Молчание наших друзей

Алишер Таксанов
"В конце всего мы будем помнить
не слова наших врагов, а молчание
наших друзей".
(Мартин Лютер Кинг)


Как ответить так, чтобы ничего не ответить? Как навести туману на простой вопрос? Мастерство этого продемонстрировал Шавкат Мирзияев на заседании Кенгаша народных депутатов в Термезе, там ответил, видимо, на волнующих многих узбекистанцев вопрос: какая позиция у Ташкента в российско-украинской войне? Хотя конкретно президент не назвал страны - Россию и Украину, но это вытекало из его слов: "Времена очень сложные, - говорят сейчас большие страны. - Узбекистан, на чьей ты стороне? Хватит, или на ту сторону перейди, или на эту". Они отправляют к нам своих представителей, которые так же спрашивают об этом и говорят: «Нам нужен Узбекистан, сейчас здесь 36 млн. человек, через 3-4 года будет 40 млн., будет большая страна. На чьей вы стороне?"
Сама фраза сумбурная, малопонятная, потому что трудно привять численность населения к политической ориентации республики к каким-либо сторонам - мировых игроков, или к текущей ситуации в Европе. Может, требовалось как-то раскрыть эту линию, сделать увязку, однако Миромоныч не продолжил эту мысль, а ответил сразу на себе поставленный вопрос: "На такой сложный вопрос есть только один ответ: я на одной стороне! Я отвечу, что готов умереть за благо моей нации, моего народа, моего великого Узбекистана".
То есть в российско-украинской войне он готов умереть на стороне Узбекистана. У любого гражданина может возникнуть недоумение: а на Узбекистан кто напал - Россия или Украина? От нас всего лишь требуется выразить позицию - мы поддерживаем Москву в ее агрессии и оккупации независимого государства, коим является Украина? Что мы делаем для того, чтобы узбекистанцы не принимали участие в этой войне, раз мы уж придерживаемся нейтралитета. Об этом говорилось ранее из уст разных провластных фигур, так видно и по голосованию в Генассамблее ООН, где всегда у нас один статус - "воздержался".
Украина является частью нашей общей советской истории, партнер по СНГ, с этой страной налажены экономические и культурные связи, в Ташкенте и Киеве функционируют посольства обоих государств, есть диаспоры народов и... мы молчим, делаем вид, что нас это не касается. Мы молчаливые друзья, которые никогда не заступятся за тех, на кого напали более наглые и сильные. Нейтралитет - какая удобная формулировка. Но даже нейтральная Швейцария помогает Киеву боеприпасами и техникой, принимает беженцев.
Узбекистан фактически не предпринимает ничего, чтобы узбеки не воевали на стороне России, а тем временем всплывают данные об участии наших сограждан в российских вооруженных силах. В прошлом году был видеоролик пленения двух узбеков, попавших в засаду украинских спецназовцев. В Перми глава узбекской диаспоры формировал дивизию имени Амира Темура из числа граждан Узбекистана для выполнения боевых задач на территории сопредельного государства. А в январе 2023 года вернули труп жителя Каракалпакии, которого убил артиллерийский снаряд при выполнении им военно-строительных работ для ВС России. То есть они не согласны с Шавкатом Мирзияевым, что надо умирать за Узбекистан - они умирают за Владимира Путина и его друзей-олигархов, потому что в целом самому российскому народу эта спецоперация не нужна.