Перпендикулярный иноземец. Истории другого времени

Рейтаро Уза
Прошлое присутствует в  настоящем неприметно, как притаившийся в чаще тигр.
©  Р.Дж. Коллингвуд.

Сегодня — только один из многих, многих дней, которые ещё впереди. Но, может быть, все эти будущие дни зависят от того, что ты сделаешь сегодня.
©  Эрнест Хемингуэй.

Вы владеете только тем, что нельзя потерять при кораблекрушении.
©  Абу Хамид аль-Газали.


Мир очень сложен и прост одновременно. Он многогранен. При всех наших возможностях и способностях исследовать, понять его,  осознать направления развития, всё же случаются непредсказуемые  результаты и неожиданные ситуации. Это как чудо, перечёркивающее всю рациональность и циничность, задыхающейся в своей внутренней борьбе противоречий и жажды потребления, человеческой цивилизации. Поэтому во все времена рождались мысли о параллельных мирах, реальностях, как иных вариантах развития, более справедливых или более удовлетворительных, хотя и со своими ценами за это. 

В действительности же, эти рассуждения касались неравномерности развития народов и государств, разделения общества по разным видимым критериям - отношения к власти и  богатству, знатности происхождения, цвету кожи, полу, возрасту, языку и культуре. Тогда каждый, в меру обеспеченный условно средний человек, воспринимал нищих и бездомных, аристократов и олигархов, иностранцев и чужаков (таковыми, например, для жителей городов были деревенские, и наоборот) как обитателей параллельных миров, с  которыми соприкасались в периоды кризисов и войн. Словно общее напряжение притягивало их, искривляло реальность и время, чтобы потом снова отпустить их в относительно свободное саморазвитие. Но это были зримые параллели. Так пассажир общественного транспорта мог видеть в окно по ходу движения деловых,  успешных и счастливых  обладателей личных автомобилей, бездомных и попрошаек  на перекрёстке, целеустремлённых или беззаботных пешеходов, и даже пассажиров других маршрутов. Или начать возмущаться временному закрытию проезда, связанному с пропуском видимого кортежа невидимых хозяев общественной жизни.

Но иногда в нашу жизнь врываются особые люди, которые, словно, проходят насквозь всего и вся. И хотя нам кажется, что знаем их давно, и если бы не случай, то наше размеренное сосуществование продолжалось бы и дальше. Но нет. Тяжёлые времена рождают героев из того, что есть: из глины и песка, крови и плоти, костей и духа. Эти люди достойны восхищения, уважения и памяти.
Вот именно среди них встречаются совсем другие, словно опережающие своё время или живущие вне его течения, странники, пришельцы. Возможно, это просто редкие личности, сумевшие сохранить детскую непринуждённость, пытливость ума и стремление всё сделать самим.

Ещё вчера, по приезду, в нём всё выдавало чужака: и одежда, и огромный рюкзак, и манера говорить. Но уже сегодня этого молодого парня трудно было отличить от местных. В летнем кафе в старой части города его ждали знакомые. Тёплая осень радовала своей погодой, хотя листья деревьев уже совсем пожелтели, а кое-где даже опали.

- Надо же! Смотрите, на  том здании напротив под самой крышей выложена дата. Одна тысяча девятьсот восьмой год, - сказала девушка, понимая, что её друг и их гость слишком сильно увлеклись своими воспоминаниями детства, учёбы и жизни в другом городе.
- А вот и нет. Девятьсот третий. Просто тень от веток , присмотрись внимательно, она двигается, - уверенно произнёс гость, легко и сразу перешедший при встрече на "ты".
- Правда. Никогда не замечала, - удивилась девушка. - Точно, игра теней.
- Просто нам повезло, что часть веток без листьев. Летом бы вообще не увидели бы. Деревьям выходит более ста лет.
- Интересно, что это за здание? - продолжила разговор девушка.
- Ты что не знаешь?  - удивился её друг.
- Нет. То, что там сейчас, я знаю. Что было раньше? Кто построил его и жил?
- Это усадьба была построена молодым купцом, эдаким нуворишем, который женился на дочери обедневшего дворянина. Точно, не знаю, чем он занимался, но, когда городу понадобилось здание для городского совета интеллигенции, то этот двухэтажный особняк стал и местом их заседаний, и типографией для городской газеты, и центром благотворительных и добровольческих организаций*. Даже некоторое время там были учительские курсы, - допив кофе, проинформировал гость молодых горожан.
- Откуда у тебя такие познания? - продолжая удивляться, спросила девушка.
- Он всегда был таким, - заметил её друг. - Мы даже в классе в шутку его называли "головой профессора Доуля".*
- Я просто хорошо подготовился к встрече, - скромно ответил гость.
- Но ты ведь кажется по профессии инженер-технолог?
- Да, мой отец был инженером. Он строил дороги, мосты, дома. Я же из тех инженеров, кто всё это считает и помогает делать.
- Ну, хорошо, а в наш город с какой целью приехал? Мы - же провинция, - не унималась девушка.
- Вы не просто провинция, а - фронтир. Несколько веков назад здесь проходила пограничная линия империи. С целью её продвижения и расширения строились крепости. Одна такая и положила начало вашему городу.
- Ха! Какая крепость у нас? Не, я, конечно, в школе в младших классах слышала, что здесь сначала какое-то укрепление  строили, которое потом стало городом. Но я ни разу и нигде не видела ни стен, ни башен, ни ворот, - искренне удивилась девушка, для которой эта тема была необычной и новой.
- А что это ты старыми развалинами заинтересовался? - спросил гостя её друг. - Об этом в чате как-то непонятно написано было. Но ты не думай, город показать мы можем, знать бы что конкретно.
- Про развалины, конечно, интересно, но потом. Пару лет назад нашей конторе заказали проект, в котором необходимо было проработать  большой массив данных относительно старых крепостей,  порядка десяти тысяч. Там были разные параметры и показатели. Среди всей прочей статистики попались интересные сведения, что только в нашем регионе было более двух тысяч крепостей и прочих фортификаций.*  Из них сохранились всего лишь три десятка сооружений. Но самое интересное было в том, что около сотни крепостей никогда не участвовали в войнах и не подвергались нападению.*  Вот они-то мне и стали интересны.
- Хочешь мира - готовься к войне*? - вдруг вспомнила  что-то девушка.
- Да, это так. Как писал великий полководец Сунь-цзы, что "бывают крепости, из-за которых не борются"*. Честно говоря, я согласен, лучшая война – это та, которая не случилась, - ответил ей гость и тут же спросил у друга. - Про какие развалины ты говорил?
- Не знаю. Так к слову пришлось. Я тоже не видел ни стен, ни башен.
- Мальчики, может, мы уже пойдём?
- Конечно. Я буду вам называть места и улицы, а вы покажете, как к ним пройти. О! А знаете, в чём оригинальность этого перекрёстка?
- В чём? - почти одновременно спросили горожане, продолжая удивляться познаниям своего гостя.
- Каждый из его четырёх домов был построен в разные десятилетия. Этот в пятидесятые построен, по диагонали от него небольшая многоэтажка, характерная для массовых застроек шестидесятых годов. Напротив неё - гостиница, явно из семидесятых. А вот эта пятиэтажка построена не раньше восьмидесятых годов.
- Ого! И правда, никогда не обращал внимание.
- Это тоже часть подготовки, чтобы удивить нас? - спросила девушка, то ли в насмешку, то ли заигрывая.
- Нет. Просто пришлось в своё время заниматься архитектурой и архитектурными стилями. А тут прям - классика жанра. Четыре эпохи в одном месте. Прямо, исторический перекрёсток какой-то.

Гость и его проводники двинулись вглубь старых застроек на вершину холма, где когда-то начиналась история этого города. Для молодых горожан было настоящим открытием то, что они узнали об истории своего города и отдельных зданий. Их гость мог бы быть хорошим экскурсоводом. К сожалению, от исторического укрепления не остались ни стены, ни валы, ни башни. Хотя на месте пожарной каланчи* до сих пор находится пожарная часть, а вместо дозорной башни стоит стодевяностодвух-метровая телевизионная вышка, внешне похожая на Эйфелеву башню.* О былой военной истории этого места говорят только старые названия двух улочек - Гарнизонная и Крепостная. И хотя за город шли серьёзные бои в годы гражданской войны, самой крепости к тому времени уже не было.

Осенний световой день короток и закончился незаметно быстро. Уставшие от пеших экскурсий, молодые люди завершили его долгим ужином в кафе. Расходиться и прощаться не хотелось. Прежде, чем расстаться, девушка подытожила события дня:
- Какой насыщенный и большой день получился! Я столько нового узнала о своём городе. Оказывается, мы ежедневно проходим по улицам и местам, овеянным интересным историческим прошлым.
- Я к своему стыду тоже совсем не знал, сколько у нас прекрасных достопримечательностей, - искренне сказал её друг. - Вот так, если бы приехали гости, то ничего бы не смог им показать, кроме парка развлечений, торговых домов и кафе.
- Зато теперь вам есть, что рассказать своим детям, - с улыбкой  и по доброму ответил их гость, расставляя на всякий случай акценты, помня о том, как иногда восхищённо и странно смотрела на него девушка.
- Может быть, летом повторим? Я достану хорошую камеру и микрофоны, снимем ролики или фильм, - загорелся новой идеей её друг.
- Почему бы и нет? Правда, придётся покопаться в архивах, а не только в интернете. Спасибо вам. Без вас бы я за день не управился. Да, кстати, могу ли я указать ваши данные в будущих публикациях?
-  Конечно! Вот ты - странный человек, инопланетянин. Просто пришёл и срезал нашу жизнь на "до" и "после", - громко и весело возмутилась девушка.
- Я же говорил тебе, что он - какой-то перпендикулярный иноземец, - сказал её друг, вызвав новую волну смеха и обнимая гостя на прощание.

13.03.2023.
====================================
* Робин Джордж Коллингвуд (1889 - 1943) – британский философ, историк, археолог, специалист по методологии и гносеологии исторической науки.

* Эрнест Миллер Хемингуэй  (1899 - 1961) - американский писатель, военный корреспондент, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года. Цитата из его самого известного романа "По ком звонит колокол".

* Абу Хамид аль-Газали (1058 - 1111) - имам, один из самых больших муджаддидов (обновителей веры) в истории Ислама, богослов, правовед, философ и мистик родом из Хорасана (территория современного Ирана). Один из наиболее авторитетных учителей, входящих в число основателей суфизма.

* термином "добровольческий" в девятнадцатом веке называли различные ныне  волонтёрские организации.

* персонаж из одноимённого научно-фантастического романа русского советского писателя  Александра Романовича Беляева, который был опубликован в 1925 году.

* для понимания ситуации необходимо принять, что одно и тоже сооружение в разных странах может квалифицироваться по разному. К тому же, при определении укреплений следует исходить из их предназначения и соответствия исторической эпохе, а не внешнего вида или иным показателям. Например:
1. Замок - каменный жилой дом, приспособленный выдерживать осаду, источник воды, склады и все удобства находятся внутри замка. Обычно это донжон - центральная башня, одновременно и жилой дом рыцаря-феодала  - вместе с хозяйственными постройками, обнесёнными стеной.
2. Форт - долговременное укрепление с постоянным гарнизоном, обязательно наличие источника воды внутри форта. В русской традиции использовался и другой термин - "острог".
3. Цитадель - очень большой форт, может содержать внутри гражданские строения, замки, например Кремль - это цитадель.
4. Крепость - система разных укреплений, фортов, цитаделей, расположенных рядом и связанных единым командованием, снабжением, источниками воды.
5. Укрепрайон - система крепостей и других укреплений, связанных единым командованием.
6. Линия, вал - система укрепрайонов, образующих стратегическую оборонительную линию.
А ещё были бастионы, барбеты, редуты, флеши и т.п. Более подробно можно прочитать здесь:
* Таких укреплений много, как и информации о них. Например:
"Крепости, никогда не видавшие войны" (https://life.ru/p/901766)
или "Горькая линия обороны. Крепости, которые не принимали участия в войнах"

* Si vis pacem, para bellum. (русский перевод «хочешь мира — готовься к войне») — латинская фраза, авторство которой приписывается римскому историку Корнелию Непоту (99—24 года до новой эры).

*  Сунь-цзы - Китайский стратег и мыслитель, живший в VI веке до н. э. Автор знаменитого трактата о военной стратегии "Искусство войны" (правильнее называть "Законы войны").  Используется перефразируемая часть цитаты  "Сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего — покорить чужую армию, не сражаясь".

* Каланча; — наблюдательная башня при пожарной (полицейской) части. Устаревшее значение — дозорная (оборонительная), сторожевая башня.

* Эйфелева башня — это самая известная архитектурная достопримечательность Парижа, известная как символ Франции, воздвигнутая на Марсовом поле и названная в честь своего конструктора Гюстафа Эйфеля. Она является самым узнаваемым и высоким зданием в Париже, её высота вместе с новой антенной составляет 324 метра. Это решетчатая башня из кованого железа была построена в 1889 году.