ВХ4 Сердцу не прикажешь?

Виктор Ротт
             Чистое сердце наслаждается
            присутствием Бога...
                Г.Гегель. ФР,т.2,с.321

      В Апостольском символе веры развитие представления о Боге диалектически берёт ветхозаветное за основание.
 "Верую в Бога, Отца, всемогущего творца неба и земли",- так определён в Символе начальный атрибут Бога. Его всемогущество в том, что Он преодолел Ничто, поглощающее излучение и вещество, победил его разрушительные силы - таковы были начальные условия Творения  - и создал Вселенную, Землю и Жизнь.
 Центральное место в Символе отведено Сыну - Иисусу Христу, Его жизненному подвигу и возвращению к Отцу.
  Синодальный перевод Библии отметил развитие в понимании Бога сменой Его имён:  Всемогущий в Ветхом Завете; Вседержитель появляется в Книге Иова, где поставлена проблема неполноты восприятия, и в Откровении в Новом Завете это имя входит в канон.
  Не всем протестантским переводам, даже новейшим, например, сделанным Служением "Живой поток", удалось проследить и отметить это движение богословской мысли.
  Разумеется, протестантсанская теология не прошла мимо самой проблемы. Так,известный теолог Карл Барт (1886-1968) в комментариях к Апостольскому символу веры помогает нам глубже вникнуть в идею Божественного всемогущества.
 "Бог есть совокупность, определение, граница всего возможного",-пишет он.- "Могущество Бога есть святое, праведное, милосердное, терпеливое, благое могущество... могущество Его свободной любви в Иисусе Христе, в Нём оно реализуется и открывается"(Карл Барт.Очерк догматики.-СПб.:Алтейя,2000,с.77-80).
 И далее: "Но не "всемогущее" есть Бог, не следует понимать Бога как полной совокупной мощи". Ведь"всемогущее" есть зло как "мощь сама по себе". Всемогущее - это хаос,зло, дьявол.""...это опасность, которая постоянно угрожает сотворённому Богом миру..."
  Добавим: это и есть Ничто,как силы уничтожения, по отношению к которым мы и называем Бога Всемогущим.
  В протестантских вероисповеданиях, в частности в баптистских, начиная с Лондонского (1644г), и во всех русских в определении Бога, однако, просто собрали все позитивные качества как абсолютные, в том числе и "всемогущий" во всём объёме его содержания - "страшен в Своём суде","не оставляет без наказания виновных"!
 Для некоторых церквей ветхое представление более практично, так как акцентирует верующего в первую очередь на коллективной молитве, как наиболее эффективной.Они мотивируются всё тем же комплексом "пользы". Тогда как образ Бога из Апокалипсиса ориентирует христиан на участие в Божием воинстве, причём без расчёта на вознаграждение,а просто искренне, чисто от корыстных ожиданий, с истинно жертвенной любовью к Богу.
 В основе вариации личных реальностей Бога лежат особенности психологии верующих - мужской и женской. Религиозные переживания женщин - а именно они составляют большинство в церквах - имеют молитвенный акцент.В глубине своей судьбы женщина взыскует высшей справедливости, милости и защиты. Надежда - часто её единственная реальная духовная сила. Активное стремление к цели в большей мере свойственно мужскому характеру. Акцент мужчин - на такой деятельности, как проповедь, евангелизационные акции.
 Но и всякое истинное, благое представление в идеях и переживаниях конкретного человека и его образе жизни может быть доведено до противоположности, до абсурда.
 Быть воинством Христовым - этим пониманием Благой вести вдохновлялись крестовые походы. Их духовники благословляли соединение креста и меча, и меч шёл впереди слова.
 В наши дни дух воинственности разжигается нередко в межрелигиозных отношениях христиан и мусульман, особенно в местах, где соседствуют и сталкиваются материальные интересы национальных общин.
 Да и в христианском населении,как это происходит сейчас на Украине, общины различных деноминаций впали во вражду.Ветхие страсти обуревают людьми ХХ1века.
 "...сердце ведь занято только собственным формальным субъектом, его предметом и целью остаётся  в о т   э т о Я",- подытожил Г.Гегель свои размышленияо подобных ситуациях.
 Чистое сердце... Речь не о детском. У ребёнка только сердечко. Чистое -то, которое прошло через соблазны мира и выдержало испытания или очищено покаянием.
  дать человеку религиозное воспитание, помочь над изначальной естественностью, над природным характером подняться к Разуму - такова миссия Церкви. Христианская мысль всегда билась над тем, чтобы усовершенствовать возможности церковного общения влиять на становление личности. Отсюда дисперсия Церкви - множество деноминаций.
 Однако, сегодня мир, преобразить который Церковь призвана Богом, быстро усложняется. От молодёжи требуется всё больше затрат сил и времени на профессиональное обучение, и всё меньше остаётся возможностей для морального становления. Современная цивилизация обрушивает на человека мощный поток информации, превращая личную реальность в нечто мозаичное и аморфное..
 Утрачивая контакт с Богом, теряя духовную опору, человек беспомощно тонет в потоке событий и перемен, отчаивается или ожесточается, становится игрушкой в руках разрушительных сил.
  Сердце не камень!