Глазами очевидца

Галина Мамай 123
Воспоминаниями делится участник Сталинградской битвы, наш земляк Иван Александрович Савченко. Его сегодня нет с нами, но есть его Победа, которая состоялась благодаря мужеству воина.
     - В первых числах лета июня 1942 года, с мобилизованными разновозрастными призывниками в Красную Армию, по «зеленой улице», под рык паровоза эшелон из «телячих» вагонов вкатил в город Ростов-на-Дону – Ворота Кавказа.
    Позади остались хлебные и овощные нивы, молочные фермы  и машино-тракторные станции, города и станицы Краснодарского края.
    В цвете садов, с парениями жирных черноземов, полосами лесонасаждений, лентами рек, блюдцами озер и водохранилищ, рисовых чеков и необозримых отчасти заросших камышами, богатых пернатой дичью, кабанами и рыбой, плавнями, помнилась весна, моя Кубань, мой Горячий Ключ.
    Мы ехали в Москву – столицу нашей Родины. В июне эшелон с новобранцами Предмосковье встречало военной суровостью: противотанковыми рвами, «ежами» из сваренных рельсов, рядами колючей проволоки, окраинами, густо усеянными подбитыми танками, орудиями всех колибров и автомашинами серого цвета с крестом. Это были живые свидетели битвы за столицу Советского Союза – Москву.
    Москва… Улица Красноказарменная, №14, - Пересыльный пункт. Одна ночевка в пустых складских помещениях, один день переезда в Гороховские лагеря близ города Горький. Освоение в течение 25 дней военной «науки побеждать», без переобмундирования, «босяка», на пустой желудок и снова Москва.
    Измайловский парк. Вдоль аллеек строгие ряды палаток. Переодетые в защитную форму, а обутые в кирзовые сапоги (гвардейцы же!), прошли, теперь уже 20 дневную боевую подготовку. Принятие военной присяги, - Я гвардеец красноармеец Красной Армии Отдельного гвардейского минометного дивизиона «Катюш» М-8 на шасси танка -70. По тревоге марш на полигон, ночной пробный залп и…
    Утром, с рассветом, на Красной площади у Мавзолея Ленина клятва на верность Родине, Коммунистической партии, возглавляемой Великим, Мудрым Вождем М.В.Сталиным.
    Погрузка в военный эшелон. Гу-у! И покатили. Куда? На фронт! Кажется ночь в неизвестное завтра.
    Ночью один из эшелонов дивизии подвергся налету фашистской авиации. Первое чувство тревоги и запаха войны. Выгрузка на полустанке Прикаспийской степной полупустыне и марш своим ходом в сторону Ахтубинского района. Теперь уже без всякой военной тайны всем понятно – на Сталинград. С запада на восток перегонялись сотенные стада и гурты крупного рогатого скота и овец. Не единого деревца. Жара неописуемая, позавидовал одно и двухгорбным (Дромедар и Бактриан) верблюдам, равнодушным к отсутствию воды и плотной стене дорожной, въедливой, изнуряющей пыли. Утром прошли Ахтубу. Слышен далекий еле уловимый запыленными ушами накат войны.
    Навстречу, с группой раненых в шлемафоне идет танкист: в сапогах, замызганном галифе, без гимнастерки, в круговую обмотана бинтами грудь. Ниже левого соска, величиной в пятак, кровавое пятно припудрено пылью, глянул в глаза, - сострадание боли и усталости, через время глянул – пятно уже на правой стороне было величиною с чайное блюдце. Господи! Пуля наискосок – навылет.
    1942 и 2007. А до сих пор хорошо помню: с правого берега катерок прибуксировал довольно большую баржу – паром, густо наполненный заводским оборудованием, военной техникой, подлежащей ремонту, эвакуируемые людьми. Война. Разгрузка моментальная. На обратный рейс паром заполняется техникой, штабелями укладываются ящики со снарядами и продуктами. Все бегом, скоро и без суеты. Команда на погрузку личного состава с зенитными батареями, очередями спаренных пулеметов.
    Высоко в небе немецкие истребители и бомбардировщики. Нахал-смельчак-асс, снизился до недопустимой высоты и… Прощай матер, фатер, железный крест. Не загораясь рухнул на широкую Волгу. Осколки и пули нет-нет да и шлепали в боковины и верхнюю открытость парома. Я почти почувствовал себя на войне.
    Шел конец августа 1942 года. В душе я гордился своим семнадцатилетием. В полдень высадились на правом крутом берегу. Прибрежный неширокий окаем опутан траншеями-окопами, в которых лежали и стояли, стонали и молчали раненые, ожидающие переправы на левобережье – в тыл.. Дрожь по телу. Кое-где лежали убитые и умершие от ран уже здесь на берегу. А еще вчера и сегодня утром эти человеческие плоти были солдатами Великой Отечественной войны.
    Рассредоточились в районе еще неизвестной всему миру «Мельницы» и совсем еще не знаменитого «Дома сержанта Павлова». На заходе солнца маячила вершина Мамаевого Кургана, а за спиной переправа 62-й армии генерала Чуйкова, в состав которой вошел Отдельный гвардейский минометный дивизион ставки Главного Верховного командования. 
    Город еще просматривался красотою проспектов и улиц, его разрушение еще не выглядело ужасающим. К небу все же тянулись султаны горящих зданий. На площадях стояли умершие трамваи, а в пустых квартирах еще сохранялся покой недавней жизни: сиротливо смотрелись заправленные кровати с горами подушек, ожидали своего будущего осиротевшие пианино, шкафы с одеждой, буфеты с вымытой посудой; кое в каких квартирах мяукали голодные кошки. 
    Известно, что в артиллерийских и минометных батареях стреляет не тот, кто их обслуживает, а ток, кто является глазами и ушами батареи, тот, кто находится на Н.П. в передних эшелонах матушки-пехоты, совместно утверждающих звание артиллерии, как Бога войны.
    Наблюдательный пункт «обживался» на подступах к городу, связисты обеспечивали связь с батареями, «зарывались» в землю левее Мамаевого кургана. Господи Иисусе, Сыне Божий! Что это за земля? Лопатой не копнешь, кирку дали – рукавицы не спрашивай, мозоли на ладонях кровяные. За ночь углубились на глубину, высотою ниже плеч.
    И началась великая битва, унесшая много жизней наших бойцов. Фашисты неистовали. Бомбили сверху нещадно. Вокруг полуживые, контуженые санитары с тяжело ранеными, в копоти, с упорной пехотой, стоящими насмерть бойцами. В этот день. В эти сутки наши войска закрепились на подступах к городу, носящему имя Сталина.
    А Сталинград был в огне. Горело все то, что могло гореть, что не могло, то плавилось от синебелого каления. Горели нефтехранилища. Огненными драконами сползала горящая нефть в Волгу, горели фабрики и заводы, горели жилые дома, горели волжские пристани, грели люди – защитники Сталинграда. До победного февраля, второго дня 1943 года, до гибели более чем трехсот тридцати тысячной армии Вермахта оставалось еще более четырех месяцев. Сталинграду предстояло умирая – не сдаваться, а пересилив смерть – Победить!
PS: Автору настоящего повествования вместе с польской дивизией имени Тедеуша Костюшко пришлось освобождать поселок Ленино в восточной части Белоруссии Могилевской области, на Оршинском направлении форсировать истоки Днепра, участвовать в разгроме Корсунь-Шевченковской группировки на Украине, с Львовского направления освобождать города Польши, форсировать реку Висла, за что представился к званию Героя Советского Союза, но награждении не состоялось. От Сандомирского плацдарма шагал к границам Германии, в промежутках между боями находился на лечении в госпиталях и медсанбатах.
Справка «Сталинградская битва»
… В боях с обеих сторон одновременно участвовало свыше 2 млн. человек, более 2 тыс.танков, 20 тыс.орудий и минометов, более 2 тыс.самолетов. На город противник сбросил 90 млн.бомб, общий вес которых составлял 100 тыс.тонн, т.е в 5 раз более того, что было сброшено на Великобританию за все время войны.
    Осмыслите эти справочные данные: «…С обеих сторон участвовало свыше 2 млн. человек…»
 
Савченко Иван  Александрович родился в 1924 году, с 26 июня 1942 года по 10 февраля 1947 года проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР.
Прохождение военной службы:
- 89-й минометный полк – с июня 1942 г. по январь 1943 г.;
- входил в состав ДА – с 30 августа 1942 г. по 5 февраля 1943 г.
За храбрость и стойкость, мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов награжден орденом Богдана Хмельницкого III степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны I степени, юбилейными медалями.
    На фронте Великой Отечественной войны 6 января 1943 года получил
Множественное осколочное ранение мягких тканей: левого плечевого и локтевого суставов, левой кисти, обоих бедер и левой голени. По поводу чего с 04.03.1943 г. по 30.04.1943 г. находился на излечении в ЭГ №1866.
Солдат выжил, выстоял, победил.
 
    Уходят из жизни бойцы и офицеры. Уходят… Идет Героическая поверка. Названо имя нашего земляка, героя битв за Родину, за мир на земле Ивана Александровича Савченко. Навечно в боевом строю стоит отважный гвардии старший сержант. Никто не забыт – ничто не забыто.