Демьян и Прокл

Альберт Деев
I


             Прошло два года и Егор собрался снова в путь-дорогу – надо племянника спасать от той беды, что с ним случилась.
            Нем стал мальчонка ненароком, когда, играючи в лесу, что за околицей села шумел приветливо листами, с такими ж малыми, как он, играл в лапту и городки и городошная бита улетела, очень далеко. Пошёл её искать Никифор, но встретил злого колдуна. Колдун в соседнее село лесами пробирался тайно, чтобы не встретить никого. Ему, Азару, взбрело женить Кощея против воли. Ведь сам Бессмертный у него уж не одну сотню лет, сам того не подозревая, служит.
А там, в деревне той, куда Азар стопы направил, жила девица с русыми косами, и ясный взгляд голубых глаз, пленил злодея! Хотя не видел никогда красавицы Азор, подслушал он о ней молву, что говорили, проезжая, два парня из того села, жила красавица в котором:
               - А очи синие её, в которых можно утонуть, ресницы пышно обрамляют. А брови – два крыла орла, что над горами пролетает! Как улыбается она! Какие ямочки на щёчках! Взгляд её милых, нежных глаз любое сердце заставляют любовью к ней одной пылать, других девчат не заме-чать…
              – Уж не влюбился ли ты, Прокл?
              – Люблю! Что в этом плохого?
              – Да ничего, конечно, нет! Случается со всяким это.
              – Такую девушку любить, скажу тебе, мой друг, не стыдно. Ты долго не был на селе, ты ездил всё по заграницам, и потому не знаешь ты, какую Радослав невесту взрастил, на зависть женихам. Один из них – твой друг старинный, не знаю только, может зря я полюбил красу-девицу? Другие есть женихи… Богаче много и красивей. Моё богатство – две руки, избушка, что на курьих ножках, поправить бы давно её, да весь в долгах я, друг сердечный. Никак не выбьюсь из долгов… Мне было десять лет всего, когда лишился я отца. Остался старшим я в семье, где восемь братьев и сестёр, средь них, конечно, были двойни…
                - Я не забыл того, как жил, ты, Прокл, в своей семье большой. Лишился ты отца сначала, потом и матери лишился; и вся забота о семье легла на худенькие плечи, пахать и сеять, жать, варить, в субботу баню истопить, всё делать мог ты, друг мой Прокл. Теперь тебе я помогу, я дружбу верную ценю, услуг твоих не забываю.
                -  Демьян, со всем я справлюсь сам…
                - Ты не перечь мне, друг любезный. Ты будешь женихом таким, каким никто в деревне не был! Невесту я твою не знаю. Её я что-то не припомню, ведь много лет прошло с тех пор, когда край отчий я покинул…
                Потом тебе я расскажу, как край покинул я родной, и что заставило меня по свету странствовать так долго… Хотя не Крез я далеко, но    кое-что я, всё ж, имею, и, дружбу старую ценя, тебя я выручить сумею…
                Весь этот разговор подслушав, решил Азар перехитрить, не дать жениться Проклу, и девушку сгубить, а самому стать сватом, а то Кощей из повиновения уходит, так надо крепче привязать его – а это можно лишь посватав, тогда он станет невменяем и можно манипулировать им. Но чтоб никто не догадался, за кого Бериславу хочет засватать, запудрил голову Кощея, решил Азар, что он пойдёт взглянуть на девушку пока, её не видел никогда, лишь слышал разговор друзей - взглянуть на девушку пока, и если сможет – увезти, к дому Кощея привезти, и посмеяться над Кощеем, а там и свадебку сыграть, к себе Кощея крепче привязать!
                Но, зная, что любовь слепа, лучше сначала посмотреть на Бериславу: влюблённому юнцу как верить, ведь дева, милая ему, в его глазах милее всех!
                То, что Азар жесток и зол Кощей понял давным-давно, но разорвать никак не мог тенёта, вот беда! Азар знал очень хорошо ту девушку, которую много сотен лет назад беззаветно любил Кощей, а потому решил, что лучше самому сначала посмотреть Бериславу: влюблённому юнцу как верить, ведь девушка, милая ему, в его глазах милее всех!
                И если Проклова невеста хоть немного похожа на девушку Кощея, то увезти её насильно, добром если не согласится ехать, а может быть, она запуганная очень, ей всё равно, куда б ни ехать, от дома своего подальше бы. Её родителям пообещать и серебра и золота – и продадут дочь, лишь бы им из нужды  выбраться. Прокл правду говорил иль нет, а если нет, несложно Прокла, околдовать или убить, его невесту загубить. Азар шёл тропами лесными, чтобы никто не догадался, кто он такой, к кому невесту хочет увезти. Но здесь Никифор повстречался, увидел злобные глаза, чело, нахмуренное злобно, малец, напуганный, испортить мог колдуну затею всю. Поэтому решил злодей лишить мальчонку дара речи, чтобы не мог он рассказать, кого в лесу он повстречал. Боясь до времени огласки, тропами тайными в село он пробирался незаметно, но вот досада, Никифор, увидел колдуна, и уже хотел позвать на помощь, но не успел – колдовство уста Никифора закрыло.
                И в ужасе малец примчался, показывать руками стал, что видел страшное в лесу, но слова вымолвить не мог…
                А что же Прокл с Демьяном?
Демьян такую речь ведёт:
                – Своим несчастьям я обязан, Азару, злому колдуну. И, если ты поможешь мне, вдвоём мы справимся с Азаром. А если нет – так сгинем оба! Согласен ты иль нет? Решай.
                – Вдвоём мы что-нибудь да стоим. Тебе, конечно, помогу. Вдвоём мы справимся с Азаром! А если нет – погибнем вместе!





Азар, чтоб привязать к себе Кощея крепче, решил сходить, чтоб посмотреть Прокл правду го-ворил иль нет. А если нет, несложно Прокла, околдовать или убить, его невесту загубить. Вы-полняя свой план коварный, Азар шёл тропами лесными, чтобы никто не догадался, кто он та-кой. Но здесь Никифор повстречался, увидел злобные глаза, чело, нахмуренное злобно, малец, напуганный, испортить мог колдуну затею всю, поэтому решил злодей лишить мальчонку дара речи чтобы не мог он рассказать, кого в лесу он заприметил. Боясь до времени огласки, тропами тайными в село он пробирался незаметно…
Никифор, видя колдуна, уже хотел позвать на помощь, но не успел! И колдовство уста Ники-фора закрыло. И в ужасе малец примчался, показывать руками стал, что видел страшное в лесу, но слова вымолвить не мог…
А что же Прокл с Демьяном? Демьян такую речь ведёт:
– Своим несчастьям я обязан Азару, злому колдуну. И, если ты поможешь мне вдвоём мы справимся с Азаром. А если нет – так сгинем оба! Согласен ты иль нет? Решай.
– Вдвоём мы что-нибудь да стоим. Тебе, конечно, помогу. Вдвоём мы справимся с Азаром! А если нет – погибнем вместе!

А что разбойники лихие? Они, все парни удалые, что делают они сейчас? Осели многие в де-ревне, сменив мечи на орала, а кое-кто, в лесу шатаясь, и путников подстерегая, разбоем диким занимаясь и день, и ночь по тропам бродит, и с ними их вожак лихой, стал он хитрей и злей намного, он на Егора очень зол…