Степной. Красный Аксай. Из ряда вон события 1946

Гульнара Элрод Умарбекова
ПОСЛЕДНИЙ ГОД ЖИЗНИ ДОМА В СОВХОЗЕ СТЕПНОЙ И НА КВАРТИРЕ НА СТАНЦИИ СТЕПНАЯ, 1945-46 ГОДА.(часть 9)
   
   Пока мы с Налей ехали домой, у мамы с Леной происходили события. События начались фактически еще до моей поездки на Родину.  Мама очень переживала за Лену. "Надо что-то делать, а не ждать, пока Лену найдут и посадят на 5 лет (за то, что сбежала с работы по направлению, на судне. Лена жаловалась, что мужской состав команды судна не давали ей прохожу, всё время приставали.) Я сегодня же позову Илью Черкашина, поговорю с ним, может он поможет достать другой паспорт и ты, Лена, спокойно будешь работать в Ростове-на-Дону. И ты, Лена, будь сегодня дома."-приказала мама.
   Я хорошо помню этот день. Мама вела разговор с Ильёй смело, непринужденно, потому что хорошо знала, что Илья безумно любит Лену. А Лена, между прочим, не выражала никаких эмоций, сидела молча, изредка поглядывая на маму с недоверием к её поступкам, словам и безысходному горю, которое я очень хорошо заметила на её лице.
   Я заметила, что Илье и маме хотелось, чтобы я ничего не слышалаЖ я сама догадалась и сказала что пора кормить и поить свинью Машку и вышла. Душой я чувствовала, что этот тайный совет не принесет Лене счастья, но чем кончится - не знала. Я, под видом что-то забыла взять, заходила в комнату , где за столом сразу все замолкали, и урывками слышала:"Фамилию, имя, отчество оставим. Год рождения напишем 1928-й и место изменим, она родилась не в Н. Колчурино, а в Кущевке. Я уверен, что по Cоветскому Союзу найдется много Петряковых Е. А., но год рождения другой и место рождения другое, ни один следователь не усомнится, что это совсем другой человек." - отпарировал Илья.
   Лена с мамой согласились с ним. Он обещал и сделал. Илья был фронтовик, вернулся раненный в ногу, ходил с палочкой, прихрамывая. Его приняли сторожем на перевалку - это огромная куча, тонн 200, пшеницы в поле, на расчищенном месте - площадке, подлежащая перевозке на элеватор, в Степную. Можно представить сколько мешков он отвалил за ложный документ. "Своя рука - владыка"- говорит пословица, а елси еще и горячая, страстная любовь, то и не на такое пойдешь.
   На этом бы и закончилась  моя встреча с Илько, но случайно, мы стояли на разъезде с Леной ожидая поезда на Ростов, я увидела, идущего к нам с палочкой, мужчину. Да, это был Илько. Он что-то сказал Лене и зашел в маленькую посадку. Я думала, что он ушел. Вдруг Лена захотела в туалет и пошла в посадку. Через время, часов у меня не было, Лена вышла из посадки ко мне, подошел поезд, мы сели в вагон и поехали.
   В то же время в совхозе Степной жизнь ухудшилась. Новая зоотехник ловила доярок с краденным молоком. Она ездила на двуколке, появлялась неожиданно около доярки, несущей модоко домой, заставляла вернуть молоко на ферму и подавала управляющему рапорт. Стали увольнять доярок. Тётю Галю Родину застали на тропинке, когда она несла полведра молока с фермы домой. Увидев зоотехника, тётя Галя вылила молоко на землю."Ты зачем вылила молоко на землю?"- заорала зоотехник.  А это не молоко, это вода. У меня дома нет воды, вот я и решила захватить с фермы. А вылила я с перепугу, я на вас подумала, что идёт бугай,"- пыталась обмануть тётя Галя (Агафья).  "Я тебе покажу бугая, скоро ты останешься без работы у меня! Ишь ты! Воду она несла!"- пришпорила коня и помчалась  в контору сообщать. Доярки знали, что если свидетелей не было, то не выгонят с работы. Они жаловались управляющему, что зоотехник злая, вредная женщина, грубо  обращается, но зоотехников управляющий не имел право увольнять, потому он ждал момента, чтобы убедиться самому. В те дни появилась подписка на государственный зденежный заём "Развитие  и восстановление народного хозяйства". Каждый почувствовал, что а него взялись, не на шутку. 
   Мама очень боялась пойматься с молоком и решила уволиться по-хорошему. Но управляющий не мог легко отпустить лучшую доярку. Он сказал, что оснований увольняться у мамы нет, не отпускаю. Всё. Так как далеко уехать надо много денег, то мама решила переехать в станицу Красный Аксай, это 7 км. от Ростова-на–Дону.
Там она позже нашла работу, и успела сообщить нам с Налей, чтобы, возвращаясь, мы ехали не в совхоз Степной, а в город Аксай, и дала адрес квартиры, комнаты, что она сняла в частном доме. В моё отсутствие они с Леной перевезли на машине все вещи, и зарезанную свинью Машку в Аксай.  По приезду в Аксай я Лену там никогда не видела, она не приезжала. Наля же после того как мы приехали, на второй день вышла на работу в подсобное хозяйство, а я пошла в школу, в 7-й класс. Мама еще не уволилась из совхоза Степной. Её не увольняли. Она ездила в совхоз, но бесполезно.
   Тогда она выдумала хитрость, которая стоила ей 10 рублей. Она взяла меня за руку и повела в поликлинику к врачу. Она рассказала, что у меня крапивница-сыпь на руках, что я очень нервная, одним словом, такая больная, что пусть он даст ей справку, иначе её не уволят с работы, чтобы за дочерью ухаживать, и обещала отблагодарить. Врач для близиру осмотрел меня и, не найдя никакой болезни, написал такую справку:"Дана Медведевой Анастасии Алексеевне, что её дочь Петрякова Галина находится в тяжелом состоянии, транспортировке не подлежит. Больная нуждается в уходе. -?-сентября 1946 года. Врач такой-то и подпись." Врач открыл, то есть выдвинул ящик стола и вроде руки пошел мыть, а мама достала из кошелька 10 рублей, положила в стол, то есть в ящичек и сказала:" Спасибо, доктор, до свидания." Мне это было в диковинку, это был первый случай взятки, что я видела за мои 16 лет.  Может у мамы это был не первый раз, но видела я в первый раз. "Ну и артистка же ты, теперь тебя уволят?" "Конечно, уволят, такая серьёзная причина!"- обрадовалась она.
   Я заглянула в подсобное хозяйство. Наля была занята уборкой помидоров. Я подождала до 4-х часов и мы вместе пошли домой. Дома мы чистили картошку на ужин и жарили её на сале свиньи Машки. Мама приехала поздно и сказала, что утром пойдет на базар продавать сало, чтобы заплатить за квартиру. Если бы она знала, что нас ожидает впереди, она бы не продавала сало, а берегла бы его, чтобы по маленькому кусочку дотянуть до весны, а сама бы скорей пошла работать, и с получки рассчиталась бы за квартиру. Она продавала каждый день сало, покупала семечки, жарила и вечером носила продавать стаканом около кинотеатра. На что она надеялась? Урожая то не было. С Украины шли и ехали голодные люди, на дорогах умирали от голода. Когда мама сало продала, то поступила на стекольный завод. На гроши эти мы уже не могли прожить. До Нового Года мы еще кое-как держались.