Бой с Азаром

Альберт Деев
         Без всяких приключений не в очень долгий срок Лука мальчонку вылечил. Никифор снова начал, как прежде, говорить. Он рассказал о том, кого в лесу он встретил, перед тем, как оне-мел. Лука нахмурился:
Злодей! Его я знаю! Пришлось встречаться с ним не раз. Он козни строит людям. С Кощеем дружен он давно. А это – очень плохо! Его зовут Азаром.
Егор стал торопиться, в обратный путь сбираться, чтоб до зимы быть дома. Ведь дома дел полным-полно!
                Красивая, печальная пора,
                Ты, как художник вдохновенный,
                Всё красишь кистью широченной,
                Где кисть коснётся лепестка,
                Зелёный цвет тотчас же меркнет
                Осенним цветом заменён.
                Там лист багряный,…
                Жёлтый лист…
                Чем ближе зимняя пора,
                Тем более заплат на платьях
                Горит, горит осенний лес,
                Шуршит опавшая листва.
                Убор весенний обветшал,
                В заплатах платья всех деревьев.
                И тихо, тихо лист осенний, 
                Шурша, с деревьев опадал
                И хладну землю прикрывал.
                В осеннем вальсе кружат листья
                И небо часто в тучах хмурых,
                И солнце хмурится порой,
                Глядит сквозь облаков разрывы…
                И птицы, в стаи собрались,
                Печальным криком оглашают
                Леса, где родились они,
                В края чужие улетая.
                И скоро, скоро уж зима
                Закроет рыхлыми снегами
                И дол, и рощи, и поля,
                И говорливые ручьи
                Скуёт мороз своими льдами.
                Короток день, а ночь длинна,
                И тянется, и тянется она,
                Лишь месяц смотрит свысока,
                Весь в инее от зимней хмари,
                Да звёзды хладные мерцают…
                В природе спит всё до весны
                Под тяжким снежным покрывалом.
                Не слышно пенья птиц в лесу,
                Трудолюбивый дятел долбит
                Себе гнездо, чтоб зимовать
                Ему теплей немного было…


                Голодный волк по лесу рыщет,
                В снегу глубоком греется глухарь…
                Спит медведь в своей берлоге
                Дыханьем лапу согревая:
                Колючий ёж спит сладким сном,
                Храпит барсук – спит до весны.
                Лиса мышкует, и сова
                Глядит, глядит во все глаза;
                Себе добычу выглядая.
                И притаился заяц робкий.
                В тайге глухой разбой ведёт
                Бесцеремонно росомаха
                И лось, тяжёлою походкой,
                Всё ищет не глубокий снег.

                А поползень всё ищет что-то,
                Находит – прячет за кору.
                И белка прыгает в лесу,
                Клёст из кедровой шишки
                Орешки достаёт, а вот и стая
                Неугомонных свиристелей
                Клюёт замёрзшую рябину

                Тихонечко жужжит пчела
                Себя и улей согревая,
                Энергии не тратя зря
                Идёт тихонько жизнь семьи, -
                На сотах скучилась пчела –
                Так легче сохранить тепло.
                И забрус выедают весь
                Чтоб каплю мёда получить,
                Царицу улья накормить,
                Десятка два, а то и три
                Рабочих пчёл, её работниц,
                При этом вдоволь накормив.

                Всё белым снегом замело –
                Природа спит спокойным сном,
                И лишь ужасный волчий вой
                Ночами землю оглашает.

                Зимой то вьюга, то мороз,
                То гололёд, то буря злая,
                То солнца слепит луч холодный…
                То небо хмурое весь день, – 
                Луч солнца не пробьётся робкий.

                Морозу рада детвора –
                Хоть покатаются на санках,
                И звонкий режут лёд коньком,
                В хоккей играючи, мальчишки.
                Как хорошо в снежки играть,
                Снеговика лепить из снега
                Метёлку в руки ему дать,
                А вместо глаз – два уголька,
                Воткнуть морковку вместо носа,
                Надеть на голову ведро,
                Нарисовать рот до ушей –
                Хороший очень снеговик!
                Ему б гармошку, не метёлку!

                В такую зимнюю пору, Егор с Никифором поехал, хотя Лука им говорил:
                – Останьтесь до весны, хотя бы!
                Егор торопится домой, работы дома очень много… А потому решил зимой он ехать, не дождавшись лета. Храпят испуганные кони, знать, где-то близко, рыщут волки. В снегу глубоком ноги тонут. Егор тревожно смотрит вдаль. Егор с мальцом к Яге приехал, старушка рада угостить, дорогому гостю показать своё искусство поварихи! Его радушно привечая хлопочет у плиты старушка. Коней поставила она в конюшню, рядом что была, засыпала овса им в торбы.
Покамест пироги пекутся, она огромный самовар (без чая что за угощение! За самоваром и беседа идёт намного веселей! С мороза так приятен чай на диких травах настоянный: кипрей, душица, чай-трава, малины лист зелёный… Со сладким мёдом под пирог, что может лучше быть на свете!) и погостив недели две, Егор собрался в дальний путь но бабушка Яга сказала:
                – Вы погостите у меня. Непроходимые снега укрыли землю до весны, но за зимой придёт весна Весною в добрый путь, Егор. Мальца зимою не морозь!
                – Мне нужно, бабушка Яга, ещё раз встретиться с Кощеем, ведь от него все беды эти! Знай, для двоих нам тесен свет, один из нас погибнуть должен.
                – Задача трудная твоя! Но справишься ты с нею! Спешат два друга – Прокл с Демьяном, тебе огромная подмога! Без них ты справишься едва ли, а с ними ты сильней намного! Кощей с Азаром будут вместе – ведь знают, справиться с тобой они не смогут в одиночку, и потому сплотит их страх. Тебе даю я оберег, тебе поможет он не раз:пройти в пещеру с ним ты сможешь, от чар Азара он тебя убережет. Без оберега погибнешь ты… Ведь много раз злодея усмирить пытались, никто не уцелел из них, тех витязей отважных, их кости у пещеры той белеют летнею порой. Кощей – его давно я знаю. Он не плохой, но слаб характер у него, и потому Азар вертит им как хочет. Тебе Азара надо победить, а Кощей сам будет рад, что ты освободил его от злого колдуна.  С Азаром надо справиться тебе. Кощей - безвольный раб Азара. Лишь только справишься с Азаром, Кощей будет другом тебе верным. Тебе даю я оберег, тебе поможет он не раз:
На бой нелёгкий поспеши, ты должен справиться с Азаром, счастливый путь, тебе, Егор!
                По снегам, по бездорожью, Егор добрался вскоре до Кощеевой пещеры, где Кощея смерть сокрыта. Здесь он встретился с Кощеем – ждал его Кощей Бессмертный.

                – На тебя, Егор, я зол был, летом голову срубил мне и забросил на ежа. Когда голову нашёл я и на плечи водрузил – меч свой вынул, и рубить, я хотел ежей убить, все мне ноги покололи распроклятые ежи. Мне пришлось позвать Азара, кладовые отворять, рассчитаться с колдуном чтоб, а Азар превратил их в пни трухлявы, чтоб все видели в лесу,- знай, со мною шутки плохи. Я думал, что Азар мой верный раб, а на деле оказалось, что он манипулирует мной. Но с тобой не хочу я ни ссоры, и ни драки.
                но вот и Азар пришёл - меч вынул и сражаться!               
                Егор схватил за бороду Азара и с силой дёрнул на себя, а в это время меч Кощея вниз опускался тяжело, срубил он бороду Азара. Азар вскричал:
                – Что ты наделал! Ведь ты убил меня, Кощей! Моя вся сила в бороде. Без бороды мой краток век, без бороды я не жилец, тебе ничем помочь не в силах…
                - Твоя мне помощь не нужна. Наконец-то я свободен от твоих козней! Я жить хочу, как люди все живут, без колдовства, без подлости. Хочу, чтоб я любил, и чтоб меня любили!

                Азар начал превращаться в пыль. Холодный зимний ветерок пыль поднял и по сугробам развеял очень далеко. Нет колдуна! Егору легче.
                И демьянова невеста пробудилась ото сна – ведь её Азар жестокий превратил в козявку, так как знал, что иначе он не сможет привезти её Кощею и ещё раз надсмеяться над своим рабом безвольным.
Кощей бросил меч и говорит:
                - Наконец-то я освободился от влияния Азара! Выслушай меня, Егор. Ты ведь видишь, я безоружен