Морской ас Раевский

Вячеслав Прытков
                МОРСКОЙ   АС   РАЕВСКИЙ

«Мы  учим  летать  самолёты,
  Мы  учим  их  страх  побеждать.
  …………………………………………………»


Путь  в  небо  для  Героя  России  Александра  Михайловича  Раевского  был  долгим. В  Минском  суворовском  училище, где  он  даже  и  не  помышлял  о  профессии  военного  лётчика, выпускников  агитировали  идти  в  сухопутные  войска, чтобы  продолжить  учёбу  в  одном  из  военных  училищ  страны.
В  жизни, однако, бывают  моменты, которые  круто  её  меняют. Так  встреча  Александра  с  дядей  лётчиком – истребителем  его  друга  по  училищу  перевернула  всё. Решение  суворовца  Раевского  было  твёрдым – идти  только  в  истребители, но  его  в  авиационное  училище  не  направили, попал  в  танковое. Потом  разрешили  забрать  документы, и  Александр  пытает  счастье  поступить  в  Черниговское  высшее  военное  авиационное  училище, а  так  как  набор  туда  завершился, поступил  на  следующий  год.
Мечта  сбылась, и  скоро  курсанты  уже  летали. Сначала  на  учебно – тренировочном  Л – 29, затем  на  Л – 39, осваивали  сверхзвуковой  боевой  самолёт  МиГ – 21. Выпускников  этого  училища  в  основном  направляли  в  морскую  авиацию, но  Александр  рвался  в  строевые  боевые  части, там  чаще  летали, чем  на  самолётах  вертикального  взлёта  и  посадки  Як – 38  с  авианесущих  крейсеров  «Минск», «Новороссийск», «Киев». Не  смотря  на  все  стремления  молодого  лётчика, лейтенанта  Раевского, его  всё – таки  направили  в  авиацию  флота. Учебный  полк  в  Саках, назначение  на  Дальний  Восток  в  Отдельный  штурмовой  авиационный  полк, базировавшийся  на  авианосцах  «Минск»  и  «Новороссийск»  (другой  такой  в  Советском  Союзе  был  на  Севере – на  крейсерах  «Киев»  и  «Баку»).

Значительно  позже, осваивая  самолёт  Як – 38, Александр  убедился, что  именно  в  морской  авиации  становятся  настоящими  пилотами. Самолёт  вертикального  взлёта  и  посадки  требовал  к  себе  особого  отношения, нужны  были  не  только  знания, но  и  дисциплинированность, даже  неосторожное  движение  лётчика, либо  отказ  двигателя  могли  привести  к  трагедии. Як – 38  с  тремя  силовыми  установками  балансировал  на  четырёх  струях, зависая  в  десяти  метрах  над  палубой  авианосца. Многие  пилоты  погибали, не  спасала  даже  система  автоматического  катапультирования.
В  те  годы  самолёт  Як – 38  по  своим  боевым  возможностям  превосходил  машины  морской  авиации  США  и  Англии, но  имел  слишком  большой  расход  топлива. Лётчики  стали  взлетать, совершая  короткий  разбег  по  палубе, это  позволяло  экономить  топливо  и  уходить  от  корабля  на  большее  расстояние. Боевые  дежурства  в  походах, которые  нёс  Александр  Раевский  на  авианосцах  «Минск»  и  «Новороссийск», продолжались  от  четырёх  до  девяти  месяцев.
Мастерство  морского  аса  совершенствовалось, и  он  решил  пойти  в  лётчики – испытатели. В  звании  капитана  Александр  отправился  в  город  Ахтубинск, в  школу  подготовки, куда  со  всей  страны  приезжали  лётчики, желавшие  стать  испытателями. После  жёсткого  отбора  из  48  кандидатов  в  школе  оставили  лишь  9  человек, и  среди  них  был  и  Раевский.

Какой  трудной  и  опасной  являлась  работа  лётчика – испытателя  говорить  не  приходится. Александр  прекрасно  знал  об  этом, но  постоянно  стремился  к  своей  цели: изучал  методику  лётных  испытаний, получал  лётную  практику. Закончив  школу, продолжал  полёты  на  Як – 38, машину  совершенствовали, ей  на  смену  должен  был  прийти  Як – 41, но  вскоре  государственную  программу  по  нему  закрыли. Конечно, Раевский  испытывал  и  другие  самолёты  и  вертолёты  морской  авиации.

К  тому  времени  американцы, французы  начали  использовать  истребители  палубного  базирования. При  посадке  на  авианосец  самолёты  специальным  гаком  цеплялись  за  трос  на  палубе. В  СССР  стали  также  использовать  этот  метод, изучая  иностранный  опыт. Был  построен  единственный  в  стране  авианесущий  крейсер  «Тбилиси»  (переименованный  позже  в  «Адмирал  Кузнецов»), оборудованный  трамплином  для  взлёта  учебно – тренировочных  (с  гаком)  Су – 25 УТГ  и  боевых  самолётов  Су – 27К  и  Миг – 29К. В  1990  году  к  испытаниям  техники  присоединился  и  Александр, сначала  на  берегу, в  Саках, потом – на  корабле.

Лётчик, совершавший  посадку  на  палубу  авианосца, испытывает  по  исследованиям  врачей  запредельные  нагрузки: параметры  пульса, кровяного  давления, показания  кардиограммы  выходят  за  рамки  допустимых  норм. Но  не  только  посадка, а  отказ  двигателя, гидросистемы… Для  испытателя  это  отклонения  от  задания, и  надо  искать  выход  из  чрезвычайной  ситуации.

На  одной  такой, произошедшей  с  Александром  Раевским, следует  остановиться  подробнее. Однажды, перед  ним  была  поставлена  задача  проверить  навигацию  Су – 27К  на  расстоянии  тысячи  километров  от  корабля. Однако, в  океане  погода  резко  изменилась, а  «сушка»  уже  улетела. На  «Адмирале  Кузнецове»  прекратили  полёты, и  Раевскому  срочно  передали  информацию  о  сложившейся  ситуации. Огромный  корабль  раскачивало  из  стороны  в  сторону. Посадить  самолёт  на  палубу  размерами  в  36  метров  длиной  и  20  - шириной  было  просто  невозможно. Александр  после  выхода  на  посадочный  курс  с  первого  захода  не  мог  подстроиться  к  находившемуся  в  «болтанке»  «Адмиралу  Кузнецову». Удалось  это  только  со  второй  попытки, зацепившись  гаком  за  трос. Самолёт  остановился  на  палубе  корабля  среди  бушующего  океана.
Раевский  и  далее  выполнял  сложные  полёты: на  боевое  применение, на  дозаправку, в  тяжёлых  метеоусловиях  и, пожалуй,  не  сравнимые  ни  с  чем – ночью  с  корабля. Он  не  раз  оказывался  между  жизнью  и  смертью, но  с  честью  выходил  из  этой  схватки  победителем, освоил  38  типов  самолётов  и  вертолётов, совершил  более  200 !  безаварийных  посадок  на  самолётах  Су – 27К, Миг – 29К  на  палубу  авианосца  (для  сравнения  в  морской  авиации  США  уже  за  100  таких  посадок  лётчик  получал  особый  знак – «Золотой  гак»).
«За  мужество  и  героизм, проявленные  при  испытании, доводке  и  освоении  новой  авиационной  техники»  Александр  Раевский  стал  Героем  Российской  Федерации.

Таким  был  настоящий  морской  лётчик – профессионал, не  бросивший  ни  одну  из  испытываемых  им  машин, какими – бы  ни  были  обстоятельства, происходившие  в  воздухе. К  сожалению, добрый  ангел, хранивший  А. Раевского  в  воздухе, не  смог  уберечь  его  на  земле, 30  августа  2008  года  он  погиб  вместе  с  женой  в  автомобильной  катастрофе  в  Тульской  области.
ВЕЧНАЯ  СЛАВА  МОРСКОМУ  АСУ!

11  марта  2023  года.                Вячеслав  Прытков.