В  обиду  я  тебя  никому  не  дам». Тут  уже  я  расхрабрился  и  сделал  ей  предложение: « Мария, выходи  за  меня  замуж! Обещаю, что  ты  никогда  об  этом  не  пожалеешь. Я  буду  тебе  хорошим  мужем  и  надёжной  опорой».
-  И  мама  сразу  согласилась? – хитро  прищурившись, спросил  Санька.
-  Как  бы  не  так! Она  помолчала, а  потом  ответила: « Нет, Вася, я  замуж  не  пойду. Я  уже  там  была. Ничего  хорошего  в  замужестве  нет. Я  знаю, что  ты  -  парень  надёжный, перспективный. Ты  ещё  встретишь  свою  любовь. Зачем  тебе  разведёнка? Прости!
- И  что  было  дальше?
-  А  дальше  была  свадьба. Я  же  -  настырный. От  своего  не  отступлюсь. Если  полюбил, так  это  -  на  всю  жизнь. Сначала  жили  у  моих  родителей, в  соседнем  селе. На  работу  в  райцентр   приходилось  ходить  за  3  км. А  потом  меня  вызвали  в  районный  комитет  партии  и  предложили  стать   главным  инженером  на  производстве. Дали  вот  этот  дом, где  мы  сейчас  живём, маме  помогли   устроиться  на  работу  поваром  в  ясельки. Ты  же  знаешь, как  наша  мама  вкусно  готовит? Любит  она  кулинарию, вот  и  согласилась  работать  поваром, чтобы  детишек, не  только  своих, вкусно  кормить.
- Папа, а  это  трудно  быть  главным  инженером?
Тут  из  кухни  высунулась  мама  и  включилась  в  общую  беседу.
- Это  очень  трудно, сынок. Но  наш  папа  -  грамотный  специалист, неумного  на  такую  должность  не  назначили  бы. Он  -  честный, принципиальный, лишней  копейки  себе  в  карман  не  положит. Настоящий  коммунист! И  потом, работать  с  людьми  всегда  трудно. Всё  производство  держится  на  главном  инженере, он  ведь  -  правая  рука  директора! Ты, когда  вырастешь, тоже  станешь  строителем, как  папа. Построишь  много  красивых  домов, школ, клубов. Люди  будут  тебя  уважать, как  отца.
- Нет, мама. Я  не  хочу  быть  строителем. Я  стану  доктором.
- Да  ты  что, сынок? У  нас  в  родне  отродясь  докторов  не  было! Знаешь, как  трудно  поступить  в  медицинский  институт? А  сколько  всего  надо  знать! Людей  надо  любить, сынок. Ты  у  меня -  мальчишка  добрый, конечно.  А, не  дай, Бог, надумаешь  стать  хирургом! Людей  резать  как  страшно!
- Мама, хирурги  людей  не  режут, а  оперируют. Мне  Игорь  говорил, у  него  отец  -  хирург. Я, как  папа, настырный! Один  раз  решил -  и  на  всю  жизнь.
 Вечером, укладывая  сына  спать, Мария  подошла  к  ребёнку,  чтобы  пожелать  ему  спокойной  ночи. Потрепав  сынишку  по  волнистым  волосам, она  нежно  чмокнула  его  в  бархатную  щёчку. Мальчик, уже  засыпая, пробормотал: «Ты, мама, ещё  будешь  мною  гордиться! Я  тебе  это  обещаю!» « Поживём  -  увидим!» -  улыбнулась  в  ответ  Мария.