Тайны Лесного озера Николая Заболоцкого

Георгий Валентинович Куликов
Н.А. Заболоцкий (довоенное фото)   

     «Лесное озеро»  Н.А. Заболоцкого,  по словам его сына Никиты, «так высоко ценимое самим автором» (1), требует (именно поэтому!) внимания к себе сугубого.

ЛЕСНОЕ ОЗЕРО

Опять мне блеснула, окована сном,
Хрустальная чаша во мраке лесном.

Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья,
Где пьют насекомые сок из растенья,
Где буйствуют стебли и стонут цветы,
Где хищная тварями правит природа,
Пробрался к тебе я и замер у входа,
Раздвинув руками сухие кусты.

В венце из кувшинок, в уборе осок,
В сухом ожерелье растительных дудок
Лежал целомудренной влаги кусок,
Убежище рыб и пристанище уток.
Но странно, как тихо и важно кругом!
Откуда в трущобах такое величье?
Зачем не беснуется полчище птичье,
Но спит, убаюкано сладостным сном?
Один лишь кулик на судьбу негодует
И в дудку растенья бессмысленно дует.

И озеро в тихом вечернем огне
Лежит в глубине, неподвижно сияя,
И сосны, как свечи, стоят в вышине,
Смыкаясь рядами от края до края.
Бездонная чаша прозрачной воды
Сияла и мыслила мыслью отдельной.
Так око больного в тоске беспредельной
При первом сиянье вечерней звезды,
Уже не сочувствует телу больному,
Горит, устремлённое к небу ночному.
И толпы животных и диких зверей,
Просунув сквозь ёлки рогатые лица,
К источнику правды, к купели своей
Склонились воды животворной напиться.

1938

     Как тут не вспомнить Блока:

С вечерним озером я разговор веду
Высоким ладом песни…

     Здесь тоже разговор с вечерним озером, и тоже – «высоким ладом песни», и если не назван у автора в союзниках, как у Блока, Бог, то дыхание вечности в стихотворении ощутимо.
     «Задумано оно было, – пишет сын поэта, – ещё летом 1937 г. на даче в Луге во время прогулки на Глухое озеро» (2).  А начато – до ареста: «был найден автограф  варианта первых двух строк» (3).  Закончено же, судя по авторской датировке, в 1938 году.  Но когда же и где поэт смог его дописать?
     Арестовали Заболоцкого за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» 19 марта 1938 года. И сразу же поставили «на конвейер» – допрос, который  длился без перерыва около четырёх суток (4). «Сознание, – вспоминает Николай Алексеевич, – стало затуманиваться».  Он его потерял, и его оттащили в камеру. А когда очнулся, им овладела «безумная» мысль: никого не пускать в камеру. Для этого он подпёр ручку двери железной кроватью. Но это не спасло: под ударами  в дверь ручка со спинки соскочила, и тюремщики дверь распахнули. «Чтобы справиться со мной, – пишет Заболоцкий, –  им пришлось подтащить к двери пожарный шланг и привести его в действие. Струя воды под сильным напором ударила в меня и обожгла тело. Меня загнали этой струёй в угол и после долгих усилий вломились в камеру целой толпой. Тут меня жестоко избили, испинали сапогами, и врачи впоследствии удивлялись, как остались целы мои внутренности – настолько велики были следы истязаний» (5). Это были врачи больницы Института судебной психиатрии, куда из Дома предварительного заключения доставили избитого. Держали его здесь около двух недель, после чего возвратили в ДПЗ, только уже не в одиночную камеру, а в общую. «Дверь с трудом, – как пишет Заболоцкий, – закрылась за мной» (6). «Места было столько, что люди могли лечь только на бок, вплотную прижавшись друг к другу, да и то не все враз, но в две очереди» (7).  Отсюда ясно, что в ДПЗ никаких стихов поэт создать не мог. Сомнительно (после чудовищного избиения!) и больничное творчество.
     В августе Заболоцкого перевели в Кресты. Здесь тоже было тесно (хотя и посвободнее, чем в ДПЗ), а главное – на допросы уже не водили: у поэта появилась возможность творить. В Крестах он пробыл до 8 ноября, когда тронулся этап. Через два дня Заболоцкий оказался в Свердловской пересыльной тюрьме. Он не написал об условиях содержания в ней, где пробыл до 5 декабря, даты начала «великого сибирского этапа». Тут, предполагаю, условия для создания стихов всё же могли быть.
     А на «великом сибирском этапе»? Он длился более 60 дней! (8) «Стояла лютая зима… – вспоминает бывший пассажир зэковского вагона, – …вскоре нестерпимый мороз загнал всех нижних жителей на нары, но и здесь, сбившись в кучу и согревая друг друга собственными телами, мы жестоко страдали от холодов. Понемногу жизнь превратилась в чисто физиологическое существование, лишённое духовных интересов, где все заботы человека сводились лишь к тому, чтобы не умереть от голода и жажды, не замёрзнуть и не быть застреленным, подобно зачумлённой собаке…» (9).  Новый – 1939 год – Заболоцкий встретил «где-то около Байкала» (10). Из этих свидетельств делаю  вывод: «Лесное озеро» скорее всего создавалось в Крестах, мог поэт над ним работать и в пересыльной тюрьме Свердловска. Записать стихотворение у него возможности не было (заучивал наизусть!): только после освобождения в 1944 году – он доверит его бумаге (11).
     Загадочна тишина озера – «пристанища уток» и других, несомненно, птиц. Поэт вопрошает:
   
Зачем не беснуется полчище птичье,
Но спит, убаюкано сладостным сном? –

     Ещё более загадочно, что в этой величавой  тишине:

Один лишь кулик на судьбу негодует
И в дудку растенья бессмысленно дует.

     Кулик, несомненно, сказочный. И здесь, конечно же, вздох о себе – поэте, который поёт даже в тюрьме, где пение его как будто бессмысленно. Он негодует, но не отчаивается - продолжает "дуть в свою дуду"
     «Хрустальная», «бездонная чаша прозрачной воды» – «целомудренной влаги кусок». Эпитеты праздничны и торжественны, но только вот почему «кусок»? Можно испить воды, но уж никак от неё откусить! Споткнувшись на странном определении, его долго не забываешь. Оно улеглось в душе «безбольно», лишь когда прочёл у Заболоцкого такие шуточные стихи:

Виден вечности кусок,
Неподвижный, как сундук.

     И озеро, несомненно, причастно вечности. Вспомнил также о «куске влаги», читая стихи о роще берёзовой:

Где под каплей божественной,
Холодеет кусочек цветка.

     Хочется и лесное озеро назвать божественной каплей… Ведь оно – «источник правды»,  и  вода в нём – «животворна». Хоть и сравнивает поэт «влаги кусок»  с «оком больного в тоске беспредельной»,   но ведь око «горит» – и к небу устремлено!
     И что это за «рогатые лица» «животных и диких зверей»? Почему не морды? Да потому что они из сказки, точнее – с иллюстрации к ней – добрые её персонажи. Там чудеса…  Святая память детства! Она согревала и живила душу измученного поэта.  Всё «Лесное озеро», от «битв деревьев и волчьих сражений» до «рогатых лиц» животных, исполнено чудес. Но и сотворение этого шедевра в столь жутких условиях разве не чудо? А там, где чудо, там и неразрешимая тайна.

2021

ПРИМЕЧАНИЯ

1)Николай Заболоцкий. Я воспитан природой суровой. М.: ЭКСМО, 2008. С. 244.
2)Там же.
3)Там же.
4)Там же. С. 283.
5)Там же. С. 286 – 287.
6)Там же. С. 289.
7)Там же. С. 292.
8)Там же. С. 298.
9)Там же. С. 299
10)Там же.
11) Находясь в заключении, Н.А. Заболоцкий  напишет, кроме «Лесного озера», лишь ещё одно стихотворение «Соловей» (1939). Их он заучит и будет повторять в уме до освобождения. Никаких других стихотворений поэт в ГУЛАГе написать не сможет.