Ты, моё столетие Н. А. Троицкий

Виктор Скормин
Я мысленно открываю гигантский зонтик и воображаю как собираются под ним, преодолевая чудесным образом невообразимые расстояния, и становятся рядом со мной очень внешне непохожие люди. У нас разные оттенки кожи, форма носа, цвет волос и разрез глаз, манера говорить, доход, темперамент и список болезней и заморочек. Но у нас так много общего, что места под моим зонтиком хватает для всей многомиллионной толпы. Мы все по-русски говорили с мамой, читали учебник Родная речь, наши детские сердца восторженно бились представляя как “ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам,” мы смеялись басням Крылова, пели Высоцкого и Окуджаву, по-русски объяснялись в первой любви... Мы все родились в России и не важно, продолжаем ли мы ежедневно делить её радости и горести, или перебрались мы в другие, более благополучные страны, нас продолжает волновать судьба России, в которой как в капле воды отражается судьба всего мира.

Судьбу России, как и любой другой страны, нельзя понять, не зная её истории. К сожалению, если корабль нашей цивилизации однажды затонет, в этом будет вина историков, и не только русских. Призванные хранить факты исторического значения, даже наиболее уважаемые представители этой одной из старейших профессий научились интерпретировать эти факты в угоду власть придержащим, тем кто даёт гранты, в угоду моде, а иногда просто подчеркивая свою индивидуальность. Например современные американские историки заполнили страницы учебников всеми возможными обвинениями в адрес Колумба, а ведь не открой он Америку, многие из них пасли бы сейчас овец и копали картошку на полях Туманного Альбиона. Конечно же их ложь не сравнить с ложью запуганных историков страны победившего коммунизма и чванливых членов союза писателей которые за кусок копченой колбасы из совминовского буфета лгали о прошлом и настоящем своей страны и своего народа. То, что мы знаем о России, это обрывки воспоминаний наших стариков, что-то из Пушкина, что-то от Булгакова, что-то от Шукшина, а более всего из области слухов нами же адаптированных в соответствии с тем какой бы мы хотели видеть нашу Родину.

А существует ли она, объективная историческая правда? – боюсь, что не существует. Мы восторгаемся гениальной строкой Пушкина “ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам”, но подумайте, ведь у хозар тоже мог быть свой Пушкин. Как бы звучала его версия той же самой строки? И потому история, как наука, настолько субъективна, самовлюблённа и эмоциональна, что для понимания судеб народов и стран она ничего не даёт, иначе бы вторая мировая не последовала бы за первой...  Так как же нам понять судьбу Россиии и судьбу мира? – Давайте закроем учебники истории и обратимся к воспоминаниям тех, кто хотел и сумел рассказать нам о своей жизни – миллионы таких жизней сплелись в одно неразрывное полотно,  которым связано прошлое, настоящее и будущее. Жизнь каждого человека – это последовательность фактов, из которых и складывается историческая правда, та которой нам так не хватает.

Передо мной лежит книга недавно написанная очень старым, замечательным русским человеком, Николаем Александровичем Троицким. На протяжении последних десяти лет этот сто-четырехлетней старик, сохранивший ясный ум и трезвую память, диктовал на магнитофон не свою версию русской истории, а просто историю своей жизни. И так уж получилось что его жизнь оказалась собранием тех исторических фактов без знания и понимания которых нельзя понять ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Эта книга интересна потому что её автор не хотел или не умел прятаться от тех испытаний которые уготивила своим гражданам Россия, и его долголетие объясняется тем что он не пересидел в темных закутах испытания и потрясения, но был в них втянут, испытан и потрясён, и выжил пережив всех своих мучителей благодаря правде, воле и здоровью заложенному в него его родителями, простыми крестьянами Симбирской губернии. Да, это тот же самый Симбирск...  Ненавязчиво и без ненужных обобщений его книга описывает события детства, юности, зрелости, показывает как влияли на жизнь простого человека, революция, раскулачивание, голод, 38-год, Лубянка, война, плен, попытки насильственной выдачи в сталинские лагеря, попытка прижиться к американской жизни. Он рассказывает о судьбе простой  украинской девчонки, угнанной фашистами в трудовые лагеря в Германии, чудом избежавшей насильственной выдачи сталинским палачам, и ставшей его верной женой. Многие события его жизни имели место и в жизни наших родных, которые сумели, а чаще всего так и не сумели перелистать перед нами страницы своих воспоминаний.

Книга Троицкого интересна еще и тем, что его судьба переплелась с судьбами тех немногих, кто пытался противостоять и фашизму и сталинизму, подмявшим под себя миллионы покорных людей. Многие из них преданы забвению по воле власть придержащих, чтобы их пример не будоражил умы законопослушных граждан. Книга Троицкого даёт показания по одому из самых ужасных преступлений, совершенных союзниками в конце войны – насильственной выдачи миллионов людей, скрывшихся на Западе от коммунизма, сталинским палачам на смерть и мучения в концлагерях.
 
Интересна и трогательна часть книги, где глубокий старик говорит о будущем. Смогут ли наши потомки понять исторические ошибки ушедших поколений и создать мир добрее и лучше, чем те миры которые уходят в небытиё?  Придут ли времена свободные от злобы, голода, войны? Станет ли богопослушание той тропой которая приведет нас к добру? А может быть мир это только передышка которая нужна уставшим от одного кровопролития чтобы накопить сил для другого? Троицкий видел слишком много зла чтобы давать ответы на эти вопросы. Он умер в городе Бингхамтон, штат Нью-Йорк, в возрасте 107 лет.

Я хочу закончить это повествование стихами –


Мы зрители и актёры
В извечном спектакле мира
И мизерны наши роли
И наша фальшива лира
В извечном калейдоскопе
Одни и те же сюжеты
И каждая наша песня
Была уже кем-то спета
И каждое наше горе
Рана, болезнь и измена
Тысячекратно оплаканы
В этом мире нетленном

Не будут звучать овации
Истории в воздухе спертом
Когда мы сойдём со сцены
Следы наши будут стёрты
Ногами детей и внуков
Бесчисленных и безликих
И в море забытых звуков
Замрут наши смех и стоны

Старик Троицкий написал хорошую книгу. Прочтите её.