Выставка ДК СССР в Манеже, Москва. Побыть немного

Михаил Берсенев
Выставка «ДК СССР» в Манеже, Москва. Побыть немного «Попаденцем»

  Выставка в Манеже в Москве ДК  СССР отсылает посетителей в удивительное времена с уникальной для всего мира системой культпросвещения трудящихся. СССР – как ядро выставки, она и приурочена к 100-летию образования Страны Советов. ДК ( Дома Культуры) по всей стране – это реальный феномен. Но не только об этом экспонаты сей масштабный путевки обратно в СССР. Эскизы самых масштабных проектов в истории типа Дворца Советов, (один из проектов предполагал водрузить статую Ленина таких размеров на небывалую высоту, что в голове Вождя всеръез планировалось разместить БИБЛИОТЕКУ!!), скульптуры известных мастеров литься советских времен. Эскизы, рисунки, полотна художников, театральные костюмы и макеты декораций сцен театров СССР, советские изобретения и проч.

ДК (Дом Культуры)…Сейчас молодёжь уже не особо и знает, что это такое. Хотя почти в центре любого городка или поселка сохранились эти  разнообразные здания.

  Самый пик количества построенных ДК (Домов Культуры) пришелся на советские годы застоя. в «махровом» 1975 году по всему СССР было настроено более 135 000 Домов Культуры!

 Ведь тогда пришли к выводу, что советский человек достоин хороших, нет, иногда действительно прекрасных центров досуга. По нормам, полагалась 0,5 квадратных метра культурного пространства на одного городского жителя. Вот и росли ДК, как грибы после дождя.

 А вообще появились их (ДК) прообразы ещё до революции, и связаны они были с алкоголизацией населения. Досуга особо не было никакого, книги труднодоступны, рабочий люд пил и многие были неграмотны. И фабриканты, те самые капиталисты, решили дать рабочим альтернативу кабакам.

Стали нужны общественные досуговые пространства, и их начали строить. Дали этим зданиям название Народные Дома. Чуть позже они переименовались в Дома Культуры.

 Даже знаменитый мастер, например, актерского мастерства Станиславский первым делом открыл Рабочий Театр. С целью социализировать рабочих, отвлечь от бутылки.

 СССР стал пиком расцвета не только космонавтики, науки, спорта, но и полигоном для создания нового советского человека.

 А формировать его помогать должны были десятки тысяч Домов Культуры. Ничего подобного в мире еще не было, чтобы государство вот так заботилось о досуге своих граждан.

 На выставке ДК СССР в Манеже в Москве 2023 зритель может увидеть много инструментов советской философии, пропаганды, полёта мысли тех лет, и вообще, ощутить тот неповторимый вкус Великой Страны.

 Например, тут выставлены образцы первого радио. В стартовые пятилетки СССР радио стало уникальным инструментом общения властей Советского Союза и народа, ведь до половины населения в середине 20-х годов было все еще неграмотным. Миллионы беспризорников. Читать пропагандистские листовки эта общность не могла самостоятельно. А вот радио как раз давало возможность донести высокие призывы, яркие лозунги, постановление ЦК и планы пятилеток через аудиальный канал. Радио на слух все понимали.

 Выставка ДК СССР в Манеже в Москве создает ощущение, что ты воспользовался машиной времени. Сейчас в кино, литературе, в компьютерных играх, популярна тема так называемых «попаденцев».

Когда, к примеру, майор МВД России образца 2023 года попадает в провинциальный городок СССР, скажем, 1963 года, и расследует серию преступлений маньяка.

 На выставке в Манеже в Москве ДК  СССР как раз  можно ощутить себя немножечко «попаденцам».

 И если присмотреться к экспонатам, то невольно удивляешься,  какие же одухотворённые лица были у советских людей! (Сделать ссылку на почему в СССР было так много счастливых лиц)

 В Манеже представлены фотографии и картины, изображающие простых советских людей, известных и не очень актеров, изобретателей, учёных, композиторов, режиссеров.

 Эти лица выстроены в целую вереницу столь разных, как мужественных ликов (сталеваров, высотников, шахтёров), так и утончённые, или воодушевленные, задумчивые лица советских людей. Городских и деревенских, колхозников и рабочих, из разных республик Союза.

 Мне, например, больше всего из всех представленных на выставке работ живописи времен СССР запомнилось большое полотно ещё 1939 года художника Александра Самохвалова. Называется оно «Делегатки». Там изображены советские женщины, которые уже находятся во власти, и они представляет свои национальные республики.

 От работы веет каким-то неукротимым оптимизмом, советским счастьем, хотя это время и репрессий, сталинская эпоха.

 Но особенно классно Самохвалов положил на холст и вложил в персонажей выразительный взгляд.
 Как будто на тебя смотрят живые красотки с фарфоровыми зубами. Прямо, Голливуд!

 И это, заметьте, 1939 год. Маслом по холсту. Мастерски сделанная вещь.

   Внушает уважение  решимость рабочего поднять Красное знамя, и снова идти в вперед на демонстрации на другой картине, представленной на выставке. Товарищ рабочего убит, и лежит на брусчатке, знамя на земле, но идущий следом подхватывает знамя упавшего. Хотя и понимает, что и его ждет такая же, скорее всего, участь. Тоже сильное полотно.

 Несколько чудно и ностальгически приятно наблюдать в зале Киностудий всех республик СССР, как выстроились в ряд целой линейкой советские фильмы. Вот Грузинская ССР представляет нашумевший фильм «Покаяние».

Рижская киностудия Латвийская ССР представляет многосерийный минисериал «Долгая дорога в дюнах». Знаменитая «Игла» с Виктором Цоем - детище Казахской киностудии.

 Что ни фильм, то - хит. И у всех, даже небольших национальных киностудий, была возможность высказаться. Явить широкому кругу зрителей как СССР, так и стран партнеров, свой уникальный киноязык.

 Выставка ДК СССР в Москве в Манеже 2023 года снова создает эту иллюзию единения народов на 1/6 части суши в единый кулак. Это романтическая во многом выставка, особенно для тех, кто родом из СССР. Как пел певец Олег Газманов: «Я рождён в Советском Союзе! Сделан я в СССР».

 При этом, на выставке много и молодежи, которая родилась уже в постсоветской России. Им тоже интересно коснуться истории их родителей, бабушек и дедушек.

***

 Михаил Берсенев, 12.03.23