Чистое сердце наслаждается
присутствием Бога...
Г.Гегель. ФР,т.2,с.321
В Апостольском символе веры развитие представления о Боге диалектически берёт ветхозаветное за основание.
"Верую в Бога, Отца, всемогущего творца неба и земли",- так определён в Символе начальный атрибут Бога. Его всемогущество в том, что Он преодолел Ничто, поглощающее излучение и вещество, победил его разрушительные силы - таковы были начальные условия Творения - и создал Вселенную, Землю и Жизнь.
Центральное место в Символе отведено Сыну - Иисусу Христу, Его жизненному подвигу и возвращению к Отцу.
Синодальный перевод Библии отметил развитие в понимании Бога сменой Его имён: Всемогущий в Ветхом Завете; Вседержитель появляется в Книге Иова, где поставлена проблема неполноты восприятия, и в Откровении в Новом Завете это имя входит в канон.
Не всем протестантским переводам, даже новейшим, например, сделанным Служением "Живой поток", удалось проследить и отметить это движение богословской мысли.
Разумеется, протестантсанская теология не прошла мимо самой проблемы. Так,известный теолог Карл Барт (1886-1968) в комментариях к Апостольскому символу веры помогает нам глубже вникнуть в идею Божественного всемогущества.
"Бог есть совокупность, определение, граница всего возможного",-пишет он.- "Могущество Бога есть святое, праведное, милосердное, терпеливое, благое могущество... могущество Его свободной любви в Иисусе Христе, в Нём оно реализуется и открывается"(Карл Барт.Очерк догматики.-СПб.:Алтейя,2000,с.77-80).
И далее: "Но не "всемогущее" есть Бог, не следует понимать Бога как полной совокупной мощи". Ведь"всемогущее" есть зло как "мощь сама по себе". Всемогущее - это хаос,зло, дьявол.""...это опасность, которая постоянно угрожает сотворённому Богом миру..."
Добавим: это и есть Ничто,как силы уничтожения, по отношению к которым мы и называем Бога Всемогущим.
В протестантских вероисповеданиях, в частности в баптистских, начиная с Лондонского (1644г), и во всех русских в определении Бога, однако, просто собрали все позитивные качества как абсолютные, в том числе и "всемогущий" во всём объёме его содержания - "страшен в Своём суде","не оставляет без наказания виновных"!
Для некоторых церквей ветхое представление более практично, так как акцентирует верующего в первую очередь на коллективной молитве, как наиболее эффективной.Они мотивируются всё тем же комплексом "пользы". Тогда как образ Бога из Апокалипсиса ориентирует христиан на участие в Божием воинстве, причём без расчёта на вознаграждение,а просто искренне, чисто от корыстных ожиданий, с истинно жертвенной любовью к Богу.
В основе вариации личных реальностей Бога лежат особенности психологии верующих - мужской и женской. Религиозные переживания женщин - а именно они составляют большинство в церквах - имеют молитвенный акцент.В глубине своей судьбы женщина взыскует высшей справедливости, милости и защиты. Надежда - часто её единственная реальная духовная сила. Активное стремление к цели в большей мере свойственно мужскому характеру. Акцент мужчин - на такой деятельности, как проповедь, евангелизационные акции.
Но и всякое истинное, благое представление в идеях и переживаниях конкретного человека и его образе жизни может быть доведено до противоположности, до абсурда.
Быть воинством Христовым - этим пониманием Благой вести вдохновлялись крестовые походы. Их духовники благословляли соединение креста и меча, и меч шёл впереди слова.
В наши дни дух воинственности разжигается нередко в межрелигиозных отношениях христиан и мусульман, особенно в местах, где соседствуют и сталкиваются материальные интересы национальных общин.
Да и в христианском населении,как это происходит сейчас на Украине, общины различных деноминаций впали во вражду.Ветхие страсти обуревают людьми ХХ1века.
"...сердце ведь занято только собственным формальным субъектом, его предметом и целью остаётся в о т э т о Я",- подытожил Г.Гегель свои размышленияо подобных ситуациях.
Чистое сердце... Речь не о детском. У ребёнка только сердечко. Чистое -то, которое прошло через соблазны мира и выдержало испытания или очищено покаянием.
дать человеку религиозное воспитание, помочь над изначальной естественностью, над природным характером подняться к Разуму - такова миссия Церкви. Христианская мысль всегда билась над тем, чтобы усовершенствовать возможности церковного общения влиять на становление личности. Отсюда дисперсия Церкви - множество деноминаций.
Однако, сегодня мир, преобразить который Церковь призвана Богом, быстро усложняется. От молодёжи требуется всё больше затрат сил и времени на профессиональное обучение, и всё меньше остаётся возможностей для морального становления. Современная цивилизация обрушивает на человека мощный поток информации, превращая личную реальность в нечто мозаичное и аморфное..
Утрачивая контакт с Богом, теряя духовную опору, человек беспомощно тонет в потоке событий и перемен, отчаивается или ожесточается, становится игрушкой в руках разрушительных сил.
Сердце не камень!