Что не так с великой советской наукой?

Алекс Хаммер
   Все мы знаем, какие талантливые были советские ученые, и как СССР был ведущей научной державой. Какую страну потеряли...

   На самом деле все было не так. Расскажу коротко основные этапы развития науки в нашей великой Родине:

   После образования СССР и установления в нем диктаторского большевистского режима с наукой в стране стало совсем плохо -ученые либо уехали, либо были убиты.

   Тех, что остались, было очень мало, и многие из них, как например академики физики  Иоффе и Капица, свои основные достижения получили за счет обучения в западных научных центрах в 20-е годы, когда  СССР еще не стал сталинской империей зла и советских ученых еще знали и приглашали за границу. И кстати еще выпускали из страны...

   В тридцатые (уже сталинские годы)  советская наука работала уже замкнуто, ориентируясь, как правило, на доступные  научные публикации в западной прессе, и в основном занималась освоением западных технологий, купленных по патентам, или просто украденных - страна  готовилась к мировой войне и требовалось новейшее вооружение,  приоритет в науке отдавался именно военной области.

   Но, будем справедливы - СССР много внимания уделял образованию, талантливые и всякие другие студенты были и имели возможности для обучения, хоть и имели одну пару целых ботинок на троих.

  Гигантским толчком к развитию советской науки стала не подготовка к войне, и даже не сама война, а  масштабная военно-техническая помощь союзников, хлынувшая в страну.

  Напомню, что в денежном эквиваленте  бесплатная помощь Запада СССР в несколько раз превысила вложения самого сталинского СССР в индустриализацию в 30-е годы.

  Все образцы западной техники, поступавшей в СССР во время войны тщательно исследовались, разбирались до последнего винтика и с них снимались чертежи. Затем это уже пыталась освоить советская промышленность.

  Запад прекрасно понимал это, но молча соглашался - СССР был хорошим союзником,  отвлекавшим на себя значительные силы Германии.

  Но английский истребитель Спитфайр, революционный для своего времени самолет, Сталин, несмотря на свои многочисленные просьбы так и не получил.

  Помимо всем известных танков Шерман (и многих других),  самолетов Харрикейн, Аэрокобра, Дуглас и др,  медикаментов, продуктов, оружия, топлива и тд, СССР получал и новейшее радио и электронное оборудование, на котором выросли впоследствии целые отрасли советской науки.

  Но настоящий джек-пот Сталин сорвал, когда советские войска вошли в Германию. Немецкое оборудование, вывезенное тогда в СССР, успешно работало потом десятки лет - в конце восьмидесятых на военном заводе в Москве мой друг токарь работал на станке, выпущенном в Германии в 1938 году.

  Но не "железо" стало, конечно, тогда главной добычей. По всей советской зоне оккупации велась масштабная охота на людей - специалистов в разных областях. В СССР были вывезены, вопреки всем международным конвенциям,  десятки тысяч немецких ученых и инженеров.

  Пример -  в Самаре, тогдашнем Куйбышеве, были созданы два научно-технических центра, сделавших город впоследствии столицей советской авиа и ракетной промышленности.

  Основу этих центров составили 500 немецких инженеров, бывших подчиненных доктора фон Брауна - отца  мировой космической индустрии. Самого Брауна удалось украсть американцам, он собственно и строил им ракеты потом всю жизнь.

  Хуго Шмайссер, немецкий конструктор, также был вывезен в Ижевск, в котором чудесным образом был создан автомат Калашникова, чудесным образом напоминающий одно из изобретений Шмайссера.

  Получив такой мощный пинок под зад, советская наука в пятидесятые-шестидесятые годы стала почти вровень с западными. Полет Гагарина в космос - непосредственное тому подтверждение, так как все советские ракеты имели в основе немецкие двигатели от ракет Фау.

  Кстати, советская реактивная авиация тоже началась с двух немецких реактивных двигателей, и об этом прямо пишет в своих советских еще мемуарах знаменитый конструктор Яковлев.  Истребитель МиГ-15 имел таки  внутри немецкое сердце. Двигатели то ли были куплены, то ли позаимствованы -он как то мутно об этом написал.

  К сожалению, все хорошее быстро кончается - Шмайссер уехал умирать в Германию, его коллеги тоже либо умерли в СССР, либо через 10-15 лет все вернулись в Германию.

  И советская наука осталась один на один с советским режимом - плановой военизированной экономикой и закрытостью от мирового научного сообщества.

  Если на Западе десятки тысяч мелких и крупных научных и промышленных центров и лабораторий занимались наукой в весьма приземленных целях - в целях насыщения рынка современными, дешевыми и  высокотехнологичными мирными товарами "народного потребления", что приводило к появлению революционных научно-технических достижений во всех областях науки и промышленности, то в СССР все было иначе.   

  Решение о развитии и финансировании тех или иных областей науки принималось партийным руководством, основу которого составляли люди с плохим образованием, но правильного рабоче-крестьянского происхождения.

  В итоге, например, изобретение транзисторов вместо ламп  на Западе привело к созданию компьютеров, и микроэлектроники как одной из самых мощных и прибыльных отраслей промышленности. Она тянула за собой химию, физику  и другие точные науки.

  СССР же уже в конце шестидесятых оказался в глубокой жопе -вновь отрезанный от мировых научных знаний, он мог строить своим союзникам по всему миру гигантские металлургические заводы, а оснастить свои военные самолеты современными системами наведения уже не мог.

   Правда, захваченные во Вьетнаме американские трофеи, типа ракеты Сайдвиндер, СССР пусть и плохо, но смог повторить, но это уже была агония.

   Одним из ее проявлений было катастрофичное поражение СССР в лунной гонке в начале семидесятых.
Разгром арабских армий Израилем в войне 1973 года, был также отчасти обусловлен подавляющим  технологическим превосходством американской авиации в воздухе.

   Семидесятые и восьмидесятые годы советская внешняя разведка в основном активно занималась промышленным шпионажем на Западе - технологическое отставание набирало скорость в геометрической прогрессии.

   Большой мировой скандал получился из покупки Советским Союзом в Японии, в обход санкций, через кучу прокладок-посредников, огромного станка для изготовления винтовых валов подводных лодок.

  Советские подводные лодки западные военные называли "гремящими коровами" - точность обработки валов, этих огромных деталей, была на  низком уровне, вызывавшем при вращении вибрации и шум на пол океана. То есть даже в станкостроении и металлообработке СССР отставал от Запада на два-три поколения.

   И все, что оставалось советской науке -это снова, как при Сталине, разбирать "по винтику" образцы западных технологий, и пытаться их воспроизвести в СССР. Именно с тех и пошли анекдоты про самый большой в мире советский микрокалькулятор.

  Понятно, что представление о том, что какой-то вождь, или группа вождей (Политбюро) может точно определить правильное направление научной мысли было в корне ошибочным.

   Научные открытия часто делаются интуитивно гениями, и базируются на их осведомленности о всех современных научных гипотезах и технологиях, существующих в мире. И это в корне противоречит закрытости диктаторских режимов.

   Именно поэтому они всегда будут отставать в развитии, и пытаться догнать обобщенный Запад.

  Резюмируя, можно сказать, что советская наука и технология никогда не являлась ни передовой, ни оригинальной. Она всегда опиралась на современные западные теории и разработки и в основе своей и своих немалых достижений, имела купленные или присвоенные достижения западных ученых.

  Более того, нет ни одной страны в мире, которую можно назвать научно самодостаточной - мировая наука последние триста лет, с тех пор как отменили инквизицию, и сжигание ученых на кострах, существует и развивается именно так -обменом знаниями и достижениями.

  Именно поэтому в американских университетах учатся и работают китайские студенты  и именно поэтому не может быть никакой советской или российской и любой другой передовой науки в принципе.

Количество гениев в любом народе напрямую зависит от системы образования и хорошей пищи. Если вас плохо кормят, вам не до образования и научных открытий.

Поэтому, когда вам говорят о снижении уровня жизни в стране, это означает, что плохо питающиеся талантливые мальчишки и девчонки в российской провинции, будут летом вскапывать картошку на бабушкином огороде, а не учится в кружке робототехники или программирования.