История понятия реализм в литературе

Марина Сапир
По энергичной реакции на мой предыдущий текст о реализме (и его несуществовании) я поняла, что нужно показать исторический контекст понятия.  Здесь я привожу краткую историю термина «реализм» применительно к литературе. В приведенной таблице для каждого значения этого термина я указываю, когда, где, кем это значение было введено, отношение авторов к этому явлению.
Я здесь объединяю несколько источников, стараясь, по возможности, разобраться в противоречиях.

    • 1840 — 1850 Франция.  Самоназвание группы писателей. Значение:  «искренность» и «наивность». Отношение: положительное
    • 1850-е Франция.  Общее словоупотребление. Значение: непристойное, безобразное. Отношение: негативное.
    • 1860-е Россия, Д.И.Писарев Значение: «реалистами» назвал  людей практической складки типа тургеневского Базарова, далеких от всякого искусства. Отношение: позитивное.
    • 1868, Россия, Достоевский. Значение: изображение правдоподобного, обыденного. Отношение: негативное. «Мой идеализм реальнее ихнего реализма».
    •  Конец 19 века Франция.  Модернисты. Значение: соотносимое с реальностью, приземленное. Отношение: негативное.
    • 1921. Россия, конструктивист Якобсон. Указывает несколько значений термина, в том числе : «воспринимается как правдоподобное». Отношение: скептическое. Ставит под вопрос научную верификацию.
    •  1930 Венгрия.  Марксист Г. Лукач.  Значение: «соотносимое с реальностью. Отношение: должно быть нормой.
    •  1930е.  Венгрия (Лукач), СССР. Все канонизированные произведения прозы 19 века названы «реализмом». Отношение: должно быть нормой.
    •  1932 СССР.  КПСС.  Значение: Правдивое, объективное искусство, служащее интересам пролетариата. Отношение: единственно правильное искусство.
    • 1968 — семидесятые (За рубежом)  Барт и другие семиотики. Значение: иллюзия реальности, текст указывает не на реальность, но на знаки реальности. Отношение: скептическое.
    •  Семидесятые годы (Англия, Германия) Гудман, Шмидт. Значение: нормативный способ коммуникации, меняется со временем. Связывают понятие реализма не с реальностью, а с официальными требованиями к искусству. Отношение: скептическое.
    • 1997. Россия. Руднев. Значение: «направление в искусстве, которое наиболее близко изображает реальность.» Отношение: «термин тоталитарного мышления», «нелепый термин». Другое значение: «доступен для восприятия среднего носителя языка, отсутствие  "изысков"» Отношение: «В этом смысле никоим образом нельзя назвать реалистами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского и Чехова, которые не подчинялись средней языковой норме, а, скорее, формировали новую.»
    • 2007. Россия. Полубояринова. Значение: сообщение о том, что считается «реальностью».  Зависит от власти и рыночных механизмов. Отношение: скептическое.


Выводы.

В массовой культуре России под реализмом в литературе понимается «правдивое, объективное отображение реальности». Реализм до сих пор обычно считается единственно-правильным направлением в литературе начиная с 19го века. Но такое значение всегда было связано с идеологической властью в СССР. Оно не существовало до 1930годов. Идея «правдивого отражения реальности» критиковалась как ненаучная до 30годов в России, и во время СССР за границей.  А с 1997 это понятие открыто критикуется в российском литературоведении, связывается с тоталитаризмом.

____________________________
Литература.
Руднев В. П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. — М.: Аграф, 1997
https://www.booksite.ru/fulltext/
slo/var/cul/tur/rud/nev/rudnev_v/89.htm

Понятие реализма в истории литературы. Полубояринова Л.Н. Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007.

https://profilbaru.com/ru/:
Реализм(искусство)