МОРСКОЙ АС РАЕВСКИЙ
«Мы учим летать самолёты,
Мы учим их страх побеждать.
…………………………………………………»
Путь в небо для Героя России Александра Михайловича Раевского был долгим. В Минском суворовском училище, где он даже и не помышлял о профессии военного лётчика, выпускников агитировали идти в сухопутные войска, чтобы продолжить учёбу в одном из военных училищ страны.
В жизни, однако, бывают моменты, которые круто её меняют. Так встреча Александра с дядей лётчиком – истребителем его друга по училищу перевернула всё. Решение суворовца Раевского было твёрдым – идти только в истребители, но его в авиационное училище не направили, попал в танковое. Потом разрешили забрать документы, и Александр пытает счастье поступить в Черниговское высшее военное авиационное училище, а так как набор туда завершился, поступил на следующий год.
Мечта сбылась, и скоро курсанты уже летали. Сначала на учебно – тренировочном Л – 29, затем на Л – 39, осваивали сверхзвуковой боевой самолёт МиГ – 21. Выпускников этого училища в основном направляли в морскую авиацию, но Александр рвался в строевые боевые части, там чаще летали, чем на самолётах вертикального взлёта и посадки Як – 38 с авианесущих крейсеров «Минск», «Новороссийск», «Киев». Не смотря на все стремления молодого лётчика, лейтенанта Раевского, его всё – таки направили в авиацию флота. Учебный полк в Саках, назначение на Дальний Восток в Отдельный штурмовой авиационный полк, базировавшийся на авианосцах «Минск» и «Новороссийск» (другой такой в Советском Союзе был на Севере – на крейсерах «Киев» и «Баку»).
Значительно позже, осваивая самолёт Як – 38, Александр убедился, что именно в морской авиации становятся настоящими пилотами. Самолёт вертикального взлёта и посадки требовал к себе особого отношения, нужны были не только знания, но и дисциплинированность, даже неосторожное движение лётчика, либо отказ двигателя могли привести к трагедии. Як – 38 с тремя силовыми установками балансировал на четырёх струях, зависая в десяти метрах над палубой авианосца. Многие пилоты погибали, не спасала даже система автоматического катапультирования.
В те годы самолёт Як – 38 по своим боевым возможностям превосходил машины морской авиации США и Англии, но имел слишком большой расход топлива. Лётчики стали взлетать, совершая короткий разбег по палубе, это позволяло экономить топливо и уходить от корабля на большее расстояние. Боевые дежурства в походах, которые нёс Александр Раевский на авианосцах «Минск» и «Новороссийск», продолжались от четырёх до девяти месяцев.
Мастерство морского аса совершенствовалось, и он решил пойти в лётчики – испытатели. В звании капитана Александр отправился в город Ахтубинск, в школу подготовки, куда со всей страны приезжали лётчики, желавшие стать испытателями. После жёсткого отбора из 48 кандидатов в школе оставили лишь 9 человек, и среди них был и Раевский.
Какой трудной и опасной являлась работа лётчика – испытателя говорить не приходится. Александр прекрасно знал об этом, но постоянно стремился к своей цели: изучал методику лётных испытаний, получал лётную практику. Закончив школу, продолжал полёты на Як – 38, машину совершенствовали, ей на смену должен был прийти Як – 41, но вскоре государственную программу по нему закрыли. Конечно, Раевский испытывал и другие самолёты и вертолёты морской авиации.
К тому времени американцы, французы начали использовать истребители палубного базирования. При посадке на авианосец самолёты специальным гаком цеплялись за трос на палубе. В СССР стали также использовать этот метод, изучая иностранный опыт. Был построен единственный в стране авианесущий крейсер «Тбилиси» (переименованный позже в «Адмирал Кузнецов»), оборудованный трамплином для взлёта учебно – тренировочных (с гаком) Су – 25 УТГ и боевых самолётов Су – 27К и Миг – 29К. В 1990 году к испытаниям техники присоединился и Александр, сначала на берегу, в Саках, потом – на корабле.
Лётчик, совершавший посадку на палубу авианосца, испытывает по исследованиям врачей запредельные нагрузки: параметры пульса, кровяного давления, показания кардиограммы выходят за рамки допустимых норм. Но не только посадка, а отказ двигателя, гидросистемы… Для испытателя это отклонения от задания, и надо искать выход из чрезвычайной ситуации.
На одной такой, произошедшей с Александром Раевским, следует остановиться подробнее. Однажды, перед ним была поставлена задача проверить навигацию Су – 27К на расстоянии тысячи километров от корабля. Однако, в океане погода резко изменилась, а «сушка» уже улетела. На «Адмирале Кузнецове» прекратили полёты, и Раевскому срочно передали информацию о сложившейся ситуации. Огромный корабль раскачивало из стороны в сторону. Посадить самолёт на палубу размерами в 36 метров длиной и 20 - шириной было просто невозможно. Александр после выхода на посадочный курс с первого захода не мог подстроиться к находившемуся в «болтанке» «Адмиралу Кузнецову». Удалось это только со второй попытки, зацепившись гаком за трос. Самолёт остановился на палубе корабля среди бушующего океана.
Раевский и далее выполнял сложные полёты: на боевое применение, на дозаправку, в тяжёлых метеоусловиях и, пожалуй, не сравнимые ни с чем – ночью с корабля. Он не раз оказывался между жизнью и смертью, но с честью выходил из этой схватки победителем, освоил 38 типов самолётов и вертолётов, совершил более 200 ! безаварийных посадок на самолётах Су – 27К, Миг – 29К на палубу авианосца (для сравнения в морской авиации США уже за 100 таких посадок лётчик получал особый знак – «Золотой гак»).
«За мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новой авиационной техники» Александр Раевский стал Героем Российской Федерации.
Таким был настоящий морской лётчик – профессионал, не бросивший ни одну из испытываемых им машин, какими – бы ни были обстоятельства, происходившие в воздухе. К сожалению, добрый ангел, хранивший А. Раевского в воздухе, не смог уберечь его на земле, 30 августа 2008 года он погиб вместе с женой в автомобильной катастрофе в Тульской области.
ВЕЧНАЯ СЛАВА МОРСКОМУ АСУ!
11 марта 2023 года. Вячеслав Прытков.