Сватовство

Альберт Деев
            Что ж колдун? Пришёл в деревню, где красавица жила. Перед тем принарядился, в молодого обратился,а навозного жука превратил себе в коня, и таким красавцем въехал…
Камзол золотом расшитый, горностаевая шапка, конь горячий рвёт удила,       любо-дорого глядеть!
           Он приехал во двор, где Берислава в отчем доме пряла пряжу. И представился Азар княжьим сватом, Елисеем. 
                Скажу, поверьте, не шутя,
                Что за горами, за долами
                И за далёкими морями
                Вы не найдёте с фонарями
                Такого малого, как я!
                Я – диво, чудо в здешнем мире,
                Во мне достоинств миллион.
                Везде дивятся мне невольно
                И говорят, что очень мил.

             - Я вижу, вы не женируете себя. – произнёс отец невесты.
             - Привык говорить, как есть. - довольно не скромно ответил сват.
             - У нас уже есть жених. – отрезал отец невесты.
             – Князь великий, что владеет большим княжеством приморским услыхал про красну деву и решил: Пора жениться. Не хочу богатой девы, а хочу трудолюбиву, чтоб красавицей была мне покорная жена…” О тебе, краса девица, услыхал он от людей, воспылал к тебе любовью, и решил послать меня, чтоб засватал я тебя. Будешь в золоте ходить,князя будешь ты любить!
             – Но жених есть у меня. Люблю я Прокла… Пусть он беден, зато люблю, люблю его, хотя не знает он, быть может, совсем об этом ничего. – Так промолвила она. – Не признался он ещё, но взоры пылкие ловлю! Пусть небогато он живёт, мне не надо ничего. Богатства нам совсем не надо. Ведь говорят не зря в народе: с милым рай и в шалаше! Скажу тебе – езжай обратно, скажи своёму жениху: что свату вынесла я тыкву, скажи, за князя не пойду, скажи, что я люблю другого, а твой жених богат, иль беден, мне это, право, всё равно, ведь я его совсем не знаю, и он не нужен мне совсем.
             – Нет! Со мною ты поедешь! – злобно прошипел Азар. –Ты бессмертному Кощею будешь верною женой…
             – Нет! Женой ему не буду, лучше я умру в неволе, чем женой Кощея стану!
             – Кто же слушает невест?! – злобно выкрикнул злодей.

            Превратил красу-девицу в безобразную мокрицу, спрятал он её в ларец, шпоры своему коню дал и умчался, только след долго пылью завивался…
            Но не долго ехал он, скоро кончилось его разлихое колдовство. Стал он снова стариком… Он себя не мог надолго превращать в кого захочет… Но худое дело править мог на длительнейший срок.
            Собрались в погоню люди, свата только не нашли, и спросили старика, проезжал ли богатый, в золоте и в жемчугах, на коне горячем, с золотой роскошной гривой, на коне богата упряжь с золотыми галунами, вся украшена камнями, самоцветы, изумруды в дорогой узде блистают так, что меркнет солнца свет. с ним красавица девица, против воли своей мчится, сватал он голубку в рай, а повёз её к Кощею, в его мрачные чертоги…
            – Нет, не видел я того, чтоб кто ехал по тропе, по которой я иду. Посмотрите на других дорогах пыльных, может, кто-нибудь и видел распрекрасную девицу, что украл у вас злодей.

На том рассказ мы свой прервём, к Азару мы ещё вернёмся. Сейчас рассказ наш о Егоре, что ехал в дальние края, дорогой, снова незнакомой, что приключилось с ним в пути, и скоро ль он к Луке приехал, если приехал, наконец…